Эксперт-строитель о рухнувшем СКК: "Или у виновников трагедии купленный диплом, или еще хуже"
Руководитель рабочей группы, изучавший СКК по поручению полпреда, уверен, что такое обрушение крыши мог предсказать любой строитель. Для этого всего лишь надо было представить кольцо велосипеда, из которого вынимают спицу.
Обрушение крыши петербургского спортивно-концертного комплекса ненароком объединило строительную отрасль города и области. Директор компании "Ленспецстрой" Дмитрий Астафьев утверждает, что внеплановое обрушение крыши мог предсказать любой специалист, учившийся в институте на инженерно-строительных специальностях.
- Это же очевидные вещи. Задача при строительстве была перекрыть крышей стадион на 25 тысяч зрителей. При этом несущие стены, по сути, сделали центрально сжатыми. Это была сложная задача по тем временам. Представьте тоннель в метро. На него изнутри и снаружи давят силы, вода и так далее, и за счёт центрального сжатия он никогда не разрушится. Так и здесь — сделали два кольца, одно из них, железобетонное, работало на центральное сжатие, - объяснил он 47news.
Внутри этого кольца, продолжает Астафьев, другое, маленькое, а мембраны — это спицы.
"Представьте велосипедное колесо, которое лежит на колоннах. Если вынуть две спицы, колесо становится не круглым, а яйцом. Сжатие будет происходить не равномерно, а эксцентрично. То есть сила идёт не разнонаправленно, а выпирает. На кадрах видно, когда несколько креплений отрываются, здание стоит. Но условно, при исчезновении пятой, шестой спицы кольцо из железобетона ломается, не работает на центральные силы и перестает его держать. В итоге рушатся не только стены, но и крыша", - говорит уверенно наш собеседник.
То есть, повторяет Астафьев, до тех пор, пока все спицы на месте, колесо не деформируется. Но если убрать две-три спицы, станет эллипсом, нагрузки будут неравномерные и колесо помнётся.
"Как крышка люка на дороге, если её нагрузка не равнонаправленна, нажимаешь на неё ногой и проваливаешься. Тут произошло то же самое. Как только обрезали крепление, мембраны стали опираться не на контур, а на оставшуюся часть мембраны и всё стало съезжать", - добавляет он.
По его мнению, при задаче демонтировать подобное сооружение лучшим вариантом было бы сначала равномерно разгрузить вес всей конструкции, поставить временные распорки, которые компенсируют возникающий эффект.
"По мне так, у тех еще спецов, кто это рассчитывал, купленные дипломы. Если не купленные, то можно заподозрить в умысле", - полагает он.
47news сверил оценку Астафьева со специалистами на рынке демонтажа. В строительных компаниях выражают мнение, что подрядчик просто сэкономил.
По информации 47news, интерес к контракту на демонтаж СКК проявляли несколько крупных игроков рынка, среди которых была и группа "КрашМаш" - один из лидеров этой индустрии. В компании не стали называть примерную стоимость возможной разборки такого массивного здания, пояснив, что главное в стоимости работ — это опыт, а в данном случае у тех, кто проводил работы, его явно не было.
- Начинать надо было с нормального подрядчика, а не экономить на ресурсах. Демонтажер СКК недолго находится на рынке, по сравнению с другими игроками. В теории всё можно было сделать механизированным способом, без людей, с помощью экскаваторов, есть такие, что и на 55 метров стрелу выпускают. А в итоге нарушены нормы и правила безопасности. Если судить по видео, то неправильно рассчитаны показатели, потому что крыша там находится под нагрузкой. Мембранообразная конструкция начала раскрываться, и силы ударили в место наибольшего ослабления, - рассказал 47news инженер в "КрашМаше".
Что касается стоимости, то на рынке гуляет информация, что уверенные компании готовы были взяться за объект при цене работ в 800 миллионов, а сегодня контракт составил миллионов 200.
P. S.
Дмитрий Астафьев в 2003 году был руководителем рабочей группы экспертов по безопасности, готовивших Северную столицу к трёхсотлетию. Тогда он, по поручению полпреда в СЗФО Виктора Черкесова, проводил исследование особо важных объектов, в список которых вошёл и СКК.
По словам Астафьева, ныне доктора технических наук, в 1980 году, когда возводили комплекс, он как раз поступал в Ленинградский инженерно-строительный институт. Согласно его воспоминаниям, в то время СКК был "самым прогрессивным и выдающимся сооружением в мире". "У нас был спецкурс по металлоконструкции, и в учебниках была показана технология строительства этого объекта, я лично сдавал по этому курсу экзамен", - сказал он.
Спорткомплекс в Петербурге сносили фирма без опыта и бригада неизвестных сварщиков
Напомним, что 31 января в ходе работ по демонтажу кровли рабочие, согласно указаниям начальства, подрезали металлические тяжи - металлические тросы, которые соединяли железобетонное несущее кольцо и мембрану кровли.
При этом один из монтажников работал непосредственно на кровле, без страховки. После того, как было подрезано около 25% тяжей, началось обрушение кровли и стен здания. Монтажник, работавший непосредственно на кровле, погиб.
Как выяснилось в ходе предварительного расследования, генеральный подрядчик по контракту на разбор СКК «Петербургский» стоимостью 170 млн рублей - компания «СпецСтройМонтаж». Непосредственно демонтажом кровли занимался субподрядчик – микропредприятие «АН Дорстройтранс», не имеющее опыта подобных работ, с уставным капиталом 30 000 рублей, зарегистрированное в конце октября 2019 года.
Площадь обрушения конструкций не эксплуатируемого спортивно-концертного комплекса (СКК) "Петербургский" составила примерно 25-28 тысяч квадратных метров, сообщает городское управление МЧС РФ. Обрушилось 80% конструкций стен и кровли.
Представитель компании-концессионера «СКА Арена» рассказал, что генподряд на демонтаж здания получила компания «СпецСтройМонтаж», которая распределила работы по двум субподрядам: кровлей занималось «АН Дорстройстранс», а железобетоном – СК «Прайд».
Ранее обе компании заявили, что работы на объекте в это день не проводили. То есть, неизвестная бригада неизвестных сварщиков работала на демонтаже кровли без документов и разрешений.
«Бригаду сварщиков нанимали не мы. Не могу сказать, кто именно это делал. Да, подряд на демонтаж СКК получили мы, но не на этом этапе», — рассказал генеральный директор компании «СК Прайд» Антон Шевченко.
Гендиректор «АН-Дорстройтранс» Анзор Алиев также открестился от работ на крыше. «Я к этим работам отношения не имею. Что выполняли – закрыто актами. Какие-то работы выполняли в декабре, но денег от подрядчика пока не получили. Наши сотрудники на кровле не работали», — приводит слова Анзора Алиева портал «Фонтанка».
Инженер и эксперт по бетонным конструкциям, не назвавший свое имя, прокомментировал трагедию при демонтаже СКК в одном из Телеграмм-каналов:
«Это авария, именно авария, а не специальная разборка, она войдет в учебники строительного дела, как нельзя и не нужно работать – это образец инженерного идиотизма. Это абсолютно неграмотное, дико опасное решение, это инженерный авантюризм. По моей оценке и по оценке всех специалистов.
Это позор на всю страну и весь мир, что такое сооружение было таким варварским методом уничтожено. И еще человека убили ни за что. Правда, вина будет возложена на него самого - его уже не вернуть. Что не пристегнулся, вылез из люльки, правда, говорят была команда - вылезти….
Горизонтальная сила, которая действовала в каждом отрезаемом элементе – порядка 200 тонн. И только безумец может отрезать такие конструкции, которые находятся под таким давлением. Если это инженерная ошибка, то она непростительна для специалистов из этой компании, которая разрабатывала, если разрабатывала, проект демонтажа.
Или это умысел – быстренько моментально без затрат завалить здание и таким образом его снести. Это авантюризм был в высшей степени невозможный, и не достойный этого сооружения.
Постоянно муссируется версия, что здание было, мол, аварийное и вот оно упало. Это звучит со всех экранов. По моему глубочайшему убеждению – и это авария показала – здание продолжало стоять при девяти обрезанных узлах – при девяти оно еще стояло! И каждый обрезанный узел – это 200 тонн нерассчетной нагрузки по горизонтали. Значит 1800 тонн нагрузки были приложены к конструкции! Это говорит о том, что у СКК были сумасшедшие резервы! А что сломалось первым? – не мембрана, а железобетонная конструкция. А все грешили на мембрану – что она истончилась. А авария произошла абсолютно не с мембраной, а с кольцом. И вызвана эта авария совершенно идиотским способом. Поэтому говорить о том, что это аварийная конструкция – совершенно неправильно.
Если бы мне дали задачку – сделать такой проект демонтажа, я бы принял за основу следующую концепцию. Первое и самое главное – это безопасность людей, чтобы это был контролируемый процесс.
Еще вариант – подорвать синхронными взрывами. Это тоже непросто. Натяжение было в серединку. Под этим натяжением, оно бы внутрь и упало – но это все опять же надо считается. Это прием контролируемый – и опыты есть и специалисты есть.
А здесь какая-то случайная фирма с уставным капиталом 30 тысяч рублей взялась за разборку этого дела. Взяли двух мужиков, наняли два крана, посадили в люльку и вперед.
Если есть какие-то документы (проект демонтажа), в чем я сильно сомневаюсь, что они есть, то этот документ если по нему работы велись – это свидетельство инженерной безграмотности. Если это сознательно было сделано – то это авантюризм высочайшей степени, и рабочих просто послали на смерть.
Проект организации разборки – я на 100% уверен, что такого проекта нет.
По-хорошему после такого события, должны пройти комиссии, которые должны составить заключение. Чтобы было неповадно другим.
Среди специалистов в нашем деле, сколько я ни говорил с нашей общественностью - за разборку СКК не было ни одного. Все были против. Однако это состоялось. Причем таким варварским позорным методом».
Нарушение ТБ. Халатность. Убийство по неосторожности.
Как это предполагаемый работник?! Там что с улицы случайный прохожий работал???
Распилили, Откатили, Своровали.
Экономия на подрывных сносах, результат человеческая жизнь. Опять наше русское "авось пронесет"
Тут строителем быть не нужно, что бы понять, что при таком обрезании возникнет дисбаланс. Впрочем, чему сейчас удивляться.
Как бы там не писали, но человека жалко. У кого-то горе, соболезную