Эксперты считают, что внедрять положения 372-ФЗ следовало бы после подтверждения соответствия СРО новым требованиям
Сколько копий было сломано во время обсуждения минстроевских поправок в Градкодекс, а эксперты по сию пору продолжают высказывать своё мнение о том, что несёт строителям и саморегуляторам новая реформа. Что и понятно – многие эффекты от реализации 372-ФЗ, например, неожиданное возникновение новых саморегулируемых организаций или жёсткая чистка рядов старыми партнёрствами, явно были не просчитаны разработчиками. Не лучше обстоит дело и с формированием компенсационных фондов.
По словам директора СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» Андрея Уртьева при рассмотрении закона 372-ФЗ возникает ряд чисто практических вопросов по формированию компенсационных фондов СРО. Закон не предусматривает способов добровольного понижения уровня ответственности члена СРО, поскольку ранее внесённые взносы уже не вернуть.
При превышении суммы необходимых взносов члена СРО в два компенсационных фонда над размером ранее внесённого взноса от члена СРО требуется доплата, невзирая на тот факт, что первоначальный размер взноса мог значительно увеличиться за счёт получения дохода за несколько лет размещения компенсационного фонда.
Также непонятен предусмотренный частью 20 статьи 1 Федерального закона № 372-ФЗ порядок уведомления членом СРО о фактическом совокупном размере обязательств по договорам подряда, заключённым таким лицом в течение отчётного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление, направляемое в срок до 1 марта года, следующего за отчётным, может служить в основном для общего анализа деятельности члена СРО, поскольку большинство бюджетных договоров и ответственность за их исполнение заканчиваются в конце года и в следующем году не учитываются при определении предельного размера обязательств. Да и заказчик, скорее всего, не будет изучать объём действующих у члена СРО на данный момент договоров для определения права подрядчика заключать новые договоры подряда. Разные критерии определения уровня ответственности (по одному договору или совокупному объёму) для различных компенсационных фондов только запутывают ситуацию.
К критике присоединяется начальник отдела в СРО Союз «Энергострой» Валерий Ревинский. По его мнению, многих трудностей переходного периода можно было бы избежать за счёт одной простой нормы – внедрять новые положения 372-ФЗ после подтверждения соответствия СРО новым требованиям закона.
По его словам, одной из главных недоработок Федерального закона № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» является вступление в силу с момента официального опубликования закона статей 55.4 и 55.16 в новой редакции и новой статьи 55.16, а также право СРО применять эти статьи в переходный период.
Статья 55.4 «Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации», помимо прочего, запрещает СРО иметь филиалы, а также определяет принцип регионального формирования членского состава СРО. Пожалуй, именно на этом сегодня сосредоточились руководители саморегулируемых организаций, рассчитывая, сколько членов останется по итогам выхода внесубъектных членов. Обнаружив, что минимальной планки в 100 членов СРО не достигнет, саморегуляторы начали искать пути восстановления нужного количества членов.
Статья 55.16 («Компенсационные фонды СРО») и 55.16-1 («Размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации») устанавливают необходимость формирования двух КФ (ВВ и ОДО), снижают взнос в компфонд при вступлении в СРО, а также требуют размещения средств компенсационных фондов на спецсчетах.
Валерий Ревинский считает, что необходимо было строго ограничить действия саморегулируемых организаций по внедрению новых положений закона и конкретно эти положения вводить и применять только после того, как СРО подтвердили бы своё соответствие новым законодательным нормам, то есть не ранее весны 2017 года, после разработки и внедрения Национального реестра специалистов.
Олег Самуилович. А вот от второго эксперта: "внедрять новые положения 372-ФЗ после подтверждения соответствия СРО новым требованиям закона".
Ну, если это эксперты, то я тогда не удивляюсь сегодняшнему состоянию системы саморегулирования.
"неожиданное возникновение новых саморегулируемых организаций или жёсткая
чистка рядов старыми партнёрствами, явно были не просчитаны разработчиками" Это потому, что разработчики никакого отношения ни к саморегулированию, ни к строительству не имели. А на страницах сайта об этом писали ещё, когда только слухи об этом законе начали появляться.
...мы с отцом за дровами, а остальные жители деревни пока свободны...
Например, вот глупость: "... требуется доплата, невзирая на тот факт, что первоначальный размер взноса мог значительно увеличиться за счёт получения дохода за несколько лет размещения компенсационного фонда". А вот это вообще не понятно, о чём: "закон не предусматривает способов добровольного понижения уровня ответственности члена СРО, поскольку ранее внесённые взносы уже не вернуть".
Очевидно, что оба "эксперта" 372-ФЗ не читали... Кто-то им просто пересказал содержание закона.
Не самые весёлые дела...