Поручения Путина не выполняют — денег нет и мыслей нет
Счетная палата выявила задержку исполнения национальных проектов, разработанных по поручениям президента РФ Владимира Путина. Власти успели профинансировать только 12,8% от объема работ, предусмотренного по плану в нынешнем году. Эксперты связывают это с недоработкой нацпроектов.
Владимир Путин вновь затронул тему национальных проектов. Их главной целью он назвал благосостояние граждан страны.
«Еще не раз повторю, что они построены вокруг человека. Потому что в сегодняшнем, бурно развивающемся мире, когда в одночасье могут обнуляться и активы, и прежние продукты, и технологии, и те или иные природные ресурсы, а человек и его таланты, образование, способности, напротив, остаются основополагающей ценностью», — цитирует «РИА Новости» выступление главы государства на съезде Федерации независимых профсоюзов России.
Спорить с этими утверждениями, как и с важностью исполнения стратегических планов развития страны сложно, только реализация планов буксует. Причина, по данным Счетной палаты — в недостаточном финансировании. PASMI разбирается в том, какие нацпроекты насколько профинансированы и почему это делается так медленно.
12 шагов развития страны
После своего переизбрания в мае 2018 года президент России Владимир Путин поставил стратегические задачи развития страны до 2024 года. Поручения главы государства касались нескольких направлений, в том числе развития экономики, инфраструктуры, строительства дорог, улучшения образовательной системы.
Для решения этих задач правительство разработало 12 национальных проектов, — это планы развития страны на ближайшие пять лет. Общая стоимость национальных проектов оценивается в 25,7 трлн рублей. Большую часть этих денег предполагается изыскать в федеральном бюджете.
Национальные проекты фактически стали преемниками так называемых приоритетных национальных проектов, которые выполнялись с 2006 по 2018 год. Часть из них еще не завершена и будет реализовываться параллельно с новыми программами.
К примеру, принятая в ноябре 2017 года приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (рассчитана до 2025 года), которую изначально курировал зампред правительства Аркадий Дворкович, будет сопровождать одноименный национальный проект, утвержденный правительством в 2018-ом (курируется зампредом правительства Антоном Силуановым).
Для реализации приоритетной программы даже была создана отдельная госструктура — Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда, сейчас ее возглавляет бывший топ-менеджер «Росатома» Николай Соломон.
Как приоритетный, так и национальный проекты нацелены на схожие результаты: повысить производительность труда на российских предприятиях, вовлекая в эту работу как можно большее число компаний из разных регионов. Пока что в программах по повышению производительности труда участвует полтора десятка регионов. К 2024 году федеральные власти надеются привлечь к работе все субъекты РФ.
На медленном старте
Новые национальные проекты, утвержденные Путиным после инаугурации, выполняются с серьезной задержкой. Из предусмотренных в нынешнем году 1,7 трлн рублей на их реализацию пока потрачено всего 221 млрд рублей, то есть 12,8% от всей суммы. Хуже всего дела обстоят с программами, касающимися строительства автомобильных дорог и повышения производительности труда россиян, для которых деньги в этом году почти не выделялись. Это следует из доклада Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета за январь—март 2019 года.
Проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» в первом квартале 2019 года вообще не получил никаких средств. Это выглядит странным, учитывая, что программу контролируют чиновники, непосредственно отвечающие за наличие денег, — первый зампред правительства Антон Силуанов как куратор и министр экономического развития Максим Орешкин как руководитель. Между тем, в 2019 году на этот проект предполагается потратить 7 млрд 140 млн рублей.
К слову, стартовавший первым одноименный приоритетный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», тоже «буксует». В прошлом году он недополучил половину финансирования, более 600 млн рублей.
Дороги на бумаге
Запаздывает также реализация проекта «Безопасные и качественные автодороги», который курируют зампред правительства Максим Акимов и министр транспорта Евгений Дитрих. Эта программа ставит амбициозные задачи: за пять лет привести в порядок около 260 тыс. километров региональных дорог. Это расстояние в 6,5 раз больше окружности планеты Земля по экватору. Стоимость проекта — 4 трлн 779,7 млрд рублей — пятая часть суммы, предназначенной на все национальные проекты. Большую часть этих денег планируется изыскать в бюджетах регионов, в то время как по другим проектам нагрузка, в основном, легла на федеральный бюджет.
По плану проекта, в России до 2024 года доля дорог, соответствующих нормативам, в городских агломерациях должна увеличиться в два раза, доля дорог регионального значения — почти на 8%. Кроме того, требуется устранить 50% мест концентрации ДТП и уменьшить на 10% долю федеральных и региональных трасс, которые работают в режиме перегрузки.
Только в Подмосковье в этом году в рамках нацпроекта собираются отремонтировать более 1,5 тыс. километров региональных дорог, что сравнимо с расстоянием от Москвы до Крыма.
В рамках проекта будут профинансированы крупные строительные проекты федерального масштаба, в том числе — дорога в столицу Ненецкого автономного округа — Нарьян-Мар (сейчас этот заполярный округ отрезан от европейской части России), а также дорога в объезд Краснодара (транспортная нагрузка на город увеличилась после открытия Керченского моста).
Но пока грандиозные планы дорожного проекта остаются только на бумаге. Финансирование проекта в 2019 году выполнено на уровне 0,1%, указывает Счетная палата. Хуже всего дела обстоят со строительством военных дорог, которые финансируются в рамках программы «Автомобильные дороги Минобороны России».
Это программа входит в дорожный нацпроект, как матрешка. Но ответственность за ее реализацию полностью лежит на военном ведомстве, которое самостоятельно определяет перечень дорог, нуждающихся в обновлении, сроки строительства и его стоимость, поскольку доступ к списку дорог Минобороны, среди которых, подъезды к казармам и полигонам, закрыт.
Денег нет, а стройка идет
Гражданские дороги в рамках нацпроекта, несмотря на отсутствие финансирования, начали строиться. В Вологде, например, аукционы завершились еще в апреле. Контракты на сумму 417 млн рублей выиграли местные компании, занимающиеся дорожным строительством, — ООО «Дорсервис» (выручка компании в 2017 году — 288 млн рублей) и ООО «Магистраль» (770 млн рублей). В мае подрядчики уже должны были начать работы, а в конце октября отчитаться о результатах.
В Ивановской области подрядчики, получившие контракты, уже приступили к работам. Непонятно, как ведется стройка, учитывая данные Счетной палаты, что деньги на проект выделены не были. Можно только предположить, что строители трудятся, используя свои средства в ожидании бюджетных субсидий.
Как выяснили аудиторы Счетной палаты, 37 из 75 федеральных проектов (входят в состав нацпроектов), в 2019 году не получали финансирования. Без денег оказались, в частности, программы «Автомобильные дороги Минобороны России», «Европа — Западный Китай», «Северный морской путь», «Транспортно-логистические центры», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» и «Развитие научной и научно-производственной кооперации».
Не жадность, а недоработка
Специалист экономической экспертной группы Александра Суслина объяснила задержку финансирования национальных проектов их слабой проработанностью.
«Идея нацпроектов имеет декларативный макроэкономический характер — достигнуть далеких горизонтов. Но на уровне документов эти проекты оказались не прописаны, проектное планирование не завершено. Поэтому не на что пока что выделить деньги, даже учитывая, что они лежат в казне. Пока нет документов, закупок, техническая сторона вопроса остается нерешенной, ничего не может быть сделано. Здесь не стоит вопрос о том, что в правительстве „зажали“ деньги, просто нет пока конкретного Петра Петровича, который бы пришел с портфелем документов и реальными предложениями, и забрал бы эти деньги», — сообщила она PASMI.
Провалившим строжайшие верховные указания и поручения не стоит опасаться возмездия за их фиаско, его не последовало по итогам 2012 - 2018 годов, где процент исполнения оказался чуть выше КПД паровоза, не наступит и в 2024. Тем более с учётом сохранения фактически неизменного кадрового статус-кво..
Главное - странным является сама попытка поиска виновных без последствий для последних.
Основываясь на опросе, 25-26% респондентов уверены, что в срыве нацпроектов виновато само руководство страны – Путин и Медведев, 11% винят профильных министров, а 36% - всех чиновников вкупе.
Федеральная администрация начала поиск виновных готовящегося провала?
Нацпроекты закономерно и неотвратимо превращаются нацпрожекты
По мнению Михаила Щапова, можно выделить две причины столь удручающей исполнительской дисциплины по нацпроектам:
«Первая, системная причина — общая слабая дееспособность правительства РФ. Оно уже четыре года не может ничего сделать с тем, чтобы экономика страны вышла из стагнации. Прорывных идей так и не было предложено. Такие идеи в прошлом году озвучил президент, но, чтобы их исполнить, нужны другие люди, более деятельные и жесткие в своих решениях.
абстрактные обещания, ведомственные планы или графики, разного рода технические вопросы, которыми чиновники отчитываются перед гражданами. Нередко этим они оправдывают свой непрофессионализм. Гражданам, между тем, важен результат, и не в отдаленном будущем, а сейчас.
По словам Путина, после утверждения нацпроектов не прошло и года, а чиновники «то и дело безосновательно, буквально по своему усмотрению» переносят сроки подготовки нормативных актов и реализации нацпроектов.
денег нет и мыслей нет ... желания нет