Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Специалисты ОСРС внимательно прочли, что же написано про компфонды СРО в новом законе. И нашли там много интересного

8.07.2016

Пока основное внимание саморегулируемого сообщества приковано к фактически наступившей регионализации, как-то за рамками обсуждения остались другие, не менее важные нормативы подписанного Президентом России ФЗ-372 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельны законодательные акты». А ведь изменения коснуться практически всех направлений работы СРО, в том числе и такой болезненной для многих темы, как размещение компенсационных фондов!

На ЗаНоСтрой.РФ  большую статью по этой теме опубликовал наш постоянный эксперт Доктор Лоу. Тем временем своими размышлениями о всё той же части 2 статьи 6 ФЗ-327 решили поделиться и специалисты Общественного совета по развитию саморегулирования (ОСРС).

Напомним, что согласно норме закона, саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 1 ноября 2016 года разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на специальном банковском счёте, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ. А также в течение семи календарных дней с даты размещения таких средств уведомить об этом Ростехнадзор и Национальное объединение, членом которого является такая СРО, с приложением справки (выписки) о средствах компенсационного фонда, выданной такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России.

Многие специалисты и даже эксперты считают, что данная норма является правовой основой для ревизии компенсационных фондов СРО строительного комплекса России. То есть, во-первых, подсчитать, сколько же всё-таки средств собрали СРО со строителей-проектировщиков-изыскателей, а во-вторых, взять под белы руки тех саморегуляторов, которые не смогут отчитаться за свои компфонды.

  1. Исключат ли СРО из Госреестра, чьи компфонды застряли в проблемных банках?

По мнению экспертов ОСРС, которое  высказано на официальном сайте этой общественной организации, с первым утверждением можно так или иначе согласиться, а вот со вторым всё куда сложнее.

Существует стойкое заблуждение в том, что средства компенсационных фондов, включённые в реестр требований кредиторов и «зависшие» в банках с отозванными лицензиями, являются утраченными. И, дескать, если СРО не может перевести данные средства на спецсчёт в уполномоченном банке до 1 ноября 2016 года, то члены такой СРО должны снова восстанавливать компенсационный фонд.

В настоящее время существует значительное количество кредитных организаций, которые лишены лицензий на осуществление банковских операций Банка России и находятся в процедуре банкротства. При этом средства компенсационных фондов СРО, размещённые в форме вкладов в таких кредитных организациях, устанавливаются и включаются в реестр требований кредиторов соответствующего банка. Далее, указанные средства возвращаются в СРО в процессе осуществления банкротных процедур конкурсного производства до его завершения, согласно статье 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно части 1 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», после рассмотрения Арбитражным судом отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Согласно части 3 статьи 149 указанного Закона, определение Арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый Государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Согласно части 4 статьи 149 указанного Закона, с даты внесения записи о ликвидации должника в единый Государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершённым.
Таким образом, только с момента вступления определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства непогашенная задолженность банка перед клиентами списывается, и только с этого момента можно утверждать то, что определённая часть средств компенсационного фонда СРО утрачена и подлежит восстановлению.

Подобная позиция подтверждается письмом Минрегиона России от 3 августа 2012 года №20320-ДБ/08.

  1. Что делать СРО, если банкиры подкинули проблем?

По мнению специалистов ОСРС, добросовестная саморегулируемая организация к 1 ноября 2016 года должна предпринять следующие действия (единовременно):

1. Открыть в уполномоченном банке спецсчёт.

2. Перевести средства компенсационного фонда, которые сможет.

3. Направить конкурсному управляющему требования о перечислении средств, включённых в реестр требований кредиторов, по реквизитам спецсчёта в уполномоченном банке.

4. В течение семи календарных дней с даты открытия спецсчёта и размещения там имеющихся средств уведомить об этом Ростехнадзор и Национальное объединение с приложением:

а) справки (выписки) о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, выданной такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России;

б) уведомления о включении средств в реестр требований кредиторов кредитной организации;

в) копию требований к конкурсному управляющему о перечислении средств на спецсчёт с подтверждением направления такого требования или вручения курьером под роспись;

г) копию письма Минрегиона России от 3 августа 2012 года №20320-ДБ/08.

