Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Паровой автотранспорт

11.12.2016

 

Паровой транспорт в эпоху пара — пассажирский локомобиль Даджeна, середина XIX века
Когда паровые дилижансы даным-давно ушли в историю, паровые трактора уступили место бензиновым, а дизельные экспрессы шутя выиграли у паровозов битву за скорость, паровые автобусы продолжали исправно возить пассажиров. Многие из них сохранились до наших дней и ежегодно участвуют во всяческих смотрах и ралли.
 Паровой автобус в Великобритании, 1904
 Один из двух паровиков, подвозивший пассажиров железной дороги в Стаффордшире к станции.
 Ту же задачу выполнял паровик Лондонской и Юго-Западной железной дороги
Городской паровик компании Torquay, 1907
 Паровой автобус в Берлине, 1908
 Паровой De Dion выполнял регулярные рейсы по Парижу.
 Автобус на шасси парового трактора Foden, 1913
Еще один Foden, 1918 года выпу1931 год: Sentinel DG4 на базе грузового локомобиля

Еще один Sentinel — 1934 года, на базе грузового паровика S4

Цветные фотографии сделаны на британских «паровых ралли» в разные годы.
Паровые машины продолжали служить человеку через много лет после завершения Века Пара и Электричества. Конструкторы упорно не желали отказываться от энергии пара. Они совершенствовали двигатели и создавали могучие транспортные средства, которые по многим статьям могли поспорить с бензиновыми и дизельными автомобилями. Настоящим заповедником паровиков была и остается Великобритания, где производство локомобилей продолжалось до 1950 года.
 
Предлагаю вашему вниманию небольшую галерею грузовиков, тягачей и дорожных локомотивов с паровым двигателем.
 
Thornycroft, 1900 год
Yorkshire, 1905 год
Foden Colonial Tipper, 1913 год
Sentinel Standard Waggon, 1916 год

Atkinson 6-ton, 1918 год

Mann Wagon, 1919 год

Aveling and Porter Lady Fiona, 1922 год

Garrett Undertype Lord, 1926 год

Yorkshire, 1927 годКроме грузовиков-локомобилей, выпускались паровые тракторы (которые далеко не всегда использовались лишь в сельском и лесном хозяйстве; ведь слово tractor означает «тягач», и артиллерийские тягачи начала ХХ века выглядели примерно так же, как этот силач, выпущенный уже после Первой мировой):

Aveling and Porter Shamrock, 1922 годЕще один любопытный вид транспорта — дорожный локомотив. Появился в середине девятнадцатого века, дожил до середины двадцатого:

Allchin Road Locomotive, 1931 год</p>Предназначались эти локомотивы для буксировки нескольких прицепов и активно использовались владельцами передвижных ярмарок и бродячих цирков. Иногда с ними происходили всякие неприятности, от которых ни один экипаж — конный или безлошадный — не застрахован:

Дорожные локомотивы иногда называли Showman’s Engine что прямо указывало на их принадлежность к шоу-бизнесу. Добравшись до пункта назначения, они не отдыхали, а выполняли роль стационарных двигателей для аттракционов. Вот одна из самых известных машин этого типа:Fowler Iron Maiden, 1920 год

Да, их считают олицетворением викторианской эпохи. Но посмотрите на год выпуска!
И еще одна машина той же фирмы, только помоложе:

Fowler King Carnival II, 1932 год

Первенство по количеству сохранившихся до наших дней паровых грузовиков (у локомобилей хозяйственного назначения, дорожных локомотивов, паровых тракторов и катков — свой счет) держит компания Sentinel, название которой на русский переводится как «часовой».
Она была основана в Глазго в 1906 году и с самого начала специализировалась на выпуске грузовых машин, оснащенных двухцилиндровым паровым двигателем одинарного расширения с вертикальным котлом. Работал этот двигатель на каменном угле. Передача была цепная.
Ранние грузовики Sentinel от большинства своих конкурентов отличались тем, что по компоновке больше напоминали «нормальный» автомобиль, а не паровой трактор. Впрочем, впоследствии компания выпускала и тракторы — вот Sentinel Tractor Elephant 1924 года, однако классификация обманчива — перед нами тягач для внутризаводских перевозок:
В 1915 году производство было перенесено на новый завод в Шрусбери. Компания получила название Sentinel Waggon Works. Необычное написание слова ‘wagon’ призвано было показать, что завод выпускает необычные машины. При этом конструкция грузовика особых изменений не претерпела, а классифицировали его как Steam Lorry. Хорошее, кстати, слово - ‘lorry’! Когда я начал учить английский, а было это довольно давно, грузовик во всех учебниках именовался так и только так. Термин ‘truck’ вошел в мой лексикон значительно позже. Но вернемся к теме.
В 1924 году на смену порядком устаревшему первенцу фирмы пришел усовершенствованный грузовик Super Waggon. Паровая машина осталась прежней, цепная передача сохранилась, а конструкция ходовой части была значительно улучшена.
На базе 5-тонного грузовика выпускались самые разные машины — от простенькой грузовой платформы до самосвалов и автобусов. Вот 32-местный Sentinel Omnibus 1924 года. Четыре таких красавца ходили по Лестеру:
Пятый был отправлен на испытания в Прагу. В том же году на заводе Skoda в Пльзени началось производство паровиков по британской лицензии:
Надо сказать, что выяснить технические характеристики Sentinels оказалось не так-то просто. Информация обнаружилась на чешском сайте, посвященном этим машинам. Super Waggon имел небольшой запас хода — около 40 км, рассчитан был на работу на невысоких скоростях (15-25 км/ч), паровая машина развивала мощность 70 л. с. В рейс грузовик брал с собой 300 кг угля и 800 л воды. Для подготовки к рейсу требовалось 30 минут — на разогрев котла. Типично городская машина. Но грузоподъемность у него была высокая — до 7.86 т, а в эксплуатации он обходился как минимум на треть дешевле, чем бензиновый или дизельный грузовик аналогичных габаритов. Кстати, на сайте есть и чертеж Skoda-Sentinel.
Освоив британскую технологию, чехи выпустили паровые тракторы для пльзеньской пивоварни. Надо сказать, что паровики пользовались особой популярностью именно у пивоваров, доказательства этого мы увидим чуть ниже.
Производство Skoda-Sentinel продолжалось до 1935 года. В 1936-м один из последних грузовиков этого типа поставили на рельсы:
Служили чешские паровики долго, проблем своим владельцам не доставляли. Разве что иногда попадали в аварии:
Снимок сделан в Праге в 1940-е годы, во время германской оккупации.

Вернемся в Шрусбери, где с 1923 года выпускались не только грузовики, но и железнодорожные локомотивы. Впрочем, автомобильной продукции расширение производства ничуть не повредило.

Производство модели Super Waggon продолжалось до 1929 года, когда ее сменила серия DG:


Кроме двуосных машин, в эту серию входили и трехосные DG6:


На базе этой серии были созданы тягачи Sentinel DB4, которые выпускались до конца 1930-х годов:

На этом снимке, между прочим, особенно хорошо просматривается деревянная задняя часть кабины Sentinel. Но у следующей серии S кабина была полностью металлической, архаичный дизайн уступил место сверхсовременному, а двухцилиндровая паровая машиина была заменена четырехцилиндровой, увеличенной мощности, с задним расположением и с котлом, который при надобности можно было перевести на нефтяное отопление:

Если верить британским источникам, мощность Sentinel S доходила до 200 л. с., а максимальная скорость — до 100 км/ч. Однако эти данные нуждаются в перепроверке.

В серию входили три варианта шасси — двухосное, трехосное:

и даже четырехосное:

Многие грузовики Sentinel несут на бортах и кабинах эемблемы пивоварен — больших и малых, безвестных и знаменитых. Это не реклама, а констатация факта — паровые грузовики широко использовались для транспортировки пива. Вот один из них:

Производство грузовых локомобилей и паровых тягачей в Шрусбери не прекращалось даже после того как другие фирмы в период Великой Депрессии свернули выпуск паровой техники.


Это фотография, несмотря на невысокое качество, мне очень нравится. Превосходно передает атмосферу туманного английского утра. А для такой погод и такого ландшафта ничто не подходит лучше парового грузовика!

Тягач, выпушенный в 1936 году. Носит имя Queen Mary.

Вторая мировая война положида конец производству локомобилей Sentinel. Предприятие перешло на выпуск компонентов дизельных двигателей, а после войны был запущен в серию дизельный грузовик, мало чем отличавшийся от своих британских современников и собратьев. Тем не менее паровые локомотивы в Шрусбери производили до 1952 года, а в 1950-м возобновили выпуск локомобилей серии S  в варианте карьерного самосвала - Аргентина заказала 100 таких машин. Две из них сохранились до сих пор. В Великобритании же на ходу десятки (!) грузовиков Sentinel всех времен и образцов. Они ежегодно участвуют в выставках и автопробегах.

Комментарии

  1. Ирина

    супер! ужасно радa картинкам !!!

    Добавить сообщение
  2. Starz

    Маневровые-то до 90-х дожили. А колесные пароходы - до 1982-го.

    Добавить сообщение
  3. Роман

    Паровозы широко использовались в СССР и США до середины 1950-х годов, в Великобритании - до начала 1960-х, в Германии используются и до сих пор.

    Добавить сообщение
  4. DT-38

    По-моему, паровозы достаточно широко использовались до 1950-х и даже наверное еще лет 20.

    Добавить сообщение
  5. Leo09

    Ух... Красота. Чудеса техники, шедевры победившего разума.

    Добавить сообщение

Добавить комментарий для Starz Отменить ответ

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика