Все это снимки бельгийского фотографа Jan Kempenaers в рамках проекта с лаконичным названием «Памятник». Вслед за распадом Югославии, все эти футуристические военные мемориалы были забыты и заброшены.
Эти сооружения были возведены при Иосипе Брозе Тито в 1960-х и 70-х годах в память о местах, где шли бои Второй мировой войны (Тјентиште/Tjentište, Козара/Kozara и Кадињача/Kadinjača), или там, где были концентрационные лагеря (например, Ясеновац/Jasenovac и Ниш/Niš).
Они были разработаны разными скульпторами (Dušan Džamonja, Vojin Bakić, Miodrag Živković, Jordan и Iskra Grabul…) и архитекторами (Bogdan Bogdanović, Gradimir Medaković…). Передают мощный визуальный эффект, чтобы показать уверенность и силу Социалистической Республики. В 1980-х годах эти памятники посещали миллионы людей в год, особенно пионеры для «патриотического воспитания». После того, как Республика растворяется в начале 1990-х годов, они были полностью заброшены, и их символическое значение утрачено.
Этот мемориал находится в Белграде и посвящен партизанскому отряду из Космая (Kosmaj):
С 2006 по 2009 года бельгийский фотограф Ян Кемпенарс (Jan Kempenaers) объехал бывшую Югославию с картой мемориалов изданной в 1975 году. В итоге издана книга Spomenik: The End of History (Споменик: конец истории), которая показывает меланхоличные, но поразительные образы. Его фотографии поднимают вопрос: могут ли эти памятники продолжать существовать как скульптуры? С одной стороны, их физическое состояние ветхое и отражает уход социально-исторического пласта. А с другой стороны, они по-прежнему потрясающе впечатляют без символического значения.
Памятник в виде трех сжатых кулаков в память о жертвах Второй мировой войны Niš :
Этот монумент посвящен восстанию Илинден против османской империи (Kruševo):
Заброшенный мемориал в Хорватии:
Памятник погибшим в одном из сел в Хорватии. Уже сам лежит на боку:
Конструкция недалеко от границы между Хорватией и Боснией. По замыслу скульпторов, она напоминает победу Югославии во Второй мировой войне:
Knin:
Makljen:
Kadinjač:
Скульптура 1973 года посвящена сербским и албанским партизанам:
Построенный в 1982 году, этот мемориал посвящен народам Хорватии (Petrova Gora):
Ostra :
Монумент в честь партизанского отряда из Сисака:
Nikšić:
Этот памятник построен в 1968 году. Он посвящен павшим бойцам партизанского отряда Зеница — анти-фашистского движения сопротивления:
Расположенная в Боснии и Герцеговине, башня возведена в честь битвы битвы за Козару (Kozara). Тогда были убиты около 1 700 партизан и еще тысячи отправлены в концентрационные лагеря.
Памятник революции, возведенный в Боснии и Герцеговине:
Sanski Most:
Памятник, построенный в 1966 году, был посвящена жертвам концлагеря Ясеноваца в Хорватии Jasenovac :
с коммунистическим размахом
полёт архитектурной мысли!
...вот от этого и грустно-печально...
а ведь там много монументам погибшим героям войны ...
Да....., офигенно-монументально, горько-печально..... Под напором новой идеологии стирается память людская, разрушаются памятники героям былых времен... Неизменны только горы, они немые свидетели всех событий, побед и трагедий...
Говорить, что такой-то архитектор построил такой-то небоскреб, аналогично утверждению, что такой-то дизайнер построил рекордный сверхзвуковой истребитель. И даже в сравнении с истребителем, где роль "архитектора" принадлежит главному конструктору, здесь главным выступает финансист и политик, который нанимает многочисленных конструкторов. И нанимает их не столько из функциональных соображений, сколько из соотношения возможности за имеющиеся у него средства решить необходимые конструкторские задачи.
В "небоскребостроении" соревнуются не архитекторы, но инвесторы. Роль архитектора при окончательном определении высоты здания со шпилем - последняя. Определяющим здесь является кошелек инвестора - сможет ли он выложить еще пару миллиардов на разработку технологий и инженерных решений, позволящих ему обойти "соседа" на 30 см. Тут исключительно ярмарка амбиций инвестора помноженная на толщину кошелька. Реальная роль архитектора, по сути, кончается на стадии "соблазнения" инвестора оригинальной концепцией, а дальше его роль чисто номинальная.