Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Стратегия пространственного развития: каким будет будущее России?

Рубрики:
5.04.2017

Представленная Концепция не отвечает на главный вопрос – что же делать с пространством страны?

В начале этого года Минэкономразвития России представило на всеобщее обсуждение Концепцию Стратегии пространственного развития России, рассчитанную до 2030 года. Публикация привлекла внимание общественности, поскольку Стратегия, которую планируется принять в этом году, должны оказать большое влияние на судьбы России.

 

Шанс вырулить в правильном направлении

По мнению Дмитрия Наринского, вице-президента Союза архитекторов России (САР), председателя Совета по градостроительству, это во многом инновационный документ для страны. Он опирается на стратегии национальной безопасности России, социально-экономического развития и другие федеральные законы и программы.

Шаги по разработке Стратегии предпринимаются уже давно. Так, в 2012 – 2014 годах ею занималось Министерство регионального развития. Позднее эта задача была возложена на Минэкономразвития, а министерство поручило разработку концепции Совету по изучению производительных сил (СОПС), который действует при РАН и Минэкономразвития.

В ходе работы над Стратегией за прошедшие годы был принят ряд документов, в частности, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Этот закон предоставляет возможность подойти к развитию страны в комплексе, увязать стратегические, территориальные, экологические задачи, отраслевое планирование, производственное строительство, развитие транспортного и энергетического каркасов и т.д.

В советское время похожие программы также разрабатывались. В 1999 году в новой России постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 370  был принят документ "О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации". Но он  оказался неработающим, и был отменен постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 года № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения Стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации». Наша страна последние два десятилетия развивалась хаотично, что в итоге и привело к неконтролируемому росту нескольких агломераций, прежде всего Московской, перекосам в развитии средних и малых городов и сельских поселений. Так что принятие Стратегии – шанс для страны вырулить в правильном направлении.

 

Документ требует доработки

Эксперты по-разному оценивают новую Концепцию. Так, на обсуждении, которое состоялось на заседании Совета по градостроительству САР, было высказано много замечаний как по принципиальным вопросам, так и использованным формулировкам, по стилю. К обсуждению Концепции, как заметил Дмитрий Наринский, были привлечены ученые различных направлений и научных школ – градостроители, архитекторы, экономисты, географы, эконом-географы,  транспортники и др.

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики (Москва), в целом считает документ нужным и важным, но не очень основательно проработанным. Как положительный факт она отметила, что в Концепции прописаны три сценария развития страны – консервативный (то есть продолжение существующего хода развития), сценарий конкурентного роста, основанного на модели поляризованного развития с упором на регионы-лидеры, и сценарий диверсифицированного пространственного роста, по которому планомерно развиваются все регионы, опираясь на сложившийся потенциал. Хорошо прописан институциональный раздел и ряд других, но в документ требуется внести немало поправок, строже отнестись к применяемым терминам и понятиям, поскольку используются устаревшие, неточные формулировки.

Галина Лебединская, главный научный сотрудник ЦНИИП Минстроя России, считает, что структура Концепции переусложнена, не совсем понятно, на какую аудиторию она рассчитана: на широкую публику, властные структуры или это рабочая программа для профессионального использования. Каждый из этих вариантов предполагает свои подходы к подготовке документа, к аргументации. Представленная Концепция не отвечает на главный вопрос – что же делать с пространством страны? Лебединская, как и другие выступившие эксперты, считает слабым местом документа отсутствие графических материалов – карт, таблиц и т.п.

– Концепция предусматривает развитие около 20 основных агломераций, в центре которых, кроме Москвы и Московской области и Петербурга –  Краснодар, Казань, Екатеринбург, основные сибирские города, Владивосток и др., причем акцент делается не на расширение городских территорий, а на эффективное использование уже освоенных, – говорит Илья Заливухин, генеральный директор компании «Яузапроект». – Важное значение приобретает развитие транспортных связей как внутри агломераций, так и в целом в стране.

По мнению Александра Эпштейна, заместителя директора по науке ГУП «НИиПИ градостроительства» Московской области, слабым местом Концепции является то, что она ориентирована на экономику, а не на человека и качество человеческого капитала, в ней мало внимания уделено экологическим проблемам, она получается потребительской по отношению к ресурсам. В Концепции говорится, что Россия должна уйти от сырьевой экономики, но, в противоречие объявленным целям, акцент делается на развитии ресурсодобывающих регионов, а не на переработку сырья.

 

Спор экономистов и градостроителей: кто прав?

Горячее обсуждение проблем расселения прошло на семинаре, организованном Междисциплинарной рабочей группой по расселению при Союзе архитекторов России. На дискуссии встретились экономисты и градостроители, и спор разгорелся вокруг судьбы средних и малых городов России и сельских населенных мест.

С докладом выступил Олег Григорьев, научный руководитель НИЦ «Неокономика». По его мнению, исторически сложилось так, что в понятиях «экономика» и «расселение» экономика первична, и она определяет процессы расселения. В советское время территория страны осваивалась по нашим собственным законам, города и поселения появились там, где их быть не должно, поэтому в рыночных условиях и идет отток населения из них. Что касается сельского хозяйства, там, где раньше справлялись несколько сот человек, теперь нужно 15 – 20 человек, да и те зачастую приезжают работать из ближайшего города, поэтому пустеют деревни и села. Сегодня ситуация в России сложилась так: из сельской местности активная часть населения едет в ближайший малый город, оттуда – в региональный центр, из него – в Москву, а из Москвы – за границу. Можно ли и нужно ли останавливать это процесс? Города – уловители денег, они притягивают активную часть населения, но и города в России «сдуваются», многие из них теряют население до такой степени, что становятся банкротами, и не надо бояться банкротств экономически неэффективных городов.

Однако, по мнению Евгения Маркова, президента Союза малых городов России, малые и средние города России оказались в сложной ситуации не потому, что они не нужны стране, многие из них существуют сотни лет, и не такие периоды переживали и возрождались. И пустеют они не потому, что люди в них не хотят жить, а потому что здесь закрылись предприятия и  жителей лишили работы, отобрали окрестные земли и леса. Люди не от хорошей жизни едут в Москву, другие крупные города, обрывая связи, оставляя семьи. Даже термин придумали «управляемое демографическое сжатие», кто-то это называет «неуправляемое сжатие освоенного пространства», проще же говоря, идет опустошение российских территорий, и ни к чему хорошему это не приведет. Нужно приостановить тенденцию сверхконцентрации населения в Московском регионе и Санкт-Петербурге, которая угрожает национальной безопасности России.

Малые и средние города – это каркас страны, национальное достояние и богатство, и нельзя сравнивать экономически город и предприятие, они живут по разным законам и имеют разное значение для страны.

Свое согласие с этими словами выразил Марк Гурари, заместитель председателя Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, заявив, что если народ не хочет осваивать свою территорию, то осваивать ее будут другие.

– В настоящее время я не вижу беды с городами, они становятся на ноги, часть из них либо в стагнации, либо на подъеме, – считает Александр Лола, начальник НМЦ градоведения ЦНИИП Минстроя России, эксперт ООН-Хабитат по населенным пунктам. – Не надо ждать, что города возродит крупная промышленность, рабочие места будут создавать небольшие производства, а также отрасли, которые раньше считались обслуживающими, они становятся градообразующими,  то есть города, а вернее агломерации, метрополии, будут развиваться за счет внутренних резервов. Цель же такой программы как Стратегия пространственного развития – помочь выработать правильные ориентиры в развитии. Честно говоря, я не очень верю, что Стратегия коренным образом преобразует нашу страну. Но будем надеяться на лучшее.

Татьяна ШАВИНА

http://ancb.ru

 

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика