Строитель очень много должен – и себе, и всем окружающим
Собственно, вопросы, которые были подняты на круглом столе, достаточно хорошо и многократно обсуждались на других площадках: это и формирование Нацреестра специалистов, и внедрение стандартов на производство работ, а также контроль за их исполнением, и формирование компенсационных фондов СРО по возмещению вреда и контролю за договорными обязательствами. При этом все вопросы рассматривались с точки зрения деятельности саморегулируемых организаций и их работы с компаниями – членами СРО. И фактически ни разу за все эти круглые столы выступающие не встали на сторону строителей и не попытались проанализировать, а что же реформа системы саморегулирования в строительной отрасли принесла строительным компаниям – большим и малым.
Так что по завершении круглого стола захотелось проанализировать все новации именно с точки зрения строителей, тем более, как показали вопросы из зала, большинство из них не только не разобрались в законе, но и не читали его, или вообще с удивлением узнали, что такой закон и новые требования существуют.
Незнание стандартов не освобождает от ответственности
Система саморегулирования в строительной отрасли была введена около 9 лет назад и до 2016 года вполне обозначила как свои плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести первичную структуризацию строительного сообщества, создание СРО как центров контроля и ответственности за качество работы своих же членов. Формирование сильных отраслевых СРО – дорожников, атомщиков, энергетиков – позволило возродить работу над нормативной базой строительной отрасли, поскольку отраслевые СРО были готовы софинансировать необходимые им документы. Именно обновление нормативной базы и стало тем инструментом, который способен обеспечить контроль за безопасностью и качеством строительства. В этой связи все многолетние истерики отдельных представителей саморегулируемых организаций на тот счет, что разработка стандартов на производство работ не входит в обязанности и СРО, и НОСТРОя, не имеют никакого значения. Профессионалы прекрасно понимали, что контроль – это проверка исполнения нормативных документов, в том числе и стандартов. Поэтому за 8 лет существования НОСТРОя в нормативную базу строительной отрасли было вложено около 300 млн рублей.
Реформа системы саморегулирования уничтожила отраслевые СРО, а значит, и те самые центры компетенции, которые занимались нормативной базой и стандартами. При этом теперь и НОСТРОЙ, и НОПРИЗ обязаны в соответствии с законом разрабатывать и утверждать стандарты на производства работ. При этом опять же по закону эти стандарты обязательны к исполнению для всех компаний-членов СРО. Каким образом общеотраслевые региональные СРО, в которых теперь собрались и дорожники, и энергетики, и строители, и лифтовики, будут контролировать исполнение этих стандартов своими членами, неизвестно – а проверку всех своих членов по этой статье СРО обязана проводить ежегодно с выездом на объекты. Во всяком случае, остро встает вопрос расширения штата контролирующих органов СРО, а значит, и повышения членских взносов. Рост расходов строителей на содержание СРО – прямое следствие реформы, за которую активно ратовали вице-премьер Дмитрий Козак, министр строительства Михаил Мень и президент НОСТРОя Андрей Молчанов, обещая облегчение строителям и уменьшение их расходов.
Итак, «должок» №1: увеличение расходов строительных компаний на содержание своих СРО.
Второй момент: каждая строительная компания – член СРО с 1 июля 2017 года обязана работать по стандартам НОСТРОя, а для этого провести ряд организационных мероприятий и утвердить пакет документов, которые обеспечат исполнение стандартов НОСТРОя на производство работ. Дабы облегчить строителям этот процесс, НОСТРОЙ разработал пакет типовых документов, карты проверки и методичку о том, как должны действовать строительные компании, но что-то подсказывает, что очень многие строители о такой обязанности и не подозревают. При этом СРО и органы строительного контроля уже с 1 июля могут приходить и проверять соблюдение компаниями стандартов НОСТРОя.
Так что «должок» №2 – строитель обязан изучить перечень стандартов НОСТРОя (а их более 140), выбрать свои, разобраться в них и заставить всех своих работников на объектах соблюдать соответствующие требования. Вполне возможно, что для этого строительным компаниям придется расширять штат и нанимать новых сотрудников, однако требования закона должны быть исполнены.
И третья новелла, а значит, и третий «должок» строителя, наиболее трудно понимаемый и воспринимаемый: соответствие руководства строительной компании квалификационным стандартам. Вот здесь, что называется, следите за руками: в соответствии с законом саморегулируемая организация для подтверждения своего статуса должна была до 1 июля с.г. утвердить квалификационные стандарты организатора строительного производства и руководителя строительной организации. Поскольку единых федеральных квалификационных стандартов нет (НОСТРОЙ все как-то не сподобится их утвердить на заседании Совета), каждая СРО принимает свои квалификационные стандарты, которые где-то на 90% повторяют профессиональные стандарты, утвержденные Рострудом. Однако каждая СРО может в меру своего понимания требования в этих стандартах варьировать. После того, как стандарты были утверждены, они стали обязательными для всех компаний-членов СРО. Проверить квалификации руководителей надо бы на основе независимой оценки квалификации, которой пока также не существует. Однако стандарты уже обязательны к применению, и СРО может проверять их исполнение.
Таким образом, «должок» №3 – проверка строительной компанией своего руководителя и специалистов по организации строительного производства на соответствие квалификационным стандартам. А отсюда – прямая дорожка в Национальный реестр специалистов.
Хошь-не хошь, а двух спецов в Нацреестр дай!
Самая громкая новелла реформы СРО – формирование Национального реестра специалистов строительной отрасли, в который в обязательном порядке должны быть включены как минимум два инженера от каждой компании – члена СРО. Нет инженеров – нет членства в СРО – нет заказов. Конструкция ясная до изумления, однако ее реализация существенно напрягла строительные компании, поскольку инженеры должны были иметь соответствующее образование, опыт работы, функционал, отсутствие судимости и наличие заверенной копии трудовой книжки.
Поскольку Нацреестр НОСТРОем процентов на 80 сформирован, останавливаться на процедуре не имеет смысла – писалось об этом многократно. Если сформулировать кратко, «должок» строителя №4 – наличие в штате на постоянном месте работы (не по совместительству) как минимум двух специалистов – организаторов строительного производства. Каждый из них должен иметь профильное строительное образование (перечень специальностей утвердил Минстрой России), общий строительный стаж в 10 лет и стаж работы инженером не менее 3 лет с подтверждением записями в трудовой книжке. А каждая компания в любой момент времени должна представить этих двух специалистов проверяющим, и, если уходит один, немедленно искать ему замену: иначе она исключается из СРО и уходит с рынка.
Попытки ряда строительных компаний выкрутиться и представить на своего специалиста поддельные выписки из трудовых книжек, дипломы, СНИЛСы и т.д. благополучно выявляются НОСТРОем, после чего у строителя может появиться «должок» №5, а именно: объяснения с правоохранительными органами на предмет подделки документов, что по закону карается уголовным наказанием.
При этом опыт формирования Нацреестра показал, что, с одной стороны, у многих компаний нет двух подходящих под требования НРС специалистов, а с другой стороны, появился рынок реестровых инженеров, которые свое членство в НРС оценивают в довольно солидную сумму и готовы прийти к работодателю, предложившему более высокую зарплату. Процесс интересный, требующий наблюдений и анализа.
Деньги – на бочку, вернее, на две
Поскольку самое интересное – это разговор о деньгах, его мы и оставили напоследок. Речь пойдет о формировании двух компенсационных фондов СРО, один из которых для каждого члена СРО обязателен, а второй – добровольный, если не работать с госзаказом. Напомним, что по закону бывший компенсационный фонд каждой СРО должен был быть до 1 ноября 2016 года переведен в один из 13 уполномоченных Правительством банков, а затем поделен на несколько частей: выплаты уходящим в свой регион строительным компаниям, если таковые были, формирование обязательного компенсационного фонда возмещения вреда из расчета минимум по 100 тысяч на каждого действующего члена СРО и формирование добровольного компфонда обеспечения договорных обязательств в том случае, если 30 компаний – членов СРО работают с бюджетными средствами и должны таким образом застраховать свою ответственность перед заказчиком.
Тут-то и выяснилось, что у СРО - членов НОСТРОя не хватает как минимум 36 млрд рублей компфондов, которые им в свое время перечислили строители. Большая часть компфондов потеряна в банках с отозванными лицензиями, меньшая – просто украдена, но строителям от этого не легче: по закону они обязаны восполнить компфонд своей СРО до исторического максимума. А если компания уходила в региональную СРО, не получив от своей бывшей саморегулируемой организации взнос в компфонд, она должна была второй раз заплатить в новую СРО как минимум 100 тысяч рублей.
Итак, «должок» № 6 для строительных компаний, переходящих в СРО своего региона из СРО-банкрота, - уплата 100 тысяч рублей в компфонд возмещения вреда и, при необходимости, еще 200 тысяч рублей в компфонд обеспечения договорных обязательств. Без этих взносов компанию в новую СРО не примут никогда.
«Должок» № 7 для строителей, оставшихся в своей СРО с утраченным компфондом, – внесение дополнительных взносов до уровня исторического максимума КФ, а это может вылиться в миллионы дополнительных рублей. Напомним, что только 150 из 240 строительных СРО сохранили свои компфонды в полном объеме. В остальных – дыры от миллионов до миллиардов рублей. В этой ситуации можно прогнозировать, что большая часть таких СРО будет закрыта, а строительные компании, не получив денег, срочно ринутся в другие СРО – и тут смотри «должок» № 6.
Если же говорить о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств, то здесь у строителей могут возникнуть ох какие «должки», поскольку теперь взнос в этот КФ зависит от объема заключенных и не закрытых на каждый текущий момент договоров. Так что «должок» №8 – напрячь отдел закупок так, чтобы они каждый день отслеживали объемы незакрытых обязательств и следили, чтобы они совпадали с уровнем ответственности и взносом в КФ ОДО. На копейку больше – извольте внести в СРО следующий взнос, и немалый – сотни тысяч, а то и миллионы рублей. И здесь же «должок» №9 – вся информация о бюджетных контрактах должна быть абсолютно прозрачна и доступна специалистам СРО, чтобы они в любой момент могли проверить, соблюдает ли компания закон, нет ли угрозы срыва сроков контрактов и обращения к компенсационному фонду СРО. Кстати, никто пока еще до конца не понял, каким количеством специалистов, на какой информационной платформе СРО будут контролировать договорные обязательства своих членов. Объемы работ огромные, и поэтому смотрите «должок» №1.
Сказочка на ночь для самых маленьких…
Вот новые требования, которые реформа саморегулирования привнесла в жизнь не столько СРО, сколько строителей. Возможно, какие-то строительные компании об этом еще и не подозревают, но исполнять закон придется – иначе компания просто уйдет с рынка. Поможет ли это укреплению дисциплины на строительном рынке, особенно на бюджетных стройках? Возможно. Какой ценой – это пока никто не считал и просчитать не в состоянии. Смогут ли строители исполнять все необходимые стандарты? Возможно, не сразу, но им придется это делать – под угрозой ухода с рынка.
Понятно одно: ни о каком облегчении жизни для малого бизнеса и субподрядчиков, как год назад рассказывал Президенту России Путину Дмитрий Козак, говорить не приходится. Это красивые сказки, не имеющие ничего общего с реальностью. Да, микроконторы, которые занимаются покраской заборов, в СРО, может быть, и не пойдут. Но любой генподрядчик, который обязан быть членом СРО, душу вытрясет из своих субподрядчиков, но заставит их вступить в СРО либо вообще не станет иметь с ними дела, чтобы не нести ответственность единолично. Так что ни о каком резком сокращении числа компаний – членов СРО речи не идет. А всем членам СРО придется сначала осознать, а потом заняться всеми своими долгами и «должками» - строго по списку.
Лариса Поршнева
Начните обсуждение первым!