Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Виктор Опекунов: продолжается активная работа по сохранению отраслевых СРО

5.07.2017

Реформа саморегулирования в области строительной деятельности,  завершение которой было запланировано с 1 июля 2017 года,  получает новое продолжение. Причиной тому становится законопроект, призванный восстановить справедливость в отношении СРО, объединяющих строительные организации топливно-энергетического комплекса: атомной, нефтегазовой и электроэнергетической отрасли. О работе над этим документом нашей редакции рассказал президент СРО «Союзатомстрой» Виктор ОПЕКУНОВ, который является одним из инициаторов разработки данного законопроекта.

 

Текст законопроекта с пояснительной запиской к нему официально опубликован в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ, и ему присвоен номер №201354-7. Как удалось выяснить, работа над законопроектом велась с весны 2017 года, но в нижнюю палату парламента документ внесен только 16 июня.

 

— Виктор Семенович, расскажите, как появился данный законопроект и в чем суть предлагаемых изменений?

— К инициативе по внесению изменений в действующую редакцию Градостроительного Кодекса РФ (в редакции 372-ФЗ Ред.), реформирующую институт саморегулирования, нас подтолкнула необходимость защитить профессиональное сообщество специализированных саморегулируемых организаций в области энергетического строительства. Дело в том, что реформа СРО, происходящая в данный момент, абсолютно не учитывает специфику отрасли ТЭК.

Во-первых, совершенно очевидно, что крупные строительные комплексы, сформированные на площадках СРО в атомной, нефтегазовой, электроэнергетической отраслях не смогут продолжить работать в условиях принципа регионализации, когда членами СРО могут быть только компании, зарегистрированные в том же субъекте РФ, в которой зарегистрирована СРО. Это разрушает единство и дезинтегрирует отраслевые системы ТЭК, объекты которого сооружаются по всей стране и отличаются особой спецификой технологий сооружения, выполнения всего комплекса строительно-монтажных работ, а также высочайшими требованиями к качеству и безопасности. Не говоря уже о том, что региональные СРО не готовы брать на себя ответственность за сооружения таких объектов, ведь это связано с большими рисками, в том числе по обеспечению договорных обязательств.

Во-вторых, закон предполагает отмену обязательного членства в СРО для субподрядных организаций, не имеющих прямых договоров с заказчиком. Увы, и в данном случае специфика работы крупных отраслевых строек не была учтена.

Такая норма лишь создает дополнительные риски попадания на строительные площадки ведущих энергетических отраслей некомпетентных компаний, нацеленных лишь на получение максимальной выгоды, в том числе за счет демпинга при проведении конкурентных процедур. Эти риски в первую очередь связаны с тем, что при лишении СРО механизма проведения оценки квалификации субподрядных организаций, не создается никакого замещающего механизма или процедуры отбора подрядчиков.

Конкурентные процедуры, к сожалению, заменить такой механизм не могут, поскольку в подавляющем большинстве случаев их главным критерием является цена, но отсутствуют должные требования к компетенциям и квалификации компаний. Особенно это касается аукционов, которые в последнее время все чаще проводятся при закупках в строительстве.

Однако до вступления в силу нового закона именно СРО имели реальную возможность за счет контрольных мероприятий проверить субподрядные организации на предмет их опыта выполнения работ, необходимой материально-технической базы, наличия и квалификации персонала. Теперь эта возможность закрыта, и на строительных площадках, в том числе и в атомной, нефтегазовой  отраслях, могут оказаться недобросовестные компании, которые будут заинтересованы в получении выгодных контрактов, не соответствуя высоким требованиям отраслей ТЭК.

При этом генеральный подрядчик строительства никак не сможет противостоять этому процессу, поскольку обязан заключить договор с любой организацией, победивший в ходе конкурентных процедур и не может предъявлять дополнительные требования к ее квалификации.

Это далеко не единственные, но при этом самые существенные проблемы нового законодательства, разрушающие системную работу отраслевых СРО, которые стали бесспорными лидерами в системе саморегулирования за счет реализации важнейших проектов, являющихся основой интеграции строительных комплексов во всех отраслях ТЭК.

Именно эти СРО с 2009 года вели реальную работу по разработке стандартов, контролю и надзору непосредственно на строительных площадках, обеспечению своих строек квалифицированными кадрами, включая рабочих и линейный персонал: мастеров, прорабов, начальников участков. Сегодня с фактическим разрушением этих СРО разрушается комплексный подход:  от инженерных изысканий и проектирования до выполнения сложных строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на всех площадках сооружения объектов ТЭК на территории Российской Федерации.

В целях исправления сложившейся ситуации мы с коллегами из других отраслевых СРО стали инициаторами разработки нового законопроекта,  исключающего требование регионализации системы саморегулирования для строительных компаний, участвующих в сооружении объектов ТЭК; обязательного членства в саморегулируемых организациях субподрядных организаций при выполнении ими работ на объектах ТЭК по договорам, заключенным по результатам конкурентных процедур; а также установления требований и порядка определения СРО, члены которых обладают правом выполнения работ на таких объектах.

 

— Получается, отраслевые СРО в ТЭК самые передовые?

— Сама по себе энергетическая отрасль, несомненно, играет главную роль в развитии экономики страны в целом, создает основы ее экономической безопасности и, если хотите, национальной безопасности в случае с атомной отраслью. В этом смысле, конечно, требуется особый подход к регулированию этих строек.

Несомненно, что до вступления в силу нового законодательства, СРО в области ТЭК справлялись с задачей воссоздания строительных комплексов в своих отраслях за счет единых подходов к нормативно-техническому регулированию, обучения и повышения квалификации персонала, построения системы контрольных мероприятий на строительных площадках. Работал единый механизм, способный реализовать самые сложные проекты в области энергетического строительства.

Стоит отметить, что такой принцип работы сложился исторически и применялся еще в Советском Союзе, когда обособленные строительные комплексы имелись у специализированных министерств, таких как Минэнрего, Минсредмаш, Миннефтегазстрой, как раз в строительной сфере ТЭК. Никогда эти комплексы не регулировались по принципам и механизмам общегражданского строительства.

Инициируя данный законопроект, мы исходили из такой же логики: сохранить комплексные системы регулирования сооружения сложных инженерных объектов топливно-энергетического комплекса.

 

— Этот законопроект уже получил необходимую поддержку?

— Поддержку он получил, но этому предшествовала очень долгая и кропотливая работа. На первом этапе мы вышли с инициативой к руководству фракции «Единой России» в Государственной Думе, после чего был проведен скрупулезный анализ предлагаемых изменений на самых разных уровнях с привлечением большого количества экспертов.

В частности, он рассмотрен и одобрен Комитетом Госдумы по энергетике, Экспертно-консультативным советом фракции по совершенствованию законодательства в сфере экономической политики, промышленности и науки. На втором этапе инициатива была рассмотрена и одобрена Координационным советом по законотворческой деятельности «Единой России» и уже вслед за этим внесена на рассмотрение Госдумы как законопроект № 201354-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», группой депутатов: Г.И. Скляром, Е.В. Паниной, И.Н. Игошиным, В.М. Кононовым.

Кроме того, наша позиция о недопустимости расформирования специализированных строительных комплексов топливо-энергетической отрасли России  полностью поддержана министром энергетики А.В. Новаком, заместителем Министра экономического развития Российской Федерации С.В. Шиповым, генеральным директором Госкорпорации «Росатом»  А. Е. Лихачевым, секретарем Генерального Совета ВПП «Единая Россия» С.И. Неверовым, президентом РСПП А.Н. Шохиным, а также Общественной палатой РФ, Торгово-промышленной палатой РФ, многими профессиональными объединениями и экспертными организациями.

 

— Какова теперь судьба данного законопроекта, когда он может быть принят?

— К сожалению, процесс подготовки, экспертизы, согласования и бюрократические процедуры по внесению законопроекта на рассмотрение в Госдуму заняли слишком много времени и принять его в весеннюю сессию, увы, не получится. Но мы делаем все от нас зависящее для его принятия осенью, в сентябре-октябре 2017 года. В настоящее время законопроект должен пройти согласование с субъектами Российской Федерации и Правительством РФ, после этого, надеюсь, в начале осени, он будет вынесен на рассмотрение и принят.

Ввиду того, что законопроект не принят до 1 июля 2017 года, на что мы рассчитывали, становится понятно, что требуется уточнение некоторых позиций. Например, необходимо будет предусмотреть норму о том, что отраслевые СРО смогут вернуть средства компенсационных фондов тех организаций, которые сегодня вынуждены перейти в региональные СРО, но при возвращении в отраслевые системы после принятия законопроекта необходимо иметь механизм возврата средств компфондов, чтобы не создавать дополнительную финансовую нагрузку на эти компании.

Приходится с сожалением констатировать, что нам сегодня все-таки придется дезинтегрировать наш строительный комплекс с 1 июля 2017 года, чтобы обеспечить правовую основу деятельности наших компаний в регионах. Тем не менее  мы продолжим активную работу над законопроектом и, в случае его принятия, создадим необходимые условия для возвращения строительных организаций в СРО «Союзатомстрой» и возобновим работу интегрированного стройкомплекса  атомной отрасли в полном объеме. Такой же процесс пройдет и в других отраслях ТЭК.

Беседу вел Александр УШКО

http://www.rcmm.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика