НОПРИЗ проанализировал проблемы техрегулирования в строительной отрасли и предложил свой вариант реформы
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков подготовило Анализ действующей системы технического регулирования в строительстве Российской Федерации. Документ был представлен на недавнем заседании комитета НОПРИЗ по ценообразованию и экспертизе. В нём обобщены ключевые этапы становления системы техрегулирования в России и СССР, проведён мониторинг и анализ действующих законодательных и нормативно-технических документов в строительстве, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, а также предложены варианты по улучшению системы технического нормирования в строительстве.
***
Как указывают эксперты НОПРИЗ, современные проблемы системы техрегулирования имеют исторические корни. Период становления технического нормирования с введения первых строительных норм и правил в 1955 году до 2020-го условно можно разделить на три принципиальных этапа. Первый этап – 1955-2003 годы, когда действовала система нормативных документов в строительстве. Второй этап – 2003-2009 годы. Это переходный период от СНиПов к новому виду документов – Технические регламенты. Третий этап – 2009-2020 годы включительно – действие технических регламентов с доказательной базой в виде перечней добровольного и обязательного применения.
Среди выявленных периодов – первый является самым понятным при проектировании и строительстве. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ, вступивший с 1 июля 2003-го внёс существенные изменения в систему технического нормирования строительной отрасли и оказал весьма неоднозначное влияние на эффективность деятельности в сфере строительного нормирования.
Действующая система законодательного и технического нормирования в строительной, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности существует в условиях дублирования и противоречий, что явно проявляется на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства. Система, которая сегодня сложилась и функционирует, фактически породила значительное число административных барьеров для бизнеса и эффективной работы по обеспечению безопасности зданий и сооружений.
Оценка системы межведомственного взаимодействия была выстроена на различных уровнях принятия совместных компромиссных решений. Это и работа комитетов по стандартизации, и деятельность профильных комиссий и рабочих групп федеральных министерств, и отдельные поручения Правительства РФ. И несмотря на эти усилия, просматривается устойчивая тенденция к невозможности качественно влиять на техническое нормирование в строительной отрасли.
В настоящий момент в строительном техническом нормировании отсутствует система нормативных документов в строительстве. Принцип, заложенный в виде доказательной базы добровольных и обязательных перечней не понятен, сложен и противоречив для различных участников инвестиционно-строительного процесса, что неоднократно отмечалось на различных профессиональных площадках с участием представителей федеральных органов исполнительной власти.
Характерной особенностью действующей системы строительного технического нормирования является отсутствие «одного окна», когда все технические нормы и требования не проходят оценку профильного строительного министерства, что служит источником большого числа противоречий в нормативно-технической базе.
На сегодняшний день в обществе назрела потребность в проведении реформы контрольно-надзорной деятельности, выявлении и инвентаризации документов смежных ФОИВ, регулирующих строительную деятельность, а также установлении единых полномочий строительного Министерства по ведению государственной политики в области разработки, принятия и согласования технических требований, оказывающих влияние на строительное нормирование. Направлениям ценообразования в строительстве и техническому регулированию уделяется недостаточное внимание.
Требуется разработка профильным строительным Министерством новой системы технического нормирования в строительстве взамен Техническим регламентам и доказательной базы к ним в виде добровольных и обязательных перечней в срок не более одного года.
Для создания новой системы техрегулирования, которая будет отвечать современным требованиям, НОПРИЗ предлагает программу, состоящую из 14 пунктов. В неё входят следующие основные шаги.
- Разработка «Концепции системы технического регулирования в строительстве», включающей в себя в том числе «Концепцию системы технического нормирования в строительстве» на ближайшие 5 лет с возможными вариантами и их экономической оценкой для государства и строительной отрасли.
- Завершить принятие законопроекта, предусматривающего установление порядка издания нормативно-технических документов в области проектирования и строительства, исключающего случаи принятия указанных документов без согласования с федеральным органом исполнительной власти. Или предложить альтернативный подход взамен доказательной базы в виде добровольных и обязательных перечней.
- Исключить из 384-ФЗ отдельные положения статей, которые не получили развития в виде подзаконных актов с момента утверждения закона для оценки соответствия проектной документации.
- Отказаться от предписывающей системы нормирования (советская система нормирования) с переходом к более современной функционально-ориентированной (гибкой) системе нормирования «performance – based requirement».
- Провести анализ областей нормирования для синхронизации направлений со странами СНГ и ЕАЭС. Организовать работу по введению в действие на территории Российской Федерации – МСН 10-01-2012 «Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения».
- Разработать механизмы привлечения территориальных государственных экспертиз проектной документации и Главгосэкспертизы к анализу объективности технических требований, регламентируемых в разрабатываемых сводах правил.
- Разработать информационную базу для хранения писем и разъяснений по сводам правил от организаций-разработчиков и подведомственных организаций Минстроя России. Инструмент направлен на формирование электронной карточки по всем СП и стандартам Минстроя России, в которых будет храниться информация по нему от актуализации к актуализации, что позволит упростить работу по формированию технических заданий на пересмотр СП и выполнение данной работы новыми организациями-исполнителями.
- Создать национальный государственный (не коммерческий) информационный ресурса в котором должны быть собраны все нормативные документы и разъяснения к ним в виде писем в области строительства, архитектуры и градостроительной деятельности. Кроме этого создать возможность подключения региональных баз, обеспечив на Федеральном, Региональном и Муниципальном уровнях единый подход к пользованию информационной системы. База данных может быть установлена предприятиям строительной отрасли с государственным участием. Оператором базы данных может выступить Минстрой России или одна из подведомственных организаций (ФАУ «ФЦС», ФБУ «ФЦИСП», ФГБУ «ЦНИИП Минстроя»).
Это только часть предложений, полностью с программой, предложенных Национальным объединением, можно ознакомиться в прилагаемом документе. Таким образом, НОПРИЗ представил комплексное исследование проблем и болевых точек системы техрегулирования в строительстве, разработал проект реформы и наметил её основные контуры. Исследование содержит большой объём фактологической информации и может быть полезно специалистам в сфере строительного саморегулирования и экспертам строительных организаций, интересующихся данным направлением.
Анализ действующей системы технического регулирования в строительстве Российской Федерации
ВСЕ ТАК И ЕСТЬ. Законопроект, согласно которому предлагалось ввести обязательные строительные нормы, натолкнулся на столь негативную реакцию, что пока его пришлось отложить.
Однако даже Минстрой признаёт, что «сопротивление материала» оказалось слишком сильным. И строительное сообщество, и коллеги-чиновники из других ведомств крайне ревниво отнеслись к первой попытке централизации техрегулирования.
Роман Игоревич. Это будет правильно!
Очевидно, что Минстрой хотел бы максимально забрать все процессы в свои руки, установив над ними максимальный государственный контроль.
"Налево пойдешь — голову сложишь. Направо пойдешь — коня потеряешь. Прямо пойдешь — дураком будешь" - так же и с техрегулированием.
Может быть, пришло время перевернуть все с головы обратно на ноги и признать, что саморегулируемые организации должны действовать под эгидой профессионального сообщества, а не наоборот?
Анвар Шамузафаров (цитата): "государство не должно контролировать то, что не финансирует, поэтому систему техрегулирования должны формировать не чиновники, а само профессиональное сообщество под эгидой саморегулируемых организаций".
В этой связи возникают вопрос:
С чего бы, вдруг, государство не должно финансировать систему техрегулирования и, соответственно, осуществлять контроль за исполнением строителями нормативно-технических документов? Разве не за это, в том числе, все граждане Российской Федерации платят налоги?
Реформировались, реформировались ...и дореформировались.
Сколько можно уже?