Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

НОПРИЗ проанализировал проблемы техрегулирования в строительной отрасли и предложил свой вариант реформы

12.11.2020

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков подготовило Анализ действующей системы технического регулирования в строительстве Российской Федерации. Документ был представлен на недавнем заседании комитета НОПРИЗ по ценообразованию и экспертизе. В нём обобщены ключевые этапы становления системы техрегулирования в России и СССР, проведён мониторинг и анализ действующих законодательных и нормативно-технических документов в строительстве, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, а также предложены варианты по улучшению системы технического нормирования в строительстве.

***
Как указывают эксперты НОПРИЗ, современные проблемы системы техрегулирования имеют исторические корни. Период становления технического нормирования с введения первых строительных норм и правил в 1955 году до 2020-го условно можно разделить на три принципиальных этапа. Первый этап – 1955-2003 годы, когда действовала система нормативных документов в строительстве. Второй этап – 2003-2009 годы. Это переходный период от СНиПов к новому виду документов – Технические регламенты. Третий этап – 2009-2020 годы включительно – действие технических регламентов с доказательной базой в виде перечней добровольного и обязательного применения.

Среди выявленных периодов – первый является самым понятным при проектировании и строительстве. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ, вступивший с 1 июля 2003-го внёс существенные изменения в систему технического нормирования строительной отрасли и оказал весьма неоднозначное влияние на эффективность деятельности в сфере строительного нормирования.

Действующая система законодательного и технического нормирования в строительной, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности существует в условиях дублирования и противоречий, что явно проявляется на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства. Система, которая сегодня сложилась и функционирует, фактически породила значительное число административных барьеров для бизнеса и эффективной работы по обеспечению безопасности зданий и сооружений.

Оценка системы межведомственного взаимодействия была выстроена на различных уровнях принятия совместных компромиссных решений. Это и работа комитетов по стандартизации, и деятельность профильных комиссий и рабочих групп федеральных министерств, и отдельные поручения Правительства РФ. И несмотря на эти усилия, просматривается устойчивая тенденция к невозможности качественно влиять на техническое нормирование в строительной отрасли.

В настоящий момент в строительном техническом нормировании отсутствует система нормативных документов в строительстве. Принцип, заложенный в виде доказательной базы добровольных и обязательных перечней не понятен, сложен и противоречив для различных участников инвестиционно-строительного процесса, что неоднократно отмечалось на различных профессиональных площадках с участием представителей федеральных органов исполнительной власти.

Характерной особенностью действующей системы строительного технического нормирования является отсутствие «одного окна», когда все технические нормы и требования не проходят оценку профильного строительного министерства, что служит источником большого числа противоречий в нормативно-технической базе.

На сегодняшний день в обществе назрела потребность в проведении реформы контрольно-надзорной деятельности, выявлении и инвентаризации документов смежных ФОИВ, регулирующих строительную деятельность, а также установлении единых полномочий строительного Министерства по ведению государственной политики в области разработки, принятия и согласования технических требований, оказывающих влияние на строительное нормирование. Направлениям ценообразования в строительстве и техническому регулированию уделяется недостаточное внимание.

Требуется разработка профильным строительным Министерством новой системы технического нормирования в строительстве взамен Техническим регламентам и доказательной базы к ним в виде добровольных и обязательных перечней в срок не более одного года.

Для создания новой системы техрегулирования, которая будет отвечать современным требованиям, НОПРИЗ предлагает программу, состоящую из 14 пунктов. В неё входят следующие основные шаги.

  • Разработка «Концепции системы технического регулирования в строительстве», включающей в себя в том числе «Концепцию системы технического нормирования в строительстве» на ближайшие 5 лет с возможными вариантами и их экономической оценкой для государства и строительной отрасли.

 

  • Завершить принятие законопроекта, предусматривающего установление порядка издания нормативно-технических документов в области проектирования и строительства, исключающего случаи принятия указанных документов без согласования с федеральным органом исполнительной власти. Или предложить альтернативный подход взамен доказательной базы в виде добровольных и обязательных перечней.

 

  • Исключить из 384-ФЗ отдельные положения статей, которые не получили развития в виде подзаконных актов с момента утверждения закона для оценки соответствия проектной документации.

