Троянский конь, или Как 372-ФЗ создаёт благодатную почву для махинаций и мошенничеств, из-за которых могут пострадать КФ ОДО
Уныние правит нынче бал в среде руководителей многих саморегулируемых организаций. И такому настроению есть немало предпосылок. Как отмечает наш питерский эксперт, с принятием 372-ФЗ строительные компании – члены СРО медленно, но верно «уходят в отрыв» – прямо-таки нарываясь на исключение и меры дисциплинарного воздействия. Впрочем, передаём слово внештатному автору.
***
Члены многих СРО откровенно плюют на свою обязанность платить взносы и предоставлять отчёты. Саморегуляторы это терпят, ведь найти новых членов нынче совсем непросто. Согласно данным НОСТРОЙ, в последнем квартале 2018 года количество членов строительных саморегулируемых организаций почти не увеличивалось. А многие из 222 строительных СРО, согласно их же протоколам, зафиксировали осенью-зимой снижение членского состава. Соответственно, снизилась и материальная база саморегулируемых организаций со всеми вытекающими последствиями.
И в этой связи не только эксперты портала ЗаНоСтрой.РФ, но и маститые руководители Национального объединения строителей, не исключая его первых лиц, как, например, исполнительный директор Виктор Прядеин или вице-президент Антон Глушков, признают факт того, что строительное саморегулирование оказалось в глубокой дыре. Лейтмотив их высказываний один – то ли ещё будет. Количество компаний, являющихся членами СРО, будет неуклонно падать и в этом году, и в последующем…
Тем большей удачей и заслугой грамотно выстроенного маркетинга выглядят на этом фоне редкие вступления в члены СРО. «Вступленцам» и тем, кто их «документарно» сопроводил до дверей саморегулируемой организации, стараются чинить как можно меньше препятствий. И это понятно: новый член – дополнительные деньги.
А между тем, каждый из вновь вступивших несёт в себе потенциальную опасность для компфонда ОДО, сформированного членами СРО. И опасность кроется не только в разгильдяйстве нового члена, который что-то там не построил в срок.
Велика вероятность, что, принимая нового члена, саморегулируемая организация совершенно бескорыстно затягивает в свою крепость реального троянского коня.
Для примера можно рассмотреть такую схему. На одной или сразу на нескольких электронных торговых площадках, размещающих лоты закупок по 223-ФЗ, регистрируется в качестве заказчика (для тех, кто в теме, это не проблема) какая-нибудь АОшка с «громкоговорящим» названием типа: АО «Газнефтепромугольспецстрой». Можно «зарегить» новую, а можно и прикупить какую-нибудь, уже давно действующую, выставленную на продажу. Предложений о продаже таких компаний в Интернете навалом.
Далее, этот свежеиспечённый заказчик размещает лот: строительство какого-нибудь завода, делового центра да чего-угодно, но, главное, чтоб помасштабнее, миллионов эдак на пятьсот. В аукционной документации прописываются «облегчённые» требования к банковской гарантии. Такие, чтобы любая региональная кредитная организация могла выдать банковскую гарантию, которая… ничего не гарантирует.
Затем на аукцион приходят ещё участники – ещё бы, такой лакомый кусочек! Победителем становится, естественно, «своя» же «компания-хорошист» со свежей, с пылу с жару выпиской, только что вступившая в СРО, с которой и подписывается контракт.
А дальше уже дело техники, на каком именно этапе и в каком объёме псевдо-заказчик вдруг внезапно захочет взыскать со своего генподрядчика убытки, вызванные его «недобросовестными» действиями, которые и будут покрыты из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО. В той, в которой и состоит победитель фейкового аукциона. Учитывая стоимость лота в полмиллиарда целковых, возмещение ущерба, связанного с нарушением договорных обязательств члена СРО в размере 50 – 60 миллионов рубликов представляется вполне себе достижимой целью.
Главное тут, не промахнуться и не вступить в СРО, в которой КФ ОДО сформирован и существует лишь в справках, ежеквартально сдаваемых в НОСТРОЙ.
И реализовать такую схему стало возможно, благодаря наспех написанному 372-ФЗ. И никакая гора документов, которые заполняет вновь вступающий член, и никакой региональный принцип комплектования не убережёт кубышку ОДО от вскрытия. А если к представленной схеме причастен кто-то, находящийся внутри Аппарата СРО, то её реализация и вовсе может быть «идеальным преступлением».
Вот так, поборовшись с одним злом в виде так называемой торговли допусками, создана благодатная почва для разного рода махинаций и мошенничеств.
Но кто думал об этом тогда? Очень хотелось «по-быстрому» перекроить рынок саморегулирования, и все финансовые потоки перенаправить в другие карманы. А перекроить не слишком-то и получилось, да и потоки от новых членов иссякают. И все попытки за счёт новых поборов их восстановить приведут лишь к тому, что число желающих покинуть ряды членов СРО будет только увеличиваться.
Предпосылок для схем, вроде, той, что описана выше, сложилось немало. Способствует этому в немалой степени и набирающее силу отстреливание так называемых «микро-СРО». По мере того, как «кубышки» компфондов концентрируются в крупных саморегулируемых организациях, увеличивается и их привлекательность для потенциально желающих «распечатать» КФ ОДО. Предполагаемый доход многократно покроет начальные «орграсходы».
Но, как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Предпосылок вылезать и вытаскивать саморегулирование из того болота, в котором оно оказалось, никто не спешит. Продолжаются процессы, связанные с глобализацией СРО, в дальний ящик засунуто формирование СРО по отраслевому признаку. Одним словом, болото, в которое медленно, но верно погружается саморегулирование…
возможно, где-то существуют т.н. «пирамиды», - но уже давно приличные законопослушные компании ведут раздельный учёт по объектам; в «Группе ЛСР» уже лет 6-7 назад жёстко начали вести раздельный учёт по Объектам, не допуская переброски денег при правильном учёте.
Ждать осталось не долго; в течение полугода вступят в силу правовые установки по контролю Застройщиков, проектного финансирования банков, а также казначейства Минфина для гос/закупкок - "Троянская тройка"
Не думаю, что так легко кубышка открывается! Дождемся выплат и тогда будет пища для раздумий и разговоров.
Я прошу прощения, но разве не суд является последней инстанцией? И разве не устанавливается "фактически причиненный вред"? Автор как-то поверхностно представляет себе порядок выплат из КФ ОДО, тем более 50-60 миллионов. Хотя вреда от 372-ФЗ хватает, тут не отрицаю
А когда у нас законы писались для людей?... Кто-то пишет, а кто-то расхлебывает..
Вполне вероятно; ибо строительный исполнительный документооборот за рамками компетенции всех СРО.