РТН подтвердил: ответственности за ненадлежащее размещение компфондов СРО нести не придётся
Национальное объединение строителей продолжает публиковать разъяснения от Минстроя и Ростехнадзора по спорным вопросам российского законодательства. И хотя «бесценность» этих документов уже неоднократно подтверждалась в зале суда, ознакомиться с мнением чиновников небезынтересно.
Тем более, что на сей раз речь зашла о такой деликатной теме, как В связи тем, что у многих саморегулируемых организаций компфонды застряли в потерявших лицензию банках, которые проходят процедуру банкротства, у НОСТРОЙ возник вопрос: о порядке подтверждения ими соответствия требованиям частей 1 – 4 статьи 55.4 ГрК РФ. При этом в письме к Ростехнадзору Нацобъединение высказало мнение, что обязанность саморегулируемой организации по восполнению средств компфонда, в соответствии с частью 6 статьи 55.16 ГрК РФ, возникает только после вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства по итогу рассмотрения отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.
На что ведомство устами начальника управления государственного строительного надзора Марианны Климовой отвечает следующее: «По вопросу подтверждения саморегулируемыми организациями соответствия требованиям частей 1 – 4 статьи 55.4 Кодекса в случае, когда компенсационные фонды таких саморегулируемых организаций размещены в кредитных организациях, лицензии у которых отозваны, отмечаем следующее. Пунктом 1 части 3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ предусмотрена ответственность за непредоставление информации, в том числе о наличии (формировании) компенсационного фонда. Ответственность за ненадлежащее размещение компенсационного фонда указанной статьёй не предусмотрена. Статьями 55.4 и 55.16 Кодекса размещение компенсационного фонда не урегулировано, соответствующие нормы содержатся в статье 55.16-1 Кодекса. Таким образом, вопрос надлежащего размещения компенсационного фонда в рамках реализации Ростехнадзором полномочия, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ, рассмотрению не подлежит».
Таким образом, надзорное ведомство констатирует тот факт, что Градкодексом не предусмотрена ответственность за размещение компфондов в заведомо рискованных банках. Открытым остаётся вопрос, означает ли это обязанность по восполнению утерянных фондов?
По мнению эксперта Общественного Совета по развитию саморегулирования Петра Котенкова, закон констатирует, что СРО подтверждает наличие таких средств, представляя справку из этих банков. Такое размещение следует оценивать, как надлежащее вплоть до того момента, пока банк этот существует как юридическое лицо и не исключён из ЕГРЮЛ.
А значит, как можно понять разъяснения РТН, к 1 июля 2017 года не требуется переводить в рублёвое выражение или возмещать средства КФ, ныне размещённые в банках без лицензии.
Это подтверждается следующим пунктом разъяснений РТН: в ранее приведённой цитате в первом абзаце указано, что такой подход относится и к вопросу подтверждения СРО соответствия требованиям частей 1 – 4 статьи 55.4 ГрК. Когда в соответствии с требованиями закона до 1 октября 2017 года Ростехнадзор должен подтвердить статус СРО, проверив выполнение требований вышеуказанных частей, то размещение в банках, лишённых лицензий, не будет считаться ненадлежащим.
Что-то слишком правильно в письме РТН написано, чтобы быть похожим на правду...
На самом деле автор статьи верно подметил: "Открытым остаётся вопрос, означает ли это обязанность по восполнению утерянных фондов?"
И вероятнее всего именно поэтому ещё ни одной СРО из реестра за это не исключили.
КФ не считается утраченным до момента исключения банка из ЕГРЮЛ! До этого момента юридически эти средства не "канули"! Но точку в этом вопросе может поставить только суд. И СРО, которые в этой ситуации сейчас находятся, уже сейчас нужно этот вопрос решать.
Это же всё долгая процедура. А толку всё равно не будет. Никто никому ничего не вернёт.