 

  • Отказаться от предписывающей системы нормирования (советская система нормирования) с переходом к более современной функционально-ориентированной (гибкой) системе нормирования «performance – based requirement».

 

  • Провести анализ областей нормирования для синхронизации направлений со странами СНГ и ЕАЭС. Организовать работу по введению в действие на территории Российской Федерации – МСН 10-01-2012 «Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения».

 

  • Разработать механизмы привлечения территориальных государственных экспертиз проектной документации и Главгосэкспертизы к анализу объективности технических требований, регламентируемых в разрабатываемых сводах правил.

 

  • Разработать информационную базу для хранения писем и разъяснений по сводам правил от организаций-разработчиков и подведомственных организаций Минстроя России. Инструмент направлен на формирование электронной карточки по всем СП и стандартам Минстроя России, в которых будет храниться информация по нему от актуализации к актуализации, что позволит упростить работу по формированию технических заданий на пересмотр СП и выполнение данной работы новыми организациями-исполнителями.

 

  • Создать национальный государственный (не коммерческий) информационный ресурса в котором должны быть собраны все нормативные документы и разъяснения к ним в виде писем в области строительства, архитектуры и градостроительной деятельности. Кроме этого создать возможность подключения региональных баз, обеспечив на Федеральном, Региональном и Муниципальном уровнях единый подход к пользованию информационной системы. База данных может быть установлена предприятиям строительной отрасли с государственным участием. Оператором базы данных может выступить Минстрой России или одна из подведомственных организаций (ФАУ «ФЦС», ФБУ «ФЦИСП», ФГБУ «ЦНИИП Минстроя»).

Это только часть предложений, полностью с программой, предложенных Национальным объединением, можно ознакомиться в прилагаемом документе. Таким образом, НОПРИЗ представил комплексное исследование проблем и болевых точек системы техрегулирования в строительстве, разработал проект реформы и наметил её основные контуры. Исследование содержит большой объём фактологической информации и может быть полезно специалистам в сфере строительного саморегулирования и экспертам строительных организаций, интересующихся данным направлением.

Анализ действующей системы технического регулирования в строительстве Российской Федерации

http://zanostroy.ru

Комментарии

  1. SDD

    ВСЕ ТАК И ЕСТЬ. Законопроект, согласно которому предлагалось ввести обязательные строительные нормы, натолкнулся на столь негативную реакцию, что пока его пришлось отложить.

    Добавить сообщение
  2. Михаил Петрович

    Однако даже Минстрой признаёт, что «сопротивление материала» оказалось слишком сильным. И строительное сообщество, и коллеги-чиновники из других ведомств крайне ревниво отнеслись к первой попытке централизации техрегулирования. 

    Добавить сообщение
  3. Власов Борис

    Роман Игоревич. Это будет правильно!

    Добавить сообщение
  4. Селиверстов Роман Игоревич

     Очевидно, что Минстрой хотел бы максимально забрать все процессы в свои руки, установив над ними максимальный государственный контроль.

    Добавить сообщение
  5. Георгиев Павел

    "Налево пойдешь — голову сложишь. Направо пойдешь — коня потеряешь. Прямо пойдешь — дураком будешь" - так же и с техрегулированием.

    Добавить сообщение
  6. Михайлова О.Б.

    Может быть, пришло время перевернуть все с головы обратно на ноги и признать, что саморегулируемые организации должны действовать под эгидой профессионального сообщества, а не наоборот?

    Добавить сообщение
  7. Дмитриев А.Р.

    Анвар Шамузафаров (цитата): "государство не должно контролировать то, что не финансирует, поэтому систему техрегулирования должны формировать не чиновники, а само профессиональное сообщество под эгидой саморегулируемых организаций".
    В этой связи возникают вопрос:
    С чего бы, вдруг, государство не должно финансировать систему техрегулирования и, соответственно, осуществлять контроль за исполнением строителями нормативно-технических документов? Разве не за это, в том числе, все граждане Российской Федерации платят налоги?

    Добавить сообщение
  8. Лукьянов Олег

    Реформировались, реформировались ...и дореформировались.

    Добавить сообщение
  9. Vlad63

    Сколько можно уже?

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика