Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

О нем мечтали и при царе, и в СССР: на Баренцевом море построят новый порт за 100 млрд руб

8.02.2022

Планы о строительстве глубоководного порта на северо-западе России вынашиваются на протяжении десятилетий. В сентябре 2019-го сообщалось о начале проектирования и скором старте (в 2021-м) работ на площадке. Но в итоге в январе прошлого года заявили о переносе сроков на пару лет вперед, а осенью скорректировали даты, объявив, что к реализации проекта приступят не раньше второй половины 2024-го.

Проект с давней историей

Строительство порта в бухте Индига, которая, благодаря доходящему до нее теплому течению Гольфстрим, почти не замерзает, рассматривали еще в 19 столетии во времена Александра II. Тема активно поднималась и при СССР. В частности, в начале 1930-х к берегам Северного Ледовитого океана была организована экспедиция, по результатам которой пришли к заключению о возможности создания в этом месте глубоководного порта.

«Авторитетные техники уже высказались в положительном смысле о пригодности Индигской бухты для устройства там порта, а экономисты — об экономических выгодах этого советского аванпоста на побережье Ледовитого океана», — отмечалось в 1931 году в «Вестнике знания» (№2, с. 121).

Построить объект планировали в рамках проекта Камско-Печерского судоходного канала, на который возлагали большие надежды. В журнале «Наши достижения» писали, что «из порта Индига в Печору можно будет свободно проплыть на речном пароходе... Огромные минеральные богатства Печорского края наконец-то начнут разрабатываться и примут участие в хозяйственной жизни страны... Совершенно преобразуют весь северо-восток Европейской части СССР» (февраль 1931, №2, с. 70).

Но идея эта так и не увенчалась успехом. Возвращались к ней и в послевоенное время, рассматривая вариант строительства порта и железной дороги к нему. Своей актуальности инициатива с годами не теряла, скорее, наоборот. Именно поэтому с начала 2000-х вопрос вновь начал обсуждаться на самом высоком уровне. Заинтересованность к проекту проявляли разные компании, включая СУЭК и «Роснефть».

Наконец, в 2018-м о готовности вложиться в мероприятие заявили в AEON Corporation, принадлежащей предпринимателю Роману Троценко. Последний подтвердил тогда эти намерения, оговорившись, что многое будет зависеть и от решения ОАО «РЖД» относительно строительства линии до будущего порта от Сосногорска — узловой станции Северной железной дороги. На данный момент этот вопрос до сих пор не закрыт.

Приступить к строительству, по словам инвестора, сначала предполагали в 2020-м, но затем старт постоянно откладывался, и, согласно последней информации, он будет дан не раньше, чем через 2,5 года. Непосредственно на реализацию уйдет около пяти лет.

Сегодня продолжается подготовительная работа, и все необходимые документы для прохождения государственной экспертизы планируют предоставить в ближайшие два года. Как отметил Троценко, на предварительном этапе приходится преодолевать целый ряд трудностей, в том числе типичных для районов вечной мерзлоты. Он подчеркнул, что, если бы все было просто, специалисты давно бы подготовили проект.

Строительство самого порта обойдется примерно в 100 млрд руб. И здесь инвестор рассчитывает справиться без государственной поддержки. Однако для создания сопутствующей инфраструктуры необходимо привлечение дополнительных средств. Только на железнодорожную магистраль протяженностью 600 км понадобится свыше 160 млрд руб. В общей сложности для полной реализации проекта, согласно предварительным подсчетам, необходимо более 300 млрд руб.

Порт мощностью 80 млн тонн должен расположиться в районе мыса Румяничный. Основная часть груза (уголь, древесина и др.) будет уходить в страны Юго-Восточной Азии. Таким образом, путь по воде сократится почти на треть по сравнению с альтернативой через Суэцкий канал. Более того, Индига возьмет на себя часть грузов, которые сегодня приходят в Санкт-Петербург.

Строительный мир

Комментарии

  1. Дмитрий Васильев

    Дорогу осилит идущий. Удачи!

    Добавить сообщение
  2. ОЛЕГ

    Например, БАМ строили как дублёр Транссиба на случай китайского вторжения и разведки новых полигонов добычи сырья в восточной Сибири.
    А строить дорогу "просто так", ожидая, что благодаря ей там что-нибудь разовьёться - есть глупость и транжирство казённых средств.

    Добавить сообщение
  3. Мурашев Олег

    "Одно другому не мешает"
    -
    1. Мешает, потому что инвестиционные ресурсы государства не безграничны ;
    2. Зачем расширять вывоз сырья, если расширение производства даёт гораздо больше прибыли.

    Добавить сообщение
  4. DeadUnicorn

     Одно другому не мешает. Во-вторых, вывозить можно не только сырье.

    Добавить сообщение
  5. Виктор Алексеев

    Ну, замечательно. Почему бы деньги, запланированные на этот порт - не потратить на расширение производства номенклатуры изделий (например - авиазапчастей для будущего МС-21, чтобы не зависеть от импорта), а не для расширения вывоза сырья ?

    Добавить сообщение
  6. Егоров Павел

    если его конечно построят ...будет базой для газовиков , нефтяников и экспорта.

    Добавить сообщение
  7. Платонов Алекс

    вывозить сырье:
    "Основная часть груза (уголь, древесина и др.) будет уходить в страны Юго-Восточной Азии"

    Добавить сообщение
  8. Ольга Ивановна

    зачем он там?

    Добавить сообщение
  9. Виктор Алексеев

     если построят это правильно сделать транзитный порт и т.д.

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика