Реформа СРО предложила упрощённую схему для строителей. Как это отразится на качестве и безопасности?
Как известно, Федеральный закон № 372-ФЗ поделил строительных комплекс на две неравные части – регулируемую и нерегулируемую, которая может работать без всякого членства в СРО. О том, что ожидает небольшие строительные компании, которым, вроде бы, дали «вольную», сказано уже достаточно. Ничего хорошего не предвидится ни для заказчиков, которым предстоит возиться с микроторгами, ни для самих строителей, остающихся один на один с генподрядчиками. По меньшей мере, ожидаемым результатом станет снижение качества строительных работ. Однако и в секторе регулируемом ситуация не слишком радует глаз.
Минстрой России, приняв 372-ФЗ, выхолостил содержание саморегулирования, предложив взамен прежней, хотя и не лишённой недостатков модели, упрощённую схему. Теперь для подрядчика достаточно формального членства в СРО, наличия двух специалистов в Нацреестре и взносов компфонд – что даёт право строить любые объекты, включая особо сложные и опасные. Хоть магистральные газопроводы, хоть корпуса АЭС, хоть инфраструктуру космодромов.
Сложившуюся до 2017 года систему строительного саморегулирования не ругал только ленивый. И действительно, недостатков было много. Однако были и плюсы. Например, как сообщает Росстат, с момента ввода обязательной системы саморегулирования в строительной отрасли начало сокращаться количество случаев со смертельным исходом и число пострадавших с утратой трудоспособности.
При снижении общего числа пострадавших со смертельным исходом по всем видам экономической деятельности в стране с 2009 по 2013 годы на 13,6%, в строительстве этот показатель достиг 33%, что составило самый высокий процент уменьшения числа пострадавших со смертельным исходом среди всех видов экономической деятельности в стране.
А вот в сфере строительных работ, не требующих обязательного наличия допуска СРО, картина обратная. Так, в 2015 году, по данным статистики, при выполнении таковых работ, на стройплощадках погибли 92 человека. 26% всех смертельных случаев на строительстве произошло из-за того, что по этим видам работ не требовалось обязательного наличия у строительных организаций свидетельств о допуске к работам. Дальнейшая либерализация требований к аттестованным специалистам и членству в СРО может внести свой вклад в эту печальную статистику.
Не лучше и ситуация с качеством. Новая система не учитывает всех особенностей специализации в строительстве, на что первыми обратили внимание представители отраслевых СРО. В частности, президент СРО «Союзатомстрой» Виктор Опекуновпрямо заявлял о том, что авторы закона, предельно упрощая модель регулирования строительной деятельности, за основу приняли наименее сложную структуру подрядных альянсов и подрядных отношений, свойственную жилищному и гражданскому строительству. При этом совершенно не учтены особенности строительства особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.
Перед началом реформы не был проведён анализ ни на уровне Росстата, ни на уровне Минстроя России, какие объекты капитального строительства создаются строительными организациями, имеющими свидетельства о допуске к работам, а какие – не имеющими таковых. И, что главное, никто не оценил, какой экономический эффект оказала норма права, определяющая необходимость получать свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность работ на объектах капитального строительства.
Помимо того, что из системы регулирования исключили субподрядные организации, законодатель отказался от другого важного элемента системы – перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов, а также свидетельство о допуске к их выполнению, тем самым выхолощен сам смысл и логика деятельности СРО.
За саморегулируемыми организациями оставили только простую функцию распределения финансовых средств: частичное возмещение убытков заказчика в случае неисполнения контрактов или возмещения вреда третьим лицам. Складывается впечатление, что по логике чиновников, СРО – это не более чем частная организация, единственной целью которой является сбор и сохранение средств компфондов, а конечной задачей СРО является частичное возмещения убытков заказчика в случае неисполнения контрактов или возмещения вреда третьим лицам.
Никто так и не ответил на принципиальные вопросы:
- Каким образом партнёрства могут организовать мониторинг на строительных площадках?
- По каким критериям им предстоит отделять ответственных членов от возможных фирм-однодневок, «деятельность» которых придётся компенсировать за счёт компфонда ОДО?
- Каков должен быть алгоритм контроля договорных обязательств и взаимодействия с заказчиком?
- Как учитывать потенциальные причины срывов контрактов и стабильность работы той или иной строительной фирмы?
- Каким образом осуществлять управление рисками?
- И так далее…
Похоже на то, что все эти ключевые моменты остались вне видения законотворцев. И теперь саморегулируемому сообществу, в лице региональных СРО и НОСТРОЙ предстоит на коленке разрабатывать работоспособную модель, которая реализует благие пожелания реформаторов.
Начните обсуждение первым!