Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Саморегуляторам в регионах не терпится забрать в свои руки проектирование и изыскания. Каков может быть эффект?

30.07.2017

Мы уже писали  об «инновации», предложенной директором Ассоциации «Сахалинстрой» и по совместительству координатором НОСТРОЙ по ДФО Валерием Мозолевским. Речь шла, напомним, о идее создания помимо единого Национального реестра специалистов ещё одного карманного регионального реестра, с помощью которого местные власти при поддержке местных СРО-монополистов будут делить подрядчиков на «угодных» и «неугодных». Однако, как известно, Валерий Павлович всегда был человеком, богатым на новые идеи, и одним карманным реестром его предложения не исчерпываются.

Ещё 6 июля глава «Сахалинстроя» выступил на коллегии регионального министерства строительства, где, в частности, продемонстрировал красочную презентацию. Доклад был озаглавлен «Об итогах переходного периода реформы саморегулирования в сфере строительства, предусмотренной Федеральным законом от 03 июля 2016 № 372-ФЗ, и необходимости принятия решений для завершения процесса реформирования». Помимо статистических сведений и общих положений 372-ФЗ, в докладе содержатся и те самые «необходимые решения».

Есть там действительно полезные и актуальные предложения. Например, провести анализ кадрового потенциала области на предмет наличия достаточно количества специалистов в строительном комплексе. Во избежание кадрового голода предлагается разработать региональные программы по обеспечению жильём приезжих специалистов, а также обучению в местных вузах новых строителей. Большое место уделено вопросам внедрения и контроля за соблюдением стандартов СТО НОСТРОЙ. Можно только приветствовать идею освободить государственные и муниципальные учреждения Сахалинской области от выполнения функций технических заказчиков, путём передачи этих полномочий на уровень специалистов муниципальных или региональных управлений капитального строительства.

Однако Валерий Павлович на перечисленных здравых предложениях не останавливается и пытается откорректировать Градостроительный кодекс РФ на территории отдельно взятой Сахалинской области. А именно, он фактически предлагает создать региональную проектно-изыскательскую СРО и для её комфортной работы распространить принципы регионализации соответственно на проектные и изыскательские работы.

А именно: «Предусмотреть обязательным условием заключения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства обязанность победителя закупки в случае, если место регистрации (муниципальное образование) такой организации отлично от места регистрации непосредственного проведения работ по закупке, регистрацию обособленного подразделения в населённом пункте (муниципальном образовании) непосредственного проведения работ, открытия офиса в 10-дневный срок с момента заключения контракта и до начала производства работ на этом объекте.

Принять необходимые меры, направленные на консолидацию изыскательских и проектных организаций Сахалинской области в ассоциацию изыскателей и проектировщиков Сахалинской области».

Как известно, НОПРИЗ благодаря активнейшей работе по защите интересов своих членов сумел добиться того, чтобы принципы регионализации на проектирования и изыскания не распространялись. Минстрой, в остальном догматически проводивший в жизнь все, даже самые мало выполнимые положения 372-ФЗ, к его доводам вынужден был прислушаться. Действительно, для того, чтобы выполнять комплекс проектных работ, организации не обязательно жить и работать в регионе полным составом. Существуют командировки. Существуют современные средства связи. Наконец, на отдельные виды изыскательских работ, например, на инженерно-геологические изыскания, обыкновенно и так нанимаются местные подрядчики. Сами же чертежи и расчёты проектные институты спокойно могут выполнять, находясь на другом конце страны. Более того, как правило, выполняют их более компетентно и быстрее проходят экспертизу, чем местные проектировщики – благодаря огромному опыту, штату квалифицированных специалистов и многолетним наработкам.

Создание своей региональной проектной СРО преподносится под соусом защиты интересов местных строителей, проектировщиков и изыскателей от «произвола и демпинга» заезжих москвичей и питерцев. С точки зрения заказчика это будет означать заведомое отсечение от участия в конкурсах большинства ведущих проектных организаций страны. Для проекта типовой школы-садика или даже целого микрорайона это, может быть, и не составит проблему. Однако справятся ли местные инженеры с проектированием сложнейших объектов атомной или нефтегазовой инфраструктуры? Объектов связи или энергосетевого хозяйства?

Как насчёт космодрома или причалов для подлодок? Всё это сложнейшие виды работ, в каждой из которых есть своя специфика и свои ведущие проектные институты, «собаку съевшие» именно на своей тематике.

Не получится ли так, что местные проектировщики-изыскатели, набив шишек в главгосэкспертизе или не получив иные согласования, будут вынуждены идти на поклон к старшим коллегам, приглашая их на субподряды? Но тогда местные конторы, допущенные к пирогу госзакза, превратятся в банальные прокладки между заказчиком и исполнителем. С неизбежным ростом ценников и ощутимыми коррупционными рисками.

Более того, во многих регионах можно и не наскрести достаточно количества организаций для создания своей проектно-изыскательской СРО. А это значит, что телегу придётся ставить впереди лошади. И вместо того, чтобы подрядчики объединялись в партнёрство, получится обратный эффект. Местная администрация и поющие в унисон региональные саморегулируемые князьки начнут создавать проектно-изыскательское СРО, а под них скрести по сусекам, сгоняя всех «хромы и убогих», а то и искусственно создавая новые фирмы, лишь бы набрать необходимые 50 членов. Говорить о каком-то качестве и безопасности при таком раскладе и вовсе бессмысленно.

Любопытно, что если ещё разок взглянуть на список мер и предложений, то получается, как в старой сказке про мужика и медведя, которые делили вершки и корешки. Все расходные мероприятия, такие как помощь в приобретении жилья для приезжих специалистов или финансирование образовательных программ будет тащить на себе областной бюджет. А вкуснятиной, в виде сбора членских взносов и иных поборов с региональных проектировщиков-изыскателей займутся саморегулируемые бонзы.

Так что не слишком ли торопятся дальневосточные саморегуляторы? Понятно, что аппетит приходит во время еды, но ведь и эффект от регионализации строительной отрасли пока не оценён. Должен пройти хотя бы один цикл «торги – строительство – сдача объектов», чтобы можно было говорить о том, достигнута какая-то экономия или удалось ли улучшить качество. Без проверки практикой теоретические построения сторонников регионализации выглядят не более как желание монополизировать проектную и изыскательскую деятельности пока ещё лежащие вне их досягаемости.

http://zanostroy.ru

Комментарии

  1. Олег Абрамов

    Нет я думаю он сам по себе...человек влюблённый в Сахалин...)

    Добавить сообщение
  2. Роман Строев

    Вот так вот и зарождается сепаратизм... Интересно, его японцы завербовали?

    Добавить сообщение
  3. Владимир Бондаренко

    Проектировщикам открывать офис по месту нахождения проктируемого объекта не обязательно. А вот строители действительно по закону обязаны открывать обособленное подразделение по месту нахождения строящегося объекта. На этот счет есть раз'яснение Федеральной налоговой службы.

    Добавить сообщение
  4. Олег Дмитриевич Винокуров

    Ну я так понял мутит он свою проектную СРО на Сахалине и при этом заранее подстилает соломки, чтобы те кто будут проектировать или строить из других СРО регистрировались и открывали офисы на Сахалине...)

    Добавить сообщение
  5. Николаев А.Ю.

    Читаю и недоумеваю, а зачем ведущим проектным организациям страны в СРО вступать в принципе? Если верить автору, то эти организации в своей тематике ведь на самом деле не одну "собаку с'ели". Какая же СРО и каким образом может контролировать этих монстров? Может быть самое время отпустить всех на волю? Качество изысканий, проектирования и строительства от этого уж точно не пострадает. Кто бы и что об этом не говорил.

    Добавить сообщение
  6. Ирина

    Алиса. К слову и у Кутьина не было там папы...и у Басина.

    Добавить сообщение
  7. Алиса Ромм

    Дмитрий. Не, не получится, Мозолевского нет такого папы, как у Молчанова, соответственно он не свой.

    Добавить сообщение
  8. Яковенко Дмитрий

    Вот ведь Валерий Павлович  то каков...потихоньку-полегоньку, а всю отрасль в регионе прибирает под себя...и всё под разговоры о безответственности других СРО и необходимости тотального контроля строителей.

    Пожалуй маловато для него своего региона...с такой-то хваткой. Надо бы его в Президенты НОСТРОЙ, а то и НОСТРОЙПРИЗа выдвигать!!!

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика