Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Ампутация не поможет. Как 372-ФЗ помог «безлюдным фирмам» потеснить реальных строителей

16.10.2018

Одной из ключевых тем, которые неожиданно оказались центральными в повестке строительных саморегуляторов, стали «безлюдные» строительные компании.
***

Как известно, после резкого сокращения численности компаний, охваченных системой строительного саморегулирования, в России наметился стабильный рост количества членов СРО. Согласно известному графику, подготовленному департаментом реестра НОСТРОЙ, данная цифра, превышавшая 126 тысяч юрлиц и ИП в марте 2016 года, упала до исторического минимума на начало 2018 года до 83,5 тысячи. Дальше весь 2018-й численность плавно прирастала, примерно по 3% – 4% ежемесячно, и сегодня в строительных СРО состоит порядка 89 тысяч членов.

Это можно оценивать, как признак того, что строительный комплекс пережил последствия непростой реформы и начал приспосабливаться к новым правилам игры. В то же время положительная динамика настроила на оптимистический лад Дирекцию Национального объединения строителей. Возникла идея решить множество острых проблем, дополнительно отрезав от системы саморегулирования большое количество нынешних членов.

Таким образом, по мнению авторов инициативы, сразу снимается куст неприятных вопросов, связанных с наполняемостью НРС и качеством включённых туда персоналий. Прекращается торговля специалистами. Повышается престиж членства в СРО и уменьшаются риски срыва договорных обязательств. Действительно, кому срывать, если в наших рядах останутся только серьёзные и хорошо зарекомендовавшие себя строительные компании?

Курс на санацию реестра был озвучен исполнительным директором Виктором Прядеиным ещё 28 сентября в Санкт-Петербурге в ходе пленарного заседания IX Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство». Именно тогда прозвучала фраза о том, что «если СРО не работает со своими специалистами, то это проблема СРО», а также была представлена сама концепция избавления от «случайных попутчиков». Напомню, что, по классификации Виктора Васильевича, таковых можно разбить на две категории. Во-первых, это бывшие субподрядчики, которые остались в СРО по инерции, а во-вторых, сомнительные организации, в штате которых числится один директор.

Неделей позже департамент НОСТРОЙ по информационным технологиям и анализу данных опубликовал доклад, содержащий конкретные цифры и критерии. В своей работе аналитики отдела руководствовались данными Единого реестра СРО, информационной базой Федеральной налоговой службы (ФНС) по численности и доходам юридических лиц и Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

Результат этих расчётов известен: 15.225 юридических лиц (ИП в статистику не попали) могут с высокой степенью вероятности классифицированы как «номинальные члены СРО». Были названы три признака, которые, по мнению авторов доклада, должны вызывать подозрения:

1. Организация имеет менее 2-х работников;
2. Предоставила «нулевую» отчётность в ФНС;
3. Представила отчётность по доходам, суммарно не превышающим 3 миллиона рублей в год.

И предложены практические шаги – СРО должны в приоритетном порядке проверить эти фирмы на соответствие требованиям законодательства. Списки с указанием адресов и ИНН будут разосланы в сами партнёрства и по округам для контроля.

Саморегуляторы восприняли предложение с ожидаемым протестом, приводя свои контраргументы.

Во-первых, непонятно, на каком юридическом основании проводить такие внеплановые проверки? Проверка налоговой отчётности относится к функциям ФНС, а борьбой с фиктивной предпринимательской деятельностью должны заниматься силовые структуры.

Во-вторых, сами критерии были названы сомнительными. Что противозаконного в том, что субподрядчик состоит в СРО «по инерции», предполагая, что рано или поздно сможет поучаствовать в конкурсах, не внося заново компенсационный фонд? Если в документах не содержится никаких замечаний, то и СРО не имеет оснований для каких-либо санкций в отношении такого члена.
Инициаторы проверок и предстоящей санации объясняют недовольство саморегуляторов нежеланием терять кормовую базу и продолжают настаивать на своём.

Однако настоящая проблема коренится не в противоречии между интересами Дирекции НОСТРОЙ, СРО и строителей. Корень зла заключается в полусырых нормах 372-ФЗ, который был разработан под эгидой экс-замминистра Хамита Мавлиярова. Этот федеральный закон, вред которого очень трудно смягчить за счёт косметических правок, и сталкивает до сих пор лбами всех участников строительного саморегулирования.

Закон не учитывает реальные интересы заказчиков и подрядчиков, их объёмы работ и требования, а предъявляет ряд формальных требований, которые обязаны выполнить строители. В требованиях указано, что нужно иметь двух специалистов НРС? Отлично, подрисуем стаж двум работающим специалистам. Нужно, чтобы они работали у организации – члена СРО? Да без проблем, судя по последней записи, работают. Однако брать их в штат, платить налоги и зарплату только ради членства в СРО – дорого и неэффективно. Таким образом, законодатель сам толкает строительные компании на подтасовки и манипуляции с документамиРастёт и ширится липовый реестр, который никто не верифицирует, в котором со временем к виртуальным специалистам только добавляются мёртвые души.

При этом основная задача, ради которой всё и затевалась, так и остаётся нерешённой. А пытались таким образом, напомню, навести порядок в закупках, поставив преграду на пути недобросовестных подрядчиков. В итоге последние оперативно приспособились к новым условиям работы. Безлюдные фирмы, обвешанные большей частью фальшивыми, нежели настоящими свидетельствами НРС, выигрывают торги, а выполняют работу всё те же ломовые лошади – субподрядчики, которые зачастую не смогли проявить хватку и «нарисовать» себе двух спецов.

Теперь в качестве лечения саморегуляторам предлагают ампутацию. Затронуть эта процедура должна примерно шестую части от всех строительных компаний, входящих в СРО. Даст ли она положительный эффект? Энергичные руководители безлюдных фирм без проблем представят все необходимые документы, в крайнем случае, никто мешает взять в штат двух специалистов на время проверки. И даже если намеченная большая чистка рядов пройдёт, те же организации снова пойдут в СРО, демпингуя настоящих строителей. И процесс этот будет продолжаться непрерывно, благодаря чудовищным нормам 372-ФЗ!

http://zanostroy.ru

Комментарии

  1. SDD

    "Ему— всё божья роса". Хвалиться тем, что разрушило многие СРО, и из-за чего многие строительные организации до сих пор вынуждены судиться и платить из своего кармана по меньшей мере - не корректно.

    Добавить сообщение
  2. Борис Моисеевич

     Вот захотелось сказать пару слов про "регионализацию", чуть не написал "канализацию". У многих сложилось впечатление, что именно Мозолевский стал буревестником этой глупости, в результате чего строителям стало хуже, ряду СРО стало хуже, но кому-то могло стать лучше. На самом деле ему это "вложили" ("вживили") и выпустили в народ, чтобы посмотреть реакцию. А когда народ расслабился, ему всучили это "...нализацию". НОПРИЗ смог этого позора. Что в итоге. Наш пострел везде поспел! Может быть он расскажет о результата, а не прожектах. 

    Добавить сообщение
  3. Прохожий

    Многим кажется, что действия Мозолевского приводят к какому-то результату. Однако, данному персонажу свойственно больше занимать процессом, полностью игнорируя возможность получения результата. Много слов, а вот результатом уважаемый муж похвастаться не может. Разве на основе его телодвижений что-то изменилось к лучшему? Кто-нибудь сможет вспомнить? 

    Добавить сообщение
  4. Аркадий Откидач

    Причем тут Мозолевский? Он не умеет признавать своих ошибок, а ведь любой хороший воин должен уметь это делать. Отступить вовремя.

    Иначе рано или поздно можно оказаться под конем.

    Добавить сообщение
  5. Большаков Олег

    Нормы 372-ФЗ предусматривают наличие КФ ОДО, а также 2 (две) персоны НРС (организатор строительного производства) у юридического лица Члена СРО (ген/подрядчика), который выполняет не менее 25% работ "собственными силами". ... Поскольку последнее, вытекает из сметной стоимости, что за гранью право/восприятия функционеров СРО:

    «Трудно искать черную кошку (СМР) в темной комнате (СРО); особенно если особенно если ее там нет», — как говорил китайский мудрец Конфуций.

     

    P.S. Если конкретней: "Предупреждаю, смета, ценообразования — это  не с этой оперы", - так сегодня думает и пишет Валерий Мозалевский.

    Добавить сообщение
  6. Владимир Селиверстов

    Любой закон не так страшен, страшна его недосказанность и недописанность, которая используется уполномоченными людьми в своих корыстных целях.

    Добавить сообщение
  7. Ирина Лукьянова

    372-ФЗ в части НРС вовсе не так страшен- требования к специалистам (10-летний стаж) и требования к обеспеченности ими членов СРО (не менее двух) были установлены оценочно, с прицелом на их корректировку в процессе применения на практике.

    Добавить сообщение
  8. Олег Москаленко

    372 ФЗ, НОСТРОЙ уже сгнивший, и т.д. и т.п. всё это приводит к полному краху, а не становлению... И процесс настолько уже запущен, что каждую осень/весну остается только гадать: а сколько саморегулированию осталось...?

    Добавить сообщение
  9. Бондаренко Владимир

     372-ФЗ наплодил столько проблем и плодит их до сих пор, что никакому НОСТРОЙ с его энергичной новой командой это не решить и не расхлебать. Отрадно только что эта команда никак не может понять. что проблема не в СРО, а в законодательстве и именно в 372-ФЗ, который эта команда и писала...

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика