Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Регионы не справились с «мусорной реформой»

23.10.2019

По состоянию на ноябрь 2019 года уже 74 субъекта Российской Федерации перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Об этом, в частности, сообщил на пленарном заседании Госдумы в конце первой декады октября председатель Комитета палаты по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

По словам парламентария, эта цифра несколько превышает первоначальный прогноз. Однако из дальнейших высказываний стало понятно, что, собственно, этим все поводы говорить в позитивном ключе о ходе «мусорной реформы» и исчерпываются. Потому что результаты анализа правоприменительной практики и данных парламентского контроля свидетельствуют: регионы пользуются полученными законодательными возможностями крайне неравномерно, причем некоторые субъекты и вовсе не пользуются ими принципиально.

Так, Владимир Бурматов обратил внимание на то, что раздельный сбор отходов решением депутатов выведен из-под лицензирования, но всего лишь 18 субъектов РФ (менее четверти!) включили его в территориальные схемы обращения с отходами. В итоге 80 уже построенных в регионах заводов по переработке отходов, по сути, простаивают из-за отсутствия сырья. Правда, Министерство промышленности отчиталось перед ведомством Владимира Бурматова о загрузке этих производств, но в стране, задыхающейся даже от санкционированных (не говоря уже о несанкционированных) свалок, показатель в 30−40% выглядит, мягко говоря, смехотворно.

Несмотря на то, что Шиес, Волоколамск, Коломна как-то незаметно исчезли из сетки вещания федеральных телеканалов, «мусорные протесты» в регионах не прекращаются. «С людьми, — констатировал Владимир Бурматов, — не идут и не обсуждают, а нужно ли здесь строить этот полигон, нужен ли здесь этот мусоросжигательный завод, и если нужен, то по какой технологии его сегодня здесь строить».

Напомним, регионам отводилось целых два года для проведения публичных обсуждений объектов инфраструктуры ТКО, предусмотренных в территориальных схемах. Завершить этот процесс необходимо до конца 2019 года, однако по состоянию на начало октября 2019 года только треть субъектов РФ уже сделали это, а еще 15 проходят эту стадию, и все. Остальные, с сожалением подвел черту Владимир Бурматов, «к людям не пошли», а если сроки будут сорваны, то по сути это будет прямым нарушением закона, и тогда к делу должна подключаться уже прокуратура.

Впрочем, и там, где с публичными обсуждениями все, на первый взгляд, неплохо, напряжение в обществе не спадает. Потому что, как выяснилось, субъекты РФ крайне «творчески» подошли к формированию нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Например, самый высокий норматив накопления для многоквартирных домов (МКД) в кубометрах на одного проживающего был установлен в Краснодарском крае (3,71 в год), а самый низкий — в Еврейской автономной области (0.52 в год). Разница между минимумом и максимумом более чем семикратная.

Самый высокий норматив накопления для МКД в килограммах на человека зафиксирован в Камчатском крае (567,36 в год), а самый низкий — в Астраханской области (106,49 в год). Более чем пятикратная разница!

В случае с индивидуальными жилыми строениями (ИЖС) «разбег» еще более впечатляет.

Так, в Хабаровском крае норматив накопления в кубометрах на одного проживающего — 3,968 в год, а все в той же Еврейской автономной области — 0,196 в год. Максимум и минимум отличаются друг от друга более чем в 20 раз.

В килограммах самый высокий норматив накопления в неблагоустроенном частном доме — в Омской области (722,7 на человека), проживающего в неблагоустроенном частном доме. А самый низкий — снова в Еврейской автономной области (15,776 в год на человека). Тут минимум и максимум различаются почти в 46 раз!

Помимо этого, регионы с начала «мусорной реформы» отметились и другими «причудами». О них стало известно по результатам всероссийской проверки законодательства в сфере обращения с ТКО.

В ходе этого мероприятия Генпрокуратурой было выявлено свыше 50 тысяч нарушений законов, внесено более 16 тысяч представлений, принесено 2,6 тысячи протестов, предъявлено 3,7 тысячи заявлений в суды и привлечено к ответственности 11,8 тысячи лиц.

Наиболее распространенным нарушением оказался несвоевременный вывоз мусора. Например, в Тверской области эта услуга не оказывалась в 668 населенных пунктах, в Тюменской области -в 500 населенных пунктах, в Карелии — в 400 населенных пунктах.

26 субъектов РФ попались на эксплуатации полигонов с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в числе которых — отсутствие очистных сооружений и пожарных резервуаров, а также ненадлежащая изоляция отходов и отсутствие весового контроля.

В 33 субъектах РФ была выявлена деятельность по транспортированию, утилизации и размещению отходов без необходимой лицензии.

Также было выявлено, что органы исполнительной власти в большинстве субъектов РФ не выделяют необходимые средства на реализацию программ в области обращения с отходами или расходуют средства с нарушением закона.

Повсеместно потребовалось прокурорское вмешательство в территориальные схемы обращения с отходами. Также повсеместно, по данным Генпрокуратуры, имеется проблема отсутствия необходимого количества площадок накопления ТКО и контейнеров.

В отдельном письме генпрокурора Юрия Чайки на имя премьер-министра Дмитрия Медведева сообщается о том, что на продвижение реформы обращения с ТКО сильное негативное влияние оказывает слишком долгое непринятие Минприроды ряда нормативных правовых актов. Здесь и порядок предоставления субсидий из средств экосбора, и требования при обращении с группами однородных отходов, и правила ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с отходами и единая система классификации таких затрат.

«Влетело» от Гепрокуратуры и Росприроднадзору, который в девяти субъектах РФ не принимал надлежащих мер по устранению нарушений законодательства и взысканию экологического вреда, а двенадцати — не осуществлял на должном уровне лицензионный контроль.

Катком прошлась по «мусорной реформе» и Счетная палата, которая заявила, что основные показатели реформы системы обращения с ТКО (отраженные в госпрограмме «Охрана окружающей среды» и продублированные в паспорте нацпроекта «Экология») сформулированы неэффективно.

«Показатели „Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %“ и „Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %“ отражают только факт направления твердых коммунальных отходов (ТКО) на обработку и утилизацию и не будут свидетельствовать о доле обработанных и утилизированных ТКО, что не соответствует принципу однозначности и не позволит оценить прогресс в достижении целей и решении задач», — говорится в материалах контрольного ведомства.

Также в Счетной палате отметили, что госпрограмма не содержит мер и целевых показателей, стимулирующих раздельный сбор мусора. А это важно, так как если отделять пищевые отходы от общего потока, эффективность мусороперерабатывающих предприятий повысится. Ведомство также отметило, что в нынешнем году более 90% средств, предусмотренных на реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (3,322 миллиарда рублей), были возвращены в Резервный фонд правительства.

На фоне этих разгромных по своей сути недочетов весьма интересно выглядит идея о перераспределении полномочий по реформе обращения с ТКО между несколькими министерствами.

Так, по сообщениям Telegram-канала «Зеленый змий», управленческие вопросы (надзор деятельности управляющих организаций и регоператоров силами Госжилинспекции и региональных ОАТИ), а также вопросы оснащения площадок контейнерами от Минприроды перейдут к Минстрою. Ведение госполитики в сфере производства оборудования для переработки отходов и лицензирование деятельности с его использованием отойдут Минпромторгу. Он же совместно с Минэкономразвития предположительно будет устанавливать ставки экологического сбора. МЧС предполагается придать функцию надзора за состоянием мусорных полигонов. Государственные экологические экспертизы и администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) перейдет в зону ответственности Роспотребнадзора. Минприроды же, если верить новой схеме, достанется только обеспечение экологической безопасности и сама оценка негативного воздействия на окружающую среду.

Если эта схема будет реализована, то общая картина будет выглядеть еще более плачевно, чем сейчас. Получается, государство сначала било себя в грудь, клятвенно обещая устами первых лиц страны навести железный порядок в сфере утилизации отходов, а когда с наскока ничего не получилось, принялось размазывать ответственность.

https://svpressa.ru

Комментарии

  1. Власов Борис

    Швейцария скупает мусор у других стран, и перерабатывает его, они настроили столько заводов, что их мощности простаивают из-за нехватки мусора. 

    Добавить сообщение
  2. Вероника

    А в Финляндии, каждому жителю возвращают деньги за сортированный мусор, т.е. там выгодно жителям сортировать мусор, так как это уже готовое сырье для производств которые его перерабатывают (стекло, пластик, алюминиевые банки, бумага) деньги идут на счет управляющей компании, а она распределяет по квартирам)

    Добавить сообщение
  3. Алексей Федоров

    Начинать нужно со строительства заводов перерабатывающих, а это должна быть государственная забота, бюджетные деньги, а также необходимо организовывать раздельный сбор ТКО населением, ! В нашей стране привыкли все проблемы, при чем сразу, решать за счет населения, у меня куча вопросов и по тарифу, и по контролю за собираемыми средствами, по сути у нас произошел просто передел мусорного рынка между мафиозными кланами и все!

    Добавить сообщение
  4. Новоселов Павел

    В сельской местности и в частном секторе это профанация: стоИт один бак на сто домов, кто попрётся за километр пакет с мусором выкидывать? Никто. Так и кидают в ближайший лесок, как прежде. Да ещё и деньги теперь плати...

    Добавить сообщение
  5. Сергей Иванович

    Думаю, что можно использовать опыт Южной Кореи. Там компании, занимающиеся вывозом ТБО выпускают спец пакеты для мусора определенного объема где-то 10 и 15 литров. Каждый потребитель покупает себе эти пакеты по мере необходимости и выбрасывает мусор только в них, тем самым оплачивает утилизацию только своего мусора. Кто-то каждый день выносит, а кто-то раз в неделю. Воспитание нерадивых жителей  МКД  (тех кто выбрасывает отходы не в спец пакетах) производится возвратом под дверь и наложением штрафа, так как у контейнеров стоят камеры. Крупногабаритные отходы вывозятся отдельно. По дворам в определенное время раз в неделю ездит большегруз и соберает столы, диван

    Добавить сообщение
  6. Селиверстов Роман Игоревич

    Раньше на вывоз мусора хватало налогов, которые платило население. Теперь всё, что эти налоги подразумевали, должно оплачиваться еще раз. Вся социалка, по новому политико-экономическому курсу , должна оплачиваться не налогами, а отдельными платными договорами из кармана пользователей. Собранные же налоги считаются собственностью лиц, отождествляющих себя с государством, и ни на какие социальные выплаты пущены быть не могут. 

    Добавить сообщение
  7. Ирина Мезенцева

    Просто смена мусорных королей.Вот и всё.Передел рынка.

    Добавить сообщение
  8. Лукьянов Олег

    Если вводится сбор на утилизацию например бутылок и включается в стоимость товара, то должен быть законный способ вернуть стоимость бутылки вернув бутылку производителю или фирме по переработке. У нас этого нет а значит просто все это очередной развод.

    Добавить сообщение
  9. Александр Романович

    в квитанции ссылаются КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 226-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.мне дешевле штраф заплатить 

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика