Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

НРС Минстроя и Нацобъединений не прошёл. Действует НРС Минюста!

17.05.2017

Запуск Национального реестра специалистов, предусмотренного 372-ФЗ, в очередной раз затягивается. И причиной тому, как это ни странно, оказалось Министерство юстиции РФ, рассмотревшее за 20 дней (практически мгновенно по меркам сего ведомства!) проект Приказа Минстроя России № 688/пр, составленного в тесном взаимодействии с юристами двух Национальных объединений.

Принцип «лучше перебдеть, чем недобдеть», взятый НОСТРОЙ на вооружение при составлении своего Регламента и перенесённый в приказ Минстроя, на этот раз не сработал. И в финальной версии Приказа № 688/пр исчезли некоторые важные, но избыточные, по мнению Минюста, пункты.

С одной стороны, конечно же, эти изменения упрощают (даже на уровне понимания нормального среднестатистического гражданина, занятого в строительстве!) сам процесс подачи и внесения сведений в НРС.

Однако, с точки зрения тактики и сроков создания и формирования, безусловно согласованная и несомненно более правильная в случае возникновения правовых коллизий версия Минюста создаёт препятствия для наполнения НРС буквально на ровном месте. Ведь теперь Национальным объединениям придётся гармонизировать свой Регламент с согласованным с Минюстом приказом профильного министерства. А это требует времени, которого уже и так почти не осталось – ведь 1 июля уже не за горами.

Кроме того, с таким трудом продвигаемая система мотивации СРО к размещению средств компенсационных фондов на специальных счетах с учётом положений согласованного с Минюстом приказа становится весьма условной. А ведь под работу операторов НРС в числе трети от ныне действующих строительных СРО уже запланировано выделение денежных средств по 500 рублей за каждого специалиста из другой СРО.

Что же не устроило Минюст в самом документе и в чём именно он подвергся изменениям? Согласно пункту 9 Порядка ведения Нацреестра специалистов, утверждённого Приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр, в НРС включаются следующие сведения о физическом лице:

а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) физического лица;

б) вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства);

в) дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в Национальный реестр или решения об исключении сведений о таком физическом лице из Национального реестра.

Установленный указанным пунктом перечень является исчерпывающим. Исходя из текста Приказа, порядок ведения Нацреестра специалистов не предусматривает наличия в нём каких-либо дополнительных сведений о физических лицах, не перечисленных в пункте 9 Порядка ведения НРС.

Из буквального прочтения пункта 6 Порядка ведения Реестра специалистов следует, что в нём не могут содержаться сведения, которые не размещены на сайте Национального объединения и недоступны для ознакомления неопределённого круга лиц. По сути, по мнению Минюста следует, что выделение в составе Реестра специалистов так называемой «закрытой части», упоминающейся в пунктах 1.2.4, 6.2 и 13.1 Регламента, одобренного решением Совета Национального объединения (Протокол от 17 февраля 2017 года № 94) не вполне корректно.

Также отсутствует и упоминание об Операторах, которым НОСТРОЙ Регламентом ведения НРС делегировал в соответствии с пунктами 4.2.1 и 4.2.2 права принимать заявления и приложенные документы о включении сведений в Реестр специалистов, а также осуществлять первичную проверку документов. И здесь Регламент вступает в противоречие с пунктом 16 положения, в соответствии с которым полномочия по принятию каких-либо решений закреплены исключительно за Национальным объединением, что должно пониматься в соответствии с частями 1 и 4 статьи 55.20, то есть как юридическое лицо, созданное в форме ассоциации.

Проще говоря, первичная проверка документов, согласно пункту 4.2.2 Регламента, должна рассматриваться не более, чем консультационная помощь обратившемуся к Оператору физическому лицу в проверке подготовленных им заявления и приложенных к нему документов. При этом физическое лицо по своей воле вправе обращаться за такой помощью не только к Операторам, но и к любым СРО или иным лицам.

Как бы там ни было, на предстоящем заседании Совета НОСТРОЙ, которое состоится завтра, 18 мая, этот вопрос будет рассмотрен. И высока вероятность того, что часть требований к пакету документов, установленных в Регламенте НОСТРОЙ, может быть снята. Ведь на сегодняшний день заявление о включении сведений в такую информационную систему устанавливает требование к указанию в нём физическим лицом свыше 20 различных сведений о себе сверх тех пяти, которые предусмотрены пунктом 13 Порядка, утверждённого Приказом Минстроя России.

Однако же, просто приведя требования Регламента в буквальное соответствие с Приказом, Нацобъединения рискуют получить неработающий документ. Поэтому вопрос, как всегда, лежит в плоскости формулировок. Как распорядится НОСТРОЙ своим Регламентом, который, по сути, будет являться своего рода правилами, и исключит ли из него возникшие после рассмотрения Минюстом коллизии, сохранив при этом здравое зерно, – станет ясно уже после заседания коллегиального органа. А всем представителям саморегулируемого и строительного сообщества придётся запастись терпением и снова ждать, на этот раз не Минстрой и не Минюст, а свои Национальные объединения, при этом осознавая, как время утекает сквозь пальцы. Ложкой мёда в этой бочке дёгтя может служить лишь то, что теперь-то уж точно всё зависит от расторопности НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

http://zanostroy.ru

Комментарии

  1. Леонид

    Понятно поэтому, что необходимость приведения Регламента НОСТРОЙ в соответствие Приказу Минстроя вызовет яростное сопротивление.

    Добавить сообщение
  2. YFD38

    Зарегистрированный Минюстом Приказ Минстроя России предварительно прошел антикоррупционную экспертизу.

    А Регламент НОСТРОЙ, который находится в явном противоречии с нормами Приказа, наоборот, открывает возможность должностным лицам НОСТРОЙ на почти законных основаниях торговать базами данных, содержащими персональные данные (включая контактные данные) всех российских специалистов по организации строительства или использовать эти базы данных в еще более выгодных этим должностным лицам целях.

     

    Добавить сообщение
  3. SDD

    Интересно, получается, те, кто уже документы успел подать, избыточные требования выполнили?

    Добавить сообщение
  4. Светлана

    Полтора месяца осталось, а понимания до сих пор так и не появилось!

    Добавить сообщение
  5. Ольга Ивановна

    Не умеет НОСТРОЙ быстро реагировать, а тем более Регламенты переписывать.

    Добавить сообщение
  6. Петр Романович

    Изменения в Регламенте будут, но он не станет буквально соответствовать Приказу Минстроя.

    Добавить сообщение
  7. Злодеев

    Закон - что дышло, куда повернул - туда и вышло!

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика