Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

СРО-ликбез. Надзор за деятельностью саморегуляторов. Проверка проверке рознь?

16.11.2017

Обсуждение законодательства в сфере СРО проходит регулярно. Собственно, как и внесения многочисленных изменений, свидетелями которых мы стали в последнее время. При этом юридическая грамотность представителей самих саморегулируемых организаций оставляет желать лучшего. Да и с такой скоростью разве за всем уследишь?

Сегодня мы поговорим о том, что является предметом государственного надзора за деятельностью СРО?

***

Пункт 8 Административного регламента прямо указывает на то, что предметом государственного надзора за деятельностью СРО является соблюдение СРО в процессе осуществления деятельности обязательных требований, предъявляемых к СРО и их деятельности законодательством РФ.

Из пункта 4 Положения с учётом особенностей, установленных Градостроительным кодексом РФ (далее – Кодекс), также следует, что предметом государственного надзора за деятельностью СРО является соблюдение СРО обязательных требований, установленных к ним и их деятельности Кодексом и другими федеральными законами и касающихся в том числе:

  • соответствия числа членов СРО числу указанных членов, предусмотренному требованиями Кодекса;
  • соответствия стандартов и внутренних документов, обязательных для выполнения всеми членами СРО, в том числе условий членства в СРО требованиям Кодекса, законодательства о техническом регулировании, иных федеральных законов, стандартам на процессы выполнения работ, разработанным соответствующим Национальным объединением СРО, а также уставу СРО как некоммерческой организации;
  • компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО, включая порядок его (их) формирования и размещения;
  • условий членства в СРО;
  • осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных Кодексом, иными федеральными законами, стандартами и внутренними документами СРО, включая контроль за соблюдением членами СРО требований квалификационных стандартов СРО;
  • применения в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия;
  • обеспечения информационной открытости деятельности СРО и её членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
  • рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов СРО и иных обращений о нарушении её членами требований, установленных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, стандартами и внутренними документами СРО, а также условий членства в СРО;
  • осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом СРО как некоммерческой организации;
  • выполнения предписаний, выданных СРО должностными лицами Ростехнадзора.

Так каков порядок исполнения Ростехнадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью СРО? 

Согласно пункту 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью СРО (далее – Положение), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1202, государственный надзор в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства возложен на Ростехнадзор.

Согласно пункту 3 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок СРО, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учётом особенностей их организации и проведения, установленных федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности.

Особенности организации и проведения проверок СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе основания для проведения внеплановых проверок, установлены статьей 55.19 Градостроительного кодекса РФ (далее также – Кодекс).

Частью 3 указанной статьи установлено, что плановая проверка деятельности СРО проводится в соответствии с планом, утверждённым Ростехнадзором. Данный план не требует согласования и утверждается РТН самостоятельно.

Порядок подготовки и проведения плановых и внеплановых проверок установлен Административным регламентом по исполнению Ростехнадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – Административный регламент), утверждённым приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 года № 325 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2014 года, рег. № 31219).

В соответствии с пунктом 46 Административного регламента основанием для включения СРО в ежегодный план проведения проверок территориальными органами Ростехнадзора является:

  • истечение одного года со дня внесения сведений о СРО в Государственный реестр СРО;
  • истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

В соответствии с пунктом 57 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки СРО является:

  • истечение срока исполнения, выданного Ростехнадзором предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;
  • поступление в Ростехнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от должностных лиц Ростехнадзора, органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения СРО, из средств массовой информации о фактах, в том числе:
    1. совершения СРО и её должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования Кодекса, других федеральных законов и права членов СРО;
    2. неисполнения СРО обязательств о возмещении вреда, причинённого третьим лицам в результате действий (бездействия) членов СРО;
    3. неисполнения или ненадлежащего исполнения СРО полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных Ростехнадзором при рассмотрении документов, представляемых СРО в установленном законодательством РФ порядке;
  • наличие распоряжения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Ростехнадзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно пункту 36 Административного регламента исполнение государственной функции по надзору за СРО включает также проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, предъявляемых к СРО законодательством РФ, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных обязательных требований, в том числе анализа поступивших в Ростехнадзор документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте СРО информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

http://zanostroy.ru

Комментарии

  1. Тамара Евдокимова

    И не кажется ли вам, что, если надзор за тем, как выдается право на участие в государственных и муниципальных торгах, не входит ни в чью компетенцию, то саморегулирование обречено. Очередной аналог 372-ФЗ, но с еще более серьезными последствиями вряд ли в этом случае заставит себя долго ждать.

    Добавить сообщение
  2. Александр Романович

    Мало то это вообще вничью компетенцию не входит

    Добавить сообщение
  3. Валерий Павлович

    Проверка исполнения стандартов деятельности СРО не входит в компетенцию уважаемого Ростехнадзора!

    Добавить сообщение
  4. Леонид Васильевич Привалов

    Как представляется лично мне, всем известные проблемы саморегулирования в основном связаны с ненадлежащим исполнением Ростехнадзором государственной функции по надзору за деятельностью СРО. Если надзор будет надлежащим, то и Стандарты будут работать. В противном случае их разработка и обсуждение это впустую потраченное время.

    Добавить сообщение
  5. Михаил Шеголев

    гораздо интереснее было бы разобраться с тем, почему СРО нарушали законодательство РФ в течение долгих 8 (восьми!!!) лет. Неужели действительно все искренне полагают, что выдача допусков за день вписывается в нормы закона? И, что характерно, до сих пор все дружно закрывают глаза на это безобразие. 

    Добавить сообщение
  6. Роман Аркадьевич

    Интереснее порядок проверки по 372-ФЗ и результаты первых проверок, которые должны были завершиться 14 числа

    Добавить сообщение
  7. Олег Москаленко

    Однако, не дает покоя вопрос, насколько же качественно Ростехнадзор справляется с исполнением государственной функции по надзору за СРО. Что-то подсказывает, что те безобразия, которые прозвучали в выступлении Президента России на памятном заседании Госсовета и которые, в конечном итоге, вызвали появление в свет 372-ФЗ, являются прямым следствием ненадлежащего исполнения Ростехнадзором возложенной на него функции. Не хочется пока об этом думать, но не кроется ли в действиях, а чаще в бездействии Ростехнадзора коррупционная составляющая?

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика