Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Паровой автотранспорт

11.12.2016

 

Паровой транспорт в эпоху пара — пассажирский локомобиль Даджeна, середина XIX века
Когда паровые дилижансы даным-давно ушли в историю, паровые трактора уступили место бензиновым, а дизельные экспрессы шутя выиграли у паровозов битву за скорость, паровые автобусы продолжали исправно возить пассажиров. Многие из них сохранились до наших дней и ежегодно участвуют во всяческих смотрах и ралли.
 Паровой автобус в Великобритании, 1904
 Один из двух паровиков, подвозивший пассажиров железной дороги в Стаффордшире к станции.
 Ту же задачу выполнял паровик Лондонской и Юго-Западной железной дороги
Городской паровик компании Torquay, 1907
 Паровой автобус в Берлине, 1908
 Паровой De Dion выполнял регулярные рейсы по Парижу.
 Автобус на шасси парового трактора Foden, 1913
Еще один Foden, 1918 года выпу1931 год: Sentinel DG4 на базе грузового локомобиля

Еще один Sentinel — 1934 года, на базе грузового паровика S4

Цветные фотографии сделаны на британских «паровых ралли» в разные годы.
Паровые машины продолжали служить человеку через много лет после завершения Века Пара и Электричества. Конструкторы упорно не желали отказываться от энергии пара. Они совершенствовали двигатели и создавали могучие транспортные средства, которые по многим статьям могли поспорить с бензиновыми и дизельными автомобилями. Настоящим заповедником паровиков была и остается Великобритания, где производство локомобилей продолжалось до 1950 года.
 
Предлагаю вашему вниманию небольшую галерею грузовиков, тягачей и дорожных локомотивов с паровым двигателем.
 
Thornycroft, 1900 год
Yorkshire, 1905 год
Foden Colonial Tipper, 1913 год
Sentinel Standard Waggon, 1916 год

Atkinson 6-ton, 1918 год

Mann Wagon, 1919 год

Aveling and Porter Lady Fiona, 1922 год

Garrett Undertype Lord, 1926 год

Yorkshire, 1927 годКроме грузовиков-локомобилей, выпускались паровые тракторы (которые далеко не всегда использовались лишь в сельском и лесном хозяйстве; ведь слово tractor означает «тягач», и артиллерийские тягачи начала ХХ века выглядели примерно так же, как этот силач, выпущенный уже после Первой мировой):

Aveling and Porter Shamrock, 1922 годЕще один любопытный вид транспорта — дорожный локомотив. Появился в середине девятнадцатого века, дожил до середины двадцатого:

Allchin Road Locomotive, 1931 год</p>Предназначались эти локомотивы для буксировки нескольких прицепов и активно использовались владельцами передвижных ярмарок и бродячих цирков. Иногда с ними происходили всякие неприятности, от которых ни один экипаж — конный или безлошадный — не застрахован:

Дорожные локомотивы иногда называли Showman’s Engine что прямо указывало на их принадлежность к шоу-бизнесу. Добравшись до пункта назначения, они не отдыхали, а выполняли роль стационарных двигателей для аттракционов. Вот одна из самых известных машин этого типа:Fowler Iron Maiden, 1920 год

Да, их считают олицетворением викторианской эпохи. Но посмотрите на год выпуска!
И еще одна машина той же фирмы, только помоложе:

Fowler King Carnival II, 1932 год

Первенство по количеству сохранившихся до наших дней паровых грузовиков (у локомобилей хозяйственного назначения, дорожных локомотивов, паровых тракторов и катков — свой счет) держит компания Sentinel, название которой на русский переводится как «часовой».
Она была основана в Глазго в 1906 году и с самого начала специализировалась на выпуске грузовых машин, оснащенных двухцилиндровым паровым двигателем одинарного расширения с вертикальным котлом. Работал этот двигатель на каменном угле. Передача была цепная.
Ранние грузовики Sentinel от большинства своих конкурентов отличались тем, что по компоновке больше напоминали «нормальный» автомобиль, а не паровой трактор. Впрочем, впоследствии компания выпускала и тракторы — вот Sentinel Tractor Elephant 1924 года, однако классификация обманчива — перед нами тягач для внутризаводских перевозок:
В 1915 году производство было перенесено на новый завод в Шрусбери. Компания получила название Sentinel Waggon Works. Необычное написание слова ‘wagon’ призвано было показать, что завод выпускает необычные машины. При этом конструкция грузовика особых изменений не претерпела, а классифицировали его как Steam Lorry. Хорошее, кстати, слово - ‘lorry’! Когда я начал учить английский, а было это довольно давно, грузовик во всех учебниках именовался так и только так. Термин ‘truck’ вошел в мой лексикон значительно позже. Но вернемся к теме.
В 1924 году на смену порядком устаревшему первенцу фирмы пришел усовершенствованный грузовик Super Waggon. Паровая машина осталась прежней, цепная передача сохранилась, а конструкция ходовой части была значительно улучшена.
На базе 5-тонного грузовика выпускались самые разные машины — от простенькой грузовой платформы до самосвалов и автобусов. Вот 32-местный Sentinel Omnibus 1924 года. Четыре таких красавца ходили по Лестеру:
Пятый был отправлен на испытания в Прагу. В том же году на заводе Skoda в Пльзени началось производство паровиков по британской лицензии:
Надо сказать, что выяснить технические характеристики Sentinels оказалось не так-то просто. Информация обнаружилась на чешском сайте, посвященном этим машинам. Super Waggon имел небольшой запас хода — около 40 км, рассчитан был на работу на невысоких скоростях (15-25 км/ч), паровая машина развивала мощность 70 л. с. В рейс грузовик брал с собой 300 кг угля и 800 л воды. Для подготовки к рейсу требовалось 30 минут — на разогрев котла. Типично городская машина. Но грузоподъемность у него была высокая — до 7.86 т, а в эксплуатации он обходился как минимум на треть дешевле, чем бензиновый или дизельный грузовик аналогичных габаритов. Кстати, на сайте есть и чертеж Skoda-Sentinel.
Освоив британскую технологию, чехи выпустили паровые тракторы для пльзеньской пивоварни. Надо сказать, что паровики пользовались особой популярностью именно у пивоваров, доказательства этого мы увидим чуть ниже.
Производство Skoda-Sentinel продолжалось до 1935 года. В 1936-м один из последних грузовиков этого типа поставили на рельсы:
Служили чешские паровики долго, проблем своим владельцам не доставляли. Разве что иногда попадали в аварии:
Снимок сделан в Праге в 1940-е годы, во время германской оккупации.

Вернемся в Шрусбери, где с 1923 года выпускались не только грузовики, но и железнодорожные локомотивы. Впрочем, автомобильной продукции расширение производства ничуть не повредило.

Производство модели Super Waggon продолжалось до 1929 года, когда ее сменила серия DG:


Кроме двуосных машин, в эту серию входили и трехосные DG6:


На базе этой серии были созданы тягачи Sentinel DB4, которые выпускались до конца 1930-х годов:

На этом снимке, между прочим, особенно хорошо просматривается деревянная задняя часть кабины Sentinel. Но у следующей серии S кабина была полностью металлической, архаичный дизайн уступил место сверхсовременному, а двухцилиндровая паровая машиина была заменена четырехцилиндровой, увеличенной мощности, с задним расположением и с котлом, который при надобности можно было перевести на нефтяное отопление:

Если верить британским источникам, мощность Sentinel S доходила до 200 л. с., а максимальная скорость — до 100 км/ч. Однако эти данные нуждаются в перепроверке.

В серию входили три варианта шасси — двухосное, трехосное:

и даже четырехосное:

Многие грузовики Sentinel несут на бортах и кабинах эемблемы пивоварен — больших и малых, безвестных и знаменитых. Это не реклама, а констатация факта — паровые грузовики широко использовались для транспортировки пива. Вот один из них:

Производство грузовых локомобилей и паровых тягачей в Шрусбери не прекращалось даже после того как другие фирмы в период Великой Депрессии свернули выпуск паровой техники.


Это фотография, несмотря на невысокое качество, мне очень нравится. Превосходно передает атмосферу туманного английского утра. А для такой погод и такого ландшафта ничто не подходит лучше парового грузовика!

Тягач, выпушенный в 1936 году. Носит имя Queen Mary.

Вторая мировая война положида конец производству локомобилей Sentinel. Предприятие перешло на выпуск компонентов дизельных двигателей, а после войны был запущен в серию дизельный грузовик, мало чем отличавшийся от своих британских современников и собратьев. Тем не менее паровые локомотивы в Шрусбери производили до 1952 года, а в 1950-м возобновили выпуск локомобилей серии S  в варианте карьерного самосвала - Аргентина заказала 100 таких машин. Две из них сохранились до сих пор. В Великобритании же на ходу десятки (!) грузовиков Sentinel всех времен и образцов. Они ежегодно участвуют в выставках и автопробегах.

Комментарии

  1. Ирина

    супер! ужасно радa картинкам !!!

    Добавить сообщение
  2. Starz

    Маневровые-то до 90-х дожили. А колесные пароходы - до 1982-го.

    Добавить сообщение
  3. Роман

    Паровозы широко использовались в СССР и США до середины 1950-х годов, в Великобритании - до начала 1960-х, в Германии используются и до сих пор.

    Добавить сообщение
  4. DT-38

    По-моему, паровозы достаточно широко использовались до 1950-х и даже наверное еще лет 20.

    Добавить сообщение
  5. Leo09

    Ух... Красота. Чудеса техники, шедевры победившего разума.

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика