Мертвая дорога или призрак сталинской стройки века
Среди множества сталинских "великих строек" (Беломорканал, Волгоканал, железная дорога Котлас — Воркута, участки Байкало-Амурской магистрали и др.) эпопея сооружения дороги Салехард — Игарка выделяется особой непродуманностью и заведомой безсмысленностью. Сталинская «стройка века», железнодорожный путь вдоль Полярного круга, оказалась никому не нужна.
Общая запланированная длинна дороги составляет 1263 км. Дорога пролегает на 200 километров южнее Полярного круга. Проблемы строительства упирались не только в климатические и географические проблемы — вечную мерзлоту и десятимесячную зиму. Трасса должна была пересечь множество ручьев, речек и крупных рек. Через небольшие реки наводились деревянные или бетонные мосты, через Обь переправа осуществлялась летом — тяжелыми паромами, зимой — по рельсам и шпалам, положенным прямо на лед. Лед для этого специально укреплялся.
После войны Сталин продолжил превращение страны в неприступную крепость. Тогда и возникла идея переноса головного порта Северного морского пути из Мурманска в глубь страны и строительства железнодорожного подхода к нему. Сначала порт предполагалось строить на берегу Обской губы у мыса Каменный, но строительство железнодорожной линии проектной длиной 710 км, дойдя за год до станции Лабытнаги на берегу Оби напротив Салехарда, захлебнулось: выяснилось, что глубина моря недостаточна для крупных судов, а заболоченная тундра не дает строить даже землянки. Было решено перенести будущий порт еще восточнее – в Игарку – и строить железную дорогу Салехард – Игарка длиной 1260 км с паромными переправами через Обь и Енисей. В дальнейшем планировалось продлить линию до Чукотки.
Еще не было проектов, еще велись изыскания, а уже потянулись эшелоны с зэками. На головных участках трассы лагеря («колонны») располагались через 510 км. В разгар строительства число заключенных достигало 120 тысяч. Вначале окружали сами себя колючей проволокой, потом строили землянки и бараки. Чтобы скудно прокормить эту армию, разработали безотходную технологию. Нашли где-то брошенные склады сушеного гороха, спрессовавшегося за многие годы в брикеты, в которых мыши проделали норы. Специальные женские бригады разбивали брикеты, ножами вычищали мышиный помет и бросали в котел…
Практически нетронутым остался лишь «островной» участок в районе р.Таз – от пристани Седельниково на правом берегу примерно на 20 км. в сторону Ермаково, с ответвлением к депо Долгое и балластному карьеру. Именно на этом участке, наиболее труднодоступном из всех остальных, почти нетронутым сохранился путь, здания, депо и четыре паровоза Ов – знаменитые «овечки» дореволюционной постройки. На путях около депо стоят несколько десятков вагонов – в основном платформы, но есть и несколько крытых. Один из вагонов попал сюда из послевоенной Германии, после переделки на отечественную колею 1520 мм. В 15 км. от Долгое сохранились остатки лагеря, а неподалеку от депо, на другом берегу ручья – остатки поселка вольнонаемных рабочих и администрации стройки, состоящие из почти двух десятков зданий, а также лежащий на берегу деревянный паром.
Тысячи людей замерзли, погибли от истощения и непосильной работы на этой обозначенной лишь условным направлением трассе — тела их просто хоронили без гробов, привязывая к ноге только бирку с номером личного дела... трупы едва присыпали землей.
Короче, тов.Сталин строил дорогу к коммунизму... но ему помешали вредители и диверсанты
И только сейчас выяснилось, что эта дорога действительно нужна для народного хозяйства. Сталинская задумка опиралась главным образом на военные задачи, а теперь, была бы эта дорога, она очень была бы полезна для Газпрома и Роснефти, да и вообще для освоения Севера.
В марте 1933 г. был создан американский ГУЛАГ...К лету 1933 в США были созданы спецлагеря, где находилось 250 тыс. молодых американцев (от 18 до 25 лет), которым предоставлялась бесплатная еда, жилье, одежда и зарплата в 1 доллар в день. Руководили ими офицеры из резерва Вооруженных Сил США. Работами являлись: строительство автомагистралей, очистка лесов, создание лесонасаждений, благоустройство парков, т.е. общественно-полезные работы. В январе 1934 г. на них было занято 5 млн. человек.Эти лагеря давали возможность не умереть с голоду. В 1933 году власти США создали полувоенную организацию Cи-Си-Си: Civilian Conservation Corps. Через трудовые лагеря ССС, размещённые по всей стране, за десятилетие прошло около двух миллионов молодых людей. По данным АФТ (American Federation of Labor), в 1932 г. полностью занятыми остались всего 10% рабочих. Только в августе 1935 г., спустя пять лет после начала кризиса, когда основная часть тех, кто «не вписался в рынок» уже погибли, был принят закон, предусматривавший страхование от безработицы.
Традиции продолжаются...грандиозные проекты на политической основе в итоге бывают выгодны только ворам государственного значения
У государства не было средств оплачивать постройку крупных стратегических проектов. Был единственный шанс восстановить экономику страны - это принудительный труд, и в качестве дармовой рабочей силы были выбраны заключенные(по нормам 19века вполне современный подход, а 2 мировые войны нас и отбросили именно к этому уровню).
Да чего уж мелочиться-то 300 000 зеков, пиши сразу сто миллионов и точка! Нужно еще постскриптум добавить, что без зеков и СССРа не было бы... Откуда блин вы лезете-то «разоблачители ужасов»
Никто не учитывает, что в лагерях постоянно со сроками 8-25 лет находилось два и более млн. чел., при том, что средний срок жизни з/к в лагере был 3-4 года. Так же как на фронте средний срок жизни лейтенанта (комвзвода) был четверо суток. А теперь испражняйтесь по поводу того, что раз в ноябре 1943г. в армии было всего 70 тыс. лейтенантов, то не могло их погибнуть 2,6 млн, ведь их было всего 70 тыс!!!!
Всего 300 тысяч смертей? Надо было писать 300 МЛН! Тогда бы волосы на всех местах начали шевелиться. А так... Мелко как-то. Вижу дело солженицина живёт и процветает.
Хрущев загубил блестящий проект. Практически завершенный (900 км построенной дороги из 1200 запланированных, т.е. 3/4 готовности)."Историки и журналисты" могут продолжать спорить о чем угодно, но приложенная карта наглядно показывает, что до сих пор куски той дороги востребованы и действуют.
все зависит от наличия грузов,от товарооборота. Низкий товарооборот-вот и нерентабельность.
я не слышала чтобы железнодорожное сообщение было нерентабельным или убыточным.то что бросили,недостроили .эт да.а вообще конечно просчеты были.как у власти так и у инженеров.
Салехард Надым заново строить собираются железку.
Эта дорога была нужна тогда и сейчас.
Жаль тех людей,которым природа дала всего один шанс на жизнь и им досталось такое времья и такая судьба. Я о тех,кого ради бесплатного рабского труда,ради строительства счастливого будущего,вырвали из семьи,загнали в землянки и бараки.О тех,кто замерзая,голодая,рыл землю,тачками возводил насыпи,ложил шпалы,рельсы,возводил мосты