Согласно части 10 статьи 6 ФЗ-372, размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных их членами, с учётом ранее внесённых ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учётом взносов, внесённых ранее исключёнными и добровольно вышедшими членами, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, а также доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.

Таким образом, при заявлении в РТН о сформированности компенсационного фонда Ростехнадзором должны учитываться в том числе средства, которые СРО временно не может перевести на спецсчёт и которые будут переведены на такой спецсчёт конкурсным управляющим позднее в процессе конкурсных процедур. Считать данные средства утраченными Ростехнадзор не имеет права.

  1. Можно ли ликвидировать компфонды СРО?

Другой вопрос возникает у юристов в связи с формулировкой, изложенной в части 8 обновленной статьи 55.4 Градостроительного кодекса. Она излагается в следующей редакции: «Некоммерческая организация, указанная в части 1 или 3 настоящей статьи и сформировавшая компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не вправе в процессе своей деятельности принимать решение о ликвидации данного компенсационного фонда саморегулируемой организации».

Председатель Общественного совета по развитию саморегулирования (и, кстати, постоянный эксперт ЗаНоСтрой.РФ – ред.) Алексей Старицын счёл необходимым дать  отдельный комментарий по этой норме.

В законопроекте буквально написано, что компенсационный фонд договорных обязательств ликвидировать нельзя.Однако ничего не указано о компенсационном фонде возмещения вреда. Нет прямых указаний, что этот фонд нельзя ликвидировать, потому что отдельно дано указание только про компенсационный фонд договорных обязательств.

Так можно или нельзя ликвидировать компенсационный фонд возмещения вреда? До настоящего момента этот вопрос не обсуждался в профессиональной среде. Более того, попыток ликвидации компенсационного фонда возмещения вреда на практике не случалось. Причины, по которым возник запрет на ликвидацию компенсационного фонда договорных обязательств, непонятны. Почему не запретили ликвидировать компенсационный фонд возмещения вреда – тоже неясно. Опытные юристы сходятся во мнении: всё, что не запрещено, то разрешено.

И что же получается? То, что компенсационный фонд договорных обязательств нельзя ликвидировать, а компфонд возмещения вреда можно? Вопрос компенсационного фонда и что вообще такое фонд – оживленно обсуждался на стадии становления саморегулирования на стыке 2008 – 2010 годов. Так что же такое фонд? Фонд – это та сумма, которую каждый член некоммерческой организации должен внести в порядке обеспечения собственной ответственности.

Является ли сумма взносов членов СРО, то есть сумма фондов, общим фондом? В законе это не прописано, то есть как такового понятия «компенсационный фонд» не сформулировано. В какой момент компенсационный фонд саморегулируемой организации считается сформированным? И это закон не указывает, кроме как в изначальной статье 55.4, когда при получении статуса СРО в Ростехнадзор должны были представляться сведения о том, что в организации не менее 100 членов, которые сформировали компенсационный фонд в размере не менее чем 300.000 рублей на одного члена. Таким образом, единственное законодательно описанное понятие – о том, что фонд должен составлять не меньше чем 30 миллионов рублей.

В пункте 5 статьи 55.10 ГрК законодатель не сформировал понятие компенсационного фонда, однако указал, что порядок формирования этого компенсационного фонда относится исключительно к компетенции общего собрания СРО. Таким образом, решением общего собрания СРО сама должна сформировать понятие компенсационного фонда, что он составляет, а также к компетенции собрания относится определение размеров взносов в этот компенсационный фонд.

После размышлений остаётся констатировать только одно (то, что прямо написано в законе) – формирование компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств является исключительно компетенцией общего собрания, при этом после такого формирования компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств ликвидировать нельзя, а в отношении компенсационного фонда возмещения вреда ограничений не поставлено.

http://zanostroy.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика