Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Трудовой подвиг – как строили первый магистральный газопровод СССР

11.03.2022

Поворотным этапом в развитии отечественной газовой отрасли считается 1946 год, когда для снабжения столицы запустили сверхдальний по тем временам магистральный газопровод «Саратов – Москва».

Первые из первых

Транспортировка газа (искусственного — так называемого светильного) в России началась еще в 19 столетии — тогда на каретах, оснащенных оригинальными железными цилиндрами, его развозили с небольших заводиков по магазинам для освещения витрин. Первые же газопроводы появились в самом начале 1900-х в Азербайджане и Чечне. Они были небольшими — до 100 мм в диаметре; их протяженность не превышала 4 км.

© Florstein / CC BY-SA 4.0 (Газгольдер Петербургского газового завода в Санкт-Петербурге, построенного в 19 столетии)

В 1941-м природный газ в промышленных масштабах обнаружили в Саратовской области (деревня Елшанка). Осенью 1942-го всего за три недели для снабжения промышленных предприятий от месторождения газопровод с диаметром трубы 326 мм протянули на 18 км до Саратова. Через год аналогичный объект построили в соседней Куйбышевской (Самарской) области.

В 1944-м запустили 127-километровый «Войвож – Ухта». В этом же году со стороны профильных ведомств высшему руководству поступает предложение о строительстве газопровода от Елшанского месторождения в направлении столицы. Но мнения относительно этой масштабной задумки тогда разошлись.

© ПАО «Газпром» / gazprom.ru (Схема газопровода «Саратов — Москва» на территории Московской области)

Некоторые полагали, что запасов газа для такого проекта в Саратовской области недостаточно. Другие считали, что инициативу лучше осуществить в мирное время и разведать новые месторождения. Для принятия окончательного решения была создана специальная комиссия, в которую вошли видные ученые, академики, эксперты в области нефти и газа. В результате, она пришла к выводу о целесообразности строительства трубопровода в Москву.

«Начинается строительство нового грандиозного сооружения»

До этого ничего подобного по своим масштабам в СССР не реализовывали. Сравнить будущий объект можно было лишь с трубопроводом «Теннесси» длиной 3,3 км и диаметром 600 мм, запущенным в США в 1944-м. Правда, обстоятельства американцев разительно отличались от тех, в которых тогда находился Советский Союз. Последнему столь затратный проект пришлось осуществлять в сложных экономических условиях. Хотя важно отметить, что Вашингтон оказал Москве в рамках госпрограммы «Ленд-лиз» помощь в поставке некоторого оборудования и труб.

Постановление ГКО «О строительстве газопровода Саратов – Москва» вышло 3 сентября 1944-го. Основным исполнителем назначили НКВД СССР. Вот что писала тогда газета «Пионерская правда» (№50 (2823), от 12 декабря 1944 года; 2-я полоса):

«Начинается строительство нового грандиозного сооружения в нашей стране — газопровода Саратов – Москва. Богатейшие саратовские источники природного газа будут использованы для нужд столицы. Значение этого сооружения огромно. Газопровод в 5 раз увеличит количество газа, потребляемого сейчас Москвой. Десятки тысяч квартир будут оборудованы газовыми плитами. Газ получат хлебозаводы, больницы, научные Институты и школы. Во многих домах существующее отопление будет переведено на газовое».

Ударными темпами

В общей сложности на площадке ежедневно было задействовано порядка 30 тыс. человек, включая пленных. В то же время ощущалась нехватка квалифицированных кадров, поэтому пришлось часть людей снимать с других строек и направлять на объект. Работы развернули одновременно на всем протяжении трассы, которую в свою очередь разделили на семь специальных районов.

© ПАО «Газпром» / gazprom.ru (Строительство газопровода «Саратов — Москва» на территории Саратовской области, лето 1945 года)

Основными орудиями труда разнорабочих были кирки, ломы да лопаты. Всего вручную было вынуто 3,5 млн куб м земли; уложено 50 тыс. тонн труб; тройным швом сварено 100 тыс. стыков. К тому же пришлось преодолевать сотни искусственных и естественных препятствий. Например, под водой протянули около 60 км; 120 км — через леса. Чтобы защитить трубы от воздействия влаги, применялась битумная изоляция — суммарная площадь ее нанесения составила 5 млн кв. м.

При этом, помимо самого трубопровода, строили компрессорные станции, что требовало особых знаний и подхода; возводили и жилье для обслуживающего персонала. В ходе подготовки и реализации проекта было сделано 15 тыс. различных чертежей. Длина газопровода составила 843 км.

© ИринаЯ / CC BY-SA 4.0 (Памятная плита в основании памятника на месте скважины в поселке Елшанка)

Завершить столь грандиозную кампанию удалось в рекордно быстрые для того времени сроки — непосредственно на строительство ушло менее восьми месяцев; первый газ дошел до столицы уже летом 1946-го. В постоянную эксплуатацию объект ввели в начале весны следующего года.

Благодаря его появлению, Москва существенно сократила потребление угля, дров, керосина и топочного мазута. Правда, на начальном этапе не обошлось без трудностей — из-за применения при опрессовке грязной воды образовались гидратные пробки. Для решения проблемы из Саратова до Москвы по газопроводу прогнали этиловый спирт.

Новая веха истории

Именно с этого проекта началась новая веха в истории отечественной газовой промышленности. Примечательно, что до 1950-х на США приходилось 90% от общего мирового уровня добычи этого голубого топлива. Однако со временем СССР начал догонять Запад и в 1984-м вышел на первое место как по объему добычи, так и потреблению природного газа.

© ИринаЯ / CC BY-SA 4.0 (Макет газопровода «Саратов — Москва» в поселке Елшанка)

С 1949 года Министерство тяжелого машиностроения обязали заняться производством собственной техники для газовой промышленности, чтобы избавиться от импортной зависимости. Хотя в дальнейшем с открытием новых месторождений в Сибири и возрастающей в связи с этим потребности в большом количестве оборудования, его все-таки приходилось частично закупать и в других странах.

В апреле 2020-го власти Саратовской области 3 сентября — день, когда вышло постановление о строительстве газопровода, ставшего первым магистральным в стране — внесли в перечень памятных дат.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Газопровод Саратов – Москва // Пионерская правда. №50 (2823). — 1944. — 2-я полоса
  2. Гончаров С. А. Уроки истории. Газовая промышленность СССР в 1940-х годах // Газовая промышленность. №9 (743). — 2016. — С. 102-108
  3. Козлова Ю. Б., Мухаметзянов И. З. Исторические аспекты развития газовой промышленности России // История и педагогика естествознания. №1. — 2014. — С. 12-14
  4. Седых А. Д. Первые газопроводы в России. «Газопроводная артерия» Сталина // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. №4. — 2015. — С. 51-54

Строительный мир

 

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика