Трудовой подвиг – как строили первый магистральный газопровод СССР
Поворотным этапом в развитии отечественной газовой отрасли считается 1946 год, когда для снабжения столицы запустили сверхдальний по тем временам магистральный газопровод «Саратов – Москва».
Первые из первых
Транспортировка газа (искусственного — так называемого светильного) в России началась еще в 19 столетии — тогда на каретах, оснащенных оригинальными железными цилиндрами, его развозили с небольших заводиков по магазинам для освещения витрин. Первые же газопроводы появились в самом начале 1900-х в Азербайджане и Чечне. Они были небольшими — до 100 мм в диаметре; их протяженность не превышала 4 км.
В 1941-м природный газ в промышленных масштабах обнаружили в Саратовской области (деревня Елшанка). Осенью 1942-го всего за три недели для снабжения промышленных предприятий от месторождения газопровод с диаметром трубы 326 мм протянули на 18 км до Саратова. Через год аналогичный объект построили в соседней Куйбышевской (Самарской) области.
В 1944-м запустили 127-километровый «Войвож – Ухта». В этом же году со стороны профильных ведомств высшему руководству поступает предложение о строительстве газопровода от Елшанского месторождения в направлении столицы. Но мнения относительно этой масштабной задумки тогда разошлись.
Некоторые полагали, что запасов газа для такого проекта в Саратовской области недостаточно. Другие считали, что инициативу лучше осуществить в мирное время и разведать новые месторождения. Для принятия окончательного решения была создана специальная комиссия, в которую вошли видные ученые, академики, эксперты в области нефти и газа. В результате, она пришла к выводу о целесообразности строительства трубопровода в Москву.
«Начинается строительство нового грандиозного сооружения»
До этого ничего подобного по своим масштабам в СССР не реализовывали. Сравнить будущий объект можно было лишь с трубопроводом «Теннесси» длиной 3,3 км и диаметром 600 мм, запущенным в США в 1944-м. Правда, обстоятельства американцев разительно отличались от тех, в которых тогда находился Советский Союз. Последнему столь затратный проект пришлось осуществлять в сложных экономических условиях. Хотя важно отметить, что Вашингтон оказал Москве в рамках госпрограммы «Ленд-лиз» помощь в поставке некоторого оборудования и труб.
Постановление ГКО «О строительстве газопровода Саратов – Москва» вышло 3 сентября 1944-го. Основным исполнителем назначили НКВД СССР. Вот что писала тогда газета «Пионерская правда» (№50 (2823), от 12 декабря 1944 года; 2-я полоса):
«Начинается строительство нового грандиозного сооружения в нашей стране — газопровода Саратов – Москва. Богатейшие саратовские источники природного газа будут использованы для нужд столицы. Значение этого сооружения огромно. Газопровод в 5 раз увеличит количество газа, потребляемого сейчас Москвой. Десятки тысяч квартир будут оборудованы газовыми плитами. Газ получат хлебозаводы, больницы, научные Институты и школы. Во многих домах существующее отопление будет переведено на газовое».
Ударными темпами
В общей сложности на площадке ежедневно было задействовано порядка 30 тыс. человек, включая пленных. В то же время ощущалась нехватка квалифицированных кадров, поэтому пришлось часть людей снимать с других строек и направлять на объект. Работы развернули одновременно на всем протяжении трассы, которую в свою очередь разделили на семь специальных районов.
Основными орудиями труда разнорабочих были кирки, ломы да лопаты. Всего вручную было вынуто 3,5 млн куб м земли; уложено 50 тыс. тонн труб; тройным швом сварено 100 тыс. стыков. К тому же пришлось преодолевать сотни искусственных и естественных препятствий. Например, под водой протянули около 60 км; 120 км — через леса. Чтобы защитить трубы от воздействия влаги, применялась битумная изоляция — суммарная площадь ее нанесения составила 5 млн кв. м.
При этом, помимо самого трубопровода, строили компрессорные станции, что требовало особых знаний и подхода; возводили и жилье для обслуживающего персонала. В ходе подготовки и реализации проекта было сделано 15 тыс. различных чертежей. Длина газопровода составила 843 км.
Завершить столь грандиозную кампанию удалось в рекордно быстрые для того времени сроки — непосредственно на строительство ушло менее восьми месяцев; первый газ дошел до столицы уже летом 1946-го. В постоянную эксплуатацию объект ввели в начале весны следующего года.
Благодаря его появлению, Москва существенно сократила потребление угля, дров, керосина и топочного мазута. Правда, на начальном этапе не обошлось без трудностей — из-за применения при опрессовке грязной воды образовались гидратные пробки. Для решения проблемы из Саратова до Москвы по газопроводу прогнали этиловый спирт.
Новая веха истории
Именно с этого проекта началась новая веха в истории отечественной газовой промышленности. Примечательно, что до 1950-х на США приходилось 90% от общего мирового уровня добычи этого голубого топлива. Однако со временем СССР начал догонять Запад и в 1984-м вышел на первое место как по объему добычи, так и потреблению природного газа.
С 1949 года Министерство тяжелого машиностроения обязали заняться производством собственной техники для газовой промышленности, чтобы избавиться от импортной зависимости. Хотя в дальнейшем с открытием новых месторождений в Сибири и возрастающей в связи с этим потребности в большом количестве оборудования, его все-таки приходилось частично закупать и в других странах.
В апреле 2020-го власти Саратовской области 3 сентября — день, когда вышло постановление о строительстве газопровода, ставшего первым магистральным в стране — внесли в перечень памятных дат.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Газопровод Саратов – Москва // Пионерская правда. №50 (2823). — 1944. — 2-я полоса
- Гончаров С. А. Уроки истории. Газовая промышленность СССР в 1940-х годах // Газовая промышленность. №9 (743). — 2016. — С. 102-108
- Козлова Ю. Б., Мухаметзянов И. З. Исторические аспекты развития газовой промышленности России // История и педагогика естествознания. №1. — 2014. — С. 12-14
- Седых А. Д. Первые газопроводы в России. «Газопроводная артерия» Сталина // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. №4. — 2015. — С. 51-54
Начните обсуждение первым!