Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Реформа ценообразования в строительстве сдвинута на 2022 год с неизвестным результатом

27.05.2019
Правительство РФ своим постановлением от 15 мая 2019 г. № 604 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утвердило изменение правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (в редакции постановления Правительства РФ от 27 апреля 2018 г. № 514)

Союз инженеров-сметчиков подготовил  обзор изменений в системе ценообразования в строительстве и мониторинге цен строительных ресурсов. Помимо новых дат, появились и новые термины, и новые требования к компаниям.

В частности:
Срок размещения сметных цен на материалы и машины в ФГИС ЦС перенесен с 25 мая 2019 года на 2022 год. Без этого невозможен полноценный переход к ресурсному методу. Нет никакой гарантии, что и в 2022 году сроки вновь не будут сдвинуты, или не пересмотрены основные направления самой реформы ценообразования в строительстве.

Под сметными ценами на оплату труда рабочих теперь понимается информация о среднемесячных размерах оплаты труда рабочего первого разряда для целей определения сметной стоимости строительства по субъектам Российской Федерации (частям территорий субъектов Российской Федерации). В данном контексте речь уже не идет о чистой тарифной ставке, а состав учитываемых в показателе доплат, компенсаций и выплат, в том числе учет районных коэффициентов еще предстоит определить.

Кроме того, новая редакция Положения указывает на возможность определения отдельных показателей среднемесячных размеров оплаты труда рабочих первого разряда для объектов обороны и безопасности, линейных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также в отношении иных объектов, имеющих отраслевую или иную специфику, по Российской Федерации (части территории Российской Федерации). К примеру, это позволит Минтрансу России продолжить формирование раздела "Оплата труда" в своем отраслевом Тарифном соглашении. Вероятно, такая возможность будет реализована и в отношении объектов энергетики, космической и атомной отраслях (Роскосмос и Росатом), обороны (Минобороны) и др.

Новый срок размещения - не позднее 25 апреля 2022 года.

Соответствующие расчеты и обоснования должны быть представлены за предшествующий календарный год и обосновывающие документы к такому расчету не позднее 1 августа 2019 г. (за 2018 год), далее с 2020 года ежегодно, не позднее 20 февраля текущего года.

Требования к осуществлению указанных расчетов, составу и содержанию обосновывающих документов устанавливаются методикой, которой пока нет.

Среднемесячные размеры оплаты труда рабочего первого разряда устанавливаются самими федеральными органами исполнительной власти, федеральными агентствами и службами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными госкорпорациями (с долей государства более 50 процентов) после получения уведомления о соответствии расчетов.

В сферу мониторинга цен теперь включены не только производители, но и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оптовой торговле строительными материалами при условии подтверждения прейскурантами, подписанными руководителем юридического лица и размещенными в Интернете. В данном случае под этим понимается наличие и предоставление т.н. "публичной оферты", что соответствует требованиям 44-ФЗ. Речь может идти о торговых представителях - дистрибьюторах, торговых домах, крупных дилерах и т.п.

Для включения таких организаций в ФГИС ЦС они должны иметь объем выручки за предыдущий год не менее 50 млн. рублей.

Организации, выручка которых за предшествующий календарный год составляет менее 10 млн. рублей, подлежат исключению из ФГИС ЦС. Также исключаются организации, производящие строительные ресурсы исключительно для собственных нужд или осуществляющие их реализации исключительно через оптовых поставщиков (торговых представителей, дистрибьюторов и др.).

Предложения об исключении организаций из ФГИС ЦС могут также направлять заинтересованные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом обращений самих юридических лиц.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНДЕКСАЦИИ:
⁃ «Прогнозные индексы изменения стоимости строительства» теперь будут называться просто «Индексы изменения сметной стоимости строительства» как показатели, которые применяются при определении сметной стоимости строительства на текущий момент (период) времени - текущий квартал

⁃ Индексы рассчитываются Главгосэкспертизой России согласно Методики

⁃ Сама Методика расчета индексов должна быть утверждена Минстроем России в течении трех месяцев (отсчет с 15 мая)

⁃ Индексы должны размещаться в ФГИС ЦС

⁃ Введение индексов органами власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти (помимо самого Минстроя России), федеральными агентствами и службами и госкорпорациями (с долей государства более 50 процентов) НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО!

⁃ При этом федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные агентства и службы и госкорпорации МОГУТ направлять в Главгосэкспертизу предложения о расчете индексов, информация о которых отсутствует в ФГИС ЦС, с приложением ресурсно-технологической модели, обосновывающих документов и информации о ценах на строительные ресурсы, включенные в состав данной ресурсно-технологической модели, за предыдущий квартал в соответствии с порядком и требованиями, которые установлены методикой.

⁃ Главгосэкспертиза России направляет в Минстрой России рассчитанные индексы изменения сметной стоимости
⁃ Минстрой России принимает решение о включении индексов в ФГИС ЦС или нецелесообразности включения такой информации (актуализации).

НОВОЕ - ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
Одной из самых важных новаций обновленного Порядка мониторинга цен является введение понятий:
⁃ «ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» - строительные ресурсы, стоимость которых определяется по видам объектов капитального строительства и (или) по видам выполняемых при строительстве работ и составляет более 80 процентов совокупной сметной стоимости строительства;
⁃ «СВОДНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ» - систематизированный перечень ценообразующих строительных ресурсов, используемых при строительстве различных видов объектов капитального строительства, сформированный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства и размещенный в информационной системе;
⁃ «ПЕРЕЧНИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ» - систематизированные перечни ценообразующих строительных ресурсов, используемых при строительстве отдельных видов объектов капитального строительства, имеющих отраслевую или иную специфику, сформированные Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации и размещенные в информационной системе.

Идея выделения ценообразующих ресурсов, а это в первую очередь материалы, не нова и, по нашему мнению, как нельзя лучше подходит и для расчета индексов, и для контроля сметной стоимости, когда нет необходимости "разбираться" со всей многочисленной номенклатурой, т.с. "до последнего гвоздя" если из нескольких тысяч по смете, всего несколько сотен основных будут уже составлять более 80 процентов сметной стоимости.

Ранее, в советское время в части материалов существовали СНиП 5.01.... (ранее СН) Нормы расхода материалов и изделий на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ Госстроя СССР и Госплана СССР, которые учитывали укрупненный расход материалов и изделий (сталь, трубы, цемент, сборный и монолитный железобетон, раствор, кирпич, пиломатериалы и т.д.) на выполнение строительно-монтажных работ, предусмотренных типовыми проектами.

Однако номенклатура ресурсов в этих документах исчислялась всего десятками приведенных материалов и без их конкретных характеристик (марок). Это сейчас явно недостаточно.

Скорее всего в ресурсно-технологических моделях и перечнях речь может идти до нескольких сотен ресурсов.
Постановлением предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные агентства и службы будут направлять в Главгосэкспертизу России информацию о ценах на ценообразующие строительные ресурсы (в соответствии со сводной номенклатурой или перечнем) за предыдущий квартал по результатам анализа цен строительных ресурсов на основании данных из различных источников с обосновывающими документами.

Для госкорпорации (с долей участия государства более 50 процентов) - это не обязанность, а их право в случае необходимости (целесообразности).

Данные о ценах на ценообразующие ресурсы используются Главгосэкспертизой для расчета индексов.

http://ancb.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика