В правительстве вернулись к обсуждению способов поддержки подрядчиков: обязательном авансировании до 50–70% от цены контрактов
Финансовое ведомство указывает, что у заказчиков уже есть возможность повышать размер авансирования до 90%, а введение новых требований несет риски удорожания контрактов и уменьшения количества участников закупок. Минэкономики же считает, что на практике подрядчики редко получают авансы и вынуждены брать кредиты. Эксперты идею обязательности авансов оценивают положительно — это удешевит банковские гарантии и поможет подрядчикам исполнить свои обязательства в срок.
После сентябрьского совещания у вице-премьера Марата Хуснуллина ведомства прорабатывали вопрос о введении обязательного авансирования госконтрактов в строительстве в размере до 50–70% от их цены. Эту меру поддержки предложило Минэкономики, но тогда речь шла об авансировании не менее 70% (см. “Ъ” от 27 августа). В ходе обсуждения планка была снижена, но согласованной позиции, как следует из письма Минэкономики в аппарат правительства, достичь не удалось. Сопротивление этой идее оказал Минфин.
В финансовом ведомстве указывают, что в соответствии с бюджетным законодательством госзаказчики могут самостоятельно определять размер авансов исходя из имеющегося финансового обеспечения.
Для стройки размер авансирования был ограничен 30%, но до конца года временно он увеличен до 50%. Авансировать можно и до 90% от цены контракта — но при условии казначейского сопровождения таких платежей.
Авансирование снижает риски поставщиков в случае несвоевременной оплаты контрактов, заказчики могут предъявить встречные требования — по обеспечению контрактов в размере аванса на случай их неисполнения (в виде банковской гарантии). Введение требований по авансам в Минфине считают избыточным, поскольку оно может увеличить нагрузку на компании: банки могут быть не готовы выдавать гарантии под крупные суммы, стоимость самих гарантий возрастет. В итоге цены контрактов могут вырасти, а количество потенциальных участников закупок — сократиться, считают в Минфине.
Мотивацию Минфина можно объяснить его задачами по обеспечению устойчивости госфинансов. В финансовом блоке ранее указывали, что в перспективе суммы авансов должны снижаться, что позволит минимизировать появление дебиторской задолженности по бюджетным расходам. Для этого ведомство добивается ужесточения бюджетной дисциплины и ускорения расчетов по госконтрактам за счет запуска системы казначейских платежей, а также расширения механизмов казначейского сопровождения и обеспечения (см. “Ъ” от 27 января и 25 февраля).
Минэкономики же считает, что необходимо установить случаи обязательного авансирования — чтобы повысить привлекательность участия в закупках и финансовую устойчивость подрядчиков.
Компании по строительным контрактам, отмечает ведомство, не получают аванс при их заключении, поэтому для исполнения они должны иметь собственные средства или брать кредиты. В практике выдачи гарантий Минэкономики рисков не видит — они и сейчас предоставляются подрядчикам. Более того, в ведомстве полагают, что для повышения уровня надежности стоит повысить требования к банкам, предоставляющим гарантии.
В аппарате Марата Хуснуллина разногласия ведомств и перспективы их урегулирования не комментируют.
По словам замглавы Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константина Головщинского, авансирование существенно повышает интерес участников, особенно в чувствительной к стартовому фондированию сфере строительства. «Обеспечение же покрывается не живыми деньгами (которые берутся в банке под процент и потом выставляются в цену государству), а гарантиями, что сравнительно дешево для крепких игроков с устойчивой деловой репутацией — именно такие и желанны на рынке госзаказа. Непонятно, почему гарантии будут дороже — скорее всего, они подешевеют, так как экономика проекта из-за повышения авансирования улучшится, что сократит риски»,— указывает эксперт.
Как отмечает председатель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое Рифат Рузилевич Гарипов, установление случаев обязательного авансирования «поможет сократить затраты подрядчиков по кредитам».
Кроме того, застройщики смогут предварительно закупить материалы и привлечь субподрядчиков для обеспечения исполнения контракта. При этом он разделяет опасения Минфина о возможном уменьшении количества участников закупок из-за удорожания банковских гарантий. Тем не менее, резюмирует господин Гарипов, обязательное авансирование в условиях роста цен и колебаний спроса поможет строителям исполнять обязательства в срок.
Аванс только на закупку стройматериалов. Никаких других предоплат делать нельзя.
По общему правилу подрядчик не вправе оставить себе аванс, если не выполнил работы на полученную сумму. Когда нет доказательств выполнения, подрядчик не вызывал на приемку, суд обяжет вернуть деньги.
Заказчик предпочитает платить за выполненные работы, подрядчику же нередко не только выгодно, а необходимо получить по договору подряда аванс, чтобы закупить материалы и платить зарплаты на начальном этапе.
Оплата авансом по договору подряда выступает мотивацией для продуктивной работы. Чтобы контролировать целевое расходование средств, заказчик может предусмотреть график авансовых платежей по договору подряда.
Никаких авансов, оплата только по факту.
ФЗ-44 называет случаи, когда аванс перечислять запрещается, например при цене контракта 15 млн и менее, когда участник предложил стоимость на 25% ниже начальной цены
В договоре подряда аванс – распространенное условие в разделе о взаиморасчетах. Подрядчик вправе не начинать работу, если не получил оговоренного аванса.