Ротация СРО: деньги любят тишину
За девять месяцев 2018 года из государственного реестра были исключены 33 саморегулируемые организации строительного комплекса, заявления на внесение в реестр подали 37 НКО.
Совет НОПРИЗ за указанный период рассмотрел и одобрил 27 пакетов заявительных документов от 18-ти соискателей статуса СРО, 11 из них уже включены в реестр. Совет НОСТРОЙ был более критичен к претендентам на включение в реестр и одобрил лишь 8 из 36-ти рассмотренных заявлений от 19-ти некоммерческих организаций.
Наш редкий, но меткий эксперт Pro Sro рассуждает о процессе ротации саморегулируемых организаций в государственном реестре, который приобрел системный характер, пока юристы СРО и надзорного органа ломали копья в арбитражных судах в попытках найти компромиссную трактовку закона № 191-ФЗ.
Все участники института строительного саморегулирования при исполнении требований закона о зачислении компенсационных фондов на специальные счета в уполномоченные банки прекрасно понимали, что порядок действий СРО в отношении средств компенсационных фондов, зависших или утраченных в банках с отозванными лицензиями, законодательно не урегулирован.
Сами СРО, сотрудники Ростехнадзора, большая часть сотрудников Национальных объединений СРО также видели коллизию, связанную с невозможностью распорядится средствами компенсационных фондов, которые числятся в конкурсной массе кредитных учреждений, проходящих процедуру банкротства.
Не видели или не хотели видеть необходимость специального регулирования этого вопроса только авторы соответствующих поправок в Градостроительный кодекс РФ.
Напомню, что вследствие этого угроза потери статуса СРО нависла над 40% саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков, изыскателей. Именно столько СРО официально пострадали в результате действий Центрального банка России по сокращению количества кредитных учреждений, имеющих лицензию на осуществление банковской деятельности.
Рынок реагировал предсказуемо.
Сразу после вступления в силу неисполнимых в рамках закона требований, профессиональное сообщество разработало поправки, призванные восстановить справедливость для пострадавших СРО. Однако, их движение к принятию в Государственной думе, увы, застопорилось.
Происходящее сейчас укладывается в несколько сценариев:
— часть СРО с недостатком компфонда продолжает спокойно работать в ожидании внеплановой проверки Ростехнадзора. Позиция понятна: «Вот когда гром грянет, тогда и будем решать вопрос!».
— большая часть СРО, получив предписания Ростехнадзора по восполнению средств КФ, пошла по пути их оспаривания в суде. С учетом арбитражной практики путь перспективный, но с учетом практики жизни — не всегда результативный: с подачи Национального объединения СРО вылететь из реестра можно так и не дождавшись судебного решения.
— часть СРО провела обесценение средств, зависших в банках с отозванными лицензиями.
— некоторые СРО заблаговременно запасаются деньгами судебными решениями для переговоров с Ростехнадзором о невозможности в рамках закона собрать недостающие средства со своих членов.
— СРО, располагающие достаточным финансовым и политическим ресурсом и желающие сохранить как место на рынке, так и хорошие отношения с контрольно-надзорными органами, вступили на зыбкий путь перерегистрации: старая СРО «с дыркой» ликвидируется, а новая — получает статус.
Последний путь, несмотря на очевидную дороговизну и высокие риски, приобретает все большую популярность. И если в НОСТРОЙ в силу личностных особенностей директора и фактического самоустранения от дел президента, процесс перерегистрации СРО до сих пор идет через пень-колоду, то в НОПРИЗ все больше и больше напоминает хорошо смазанный механизм.
И вот почему. При гарантированном прохождении процесса ликвидации/регистрации, с соблюдением разумных сроков и договоренностей, в выигрыше остаются все участники дела:
— члены СРО минимизируют риски потери статуса своей саморегулируемой организации и существенно снижают затраты, которые бы понесли вступая «с чистого листа».
— руководители СРО при переводе членов из СРО в СРО получают возможность заработать на разовых платежах, пересмотреть условия членства и лишний раз провести проверку членов на соответствие (не говоря о возможности попутно слегка увеличить размер «дыры» в ликвидируемой СРО).
— руководство Национальных объединений получает во временное управление часть средств КФ исключенной СРО вместе с возможностью поторговать своей лояльностью: нарушения в документах заявителей есть априори. А кроме неформальных взносов в перспективе получает еще и формальный вступительный взнос от нового члена объединения <вступительный взнос СРО в НОПРИЗ составляет 1 млн рублей – ред.>.
— Ростехнадзор наращивает статистику по очистке рынка от «неправильных» СРО, и при этом не теряет в количестве объектов надзора, что немаловажно.
Пожалуй, единственный минус процесса перерегистрации СРО – его высокая стоимость при отсутствии открытого прайса перечня затрат.
Начните обсуждение первым!