Намерение Медведева ликвидировать моногорода взорвет Россию
Правительство как будто специально ведет линию на крах российской государственности. Иначе социально-экономические планы кабмина объяснить трудно. Очередной удар будет нанесен по жителям моногородов — бывших индустриальных центров советской эпохи.
По информации газеты «Известия», количество получающих господдержку моногородов в ближайшие годы власть сократит с 321 до 170 — то есть почти вдвое. Соответствующие изменения найдут отражение в специальном перечне моногородов, утвержденном кабмином. Резать будут по живому.
Очередная «вивисекция» россиян в стиле либерального «гуру» Егора Гайдара случится из-за отказа правительственной комиссии выделить дополнительное финансирование госпрограммы «Развитие моногородов» (в 2020 году -- 6,4 млрд рублей, в 2021-м -- 6,021 млрд и в 2022-м -- 6,2 млрд).
Собеседники издания фактически заявили о некомпетентности правительства, неспособного возродить бывшие промышленные центры страны. «Создание в моногородах нового рентабельного производства, которое бы давало рабочие места и самоокупалось, — сложнейшая задача. Но проблема в том, что никто не знает, какие именно предприятия нужно открывать?», — цитирует издание эксперта.
Складывается впечатление, что спор вокруг будущего моногородов идет между сторонниками их быстрой, либо медленной ликвидации, а вовсе — не возрождения. В правительстве хотят сделать все постепенно — список моногородов начнут резать с 2020 года.
Но почему бы не создать госкорпорацию по развитию моногородов, сделав их центрами технологического прорыва? Направив на это, например, средства Фонда национального благосостояния, который буквально лопается от денег? Так было при СССР, но почему так не может быть сейчас?
Решить проблему моногородов с пользой для их жителей и страны властям было бы полезно хотя бы из чувства самосохранения. Ведь в 319 таких городах всего проживает 14 млн человек — целая не слишком большая европейская страна. Из них только в 71 населенном пункте социально-экономическая ситуация признается стабильной. В остальных 248-ми либо присутствуют риски, либо уже близится коллапс.
Очевидно, что брошенные государством моногорода в ближайшем будущем могут стать фокусом социального протеста, который в свою очередь будет переходить в политический. Об этой опасности говорится в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК). «Люди мало интересуются политикой, но чувствуют дыру в бюджете, это и рождает недовольство, а далее протест. Если народ не начнет богатеть, то протест будет нарастать», — такое мнение цитирует АПЭК. Это вероятно попытается использовать радикальная оппозиция, что усугубит общую ситуацию в стране накануне предстоящего в 2024 году «транзита власти».
— Я предприниматель, живу в городе Емва, Республика Коми, — рассказал «СП» местный житель Василий Сергеев. — У нас 10−12 тысяч населения. Раньше это был поселок Железнодорожный. В 1930-х годах вокруг построили множество колоний. Сюда со всей страны свозили на лесозаготовку.
Потом был построен градообразующий завод, производящий древесно-волокнистые плиты (ДВП). А еще — механический завод, филиал Минского автозавода, так как на лесозаготовках использовались автомобили МАЗы и им регулярно требовался ремонт.
Когда СССР развалился — механический завод «умер». Завод ДВП оказавшийся в частных руках. Его продавали-перепродавали… Из трех производственных линий сегодня держится одна.
— «СП»: — Ваш город распоряжением правительства «Об утверждении перечня моногородов» включен в категорию «Монопрофильные муниципальные образования РФ с наиболее сложным социально-экономическим положением». Как в нем живут люди?
— Люди работают за небольшую заработную плату — 15−20 тысяч рублей. Деваться им некуда, приходится выживать. Не все могут уехать отсюда.
Есть категория людей, для которых это родина. Они никуда не поедут, как бы тяжело не было. Им трудно меняться. Хотя я лично не согласен с этим.
«СП»: — Ваши личные дела идут лучше?
— Мне 46 лет и я стараюсь меняться. Меняю сферы деятельности. По другому не выжить. Иначе придется жить от зарплаты до зарплаты.
«СП»: — Очевидно, не все могут быть предпринимателями…
— Молодежь пытается что-то создавать, но власти не очень помогают. Я не вижу, чтобы Евма развивался как моногород.
Сколько было идей и у меня и у других, в ответ одно только «бла-бла-бла». Один руководитель сменился, потом другой. Они все делают только для «галочки». А люди нищенствуют.
«СП»: — Существует целый «Фонд развития моногородов». Офис у них в Москве, на Воздвиженке — рядом с Кремлем. Правда, на их сайте по слову «Евма» никакой информации нет вообще.
— Инвесторы не приходят в наш город. О помощи «Фонда развития моногородов» я не слышал. Завод ДВП выкупили частные инвесторы из города Владимира. Здесь от них исполнительный директор. Может, они проходят как инвестпроект этого фонда?
Единственный у нас резидент Евмы — местный парень Антон. Он занимается лесопилением. Делает пиломатериалы. Больше никого не знаю. Периодически приезжают, хотят запустить один проект, второй. Но потом почему-то уезжают. Хотя есть и площади и люди хотят работать. Значит, власти недорабатывают.
«СП»: — А госинвестиции? Казалось бы, хотите спасти моногорода — влейте средства в местное производство.
— Ничего такого не видели, не слышали. Почему-то мы не развиваемся. Очень большой отток населения. Первая ступень — в Сыктывкар, столицу республики. Кто дальше хочет развиваться — в Петербург, Москву. Едут также на юг, в Краснодарский край — там тепло. В Татарстан — там хорошо заниматься предпринимательством.
Очень многое зависит от местных властей. А наши занимаются очковтирательством.
По мнению гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, единственным действенным способом поддержки моногородов являются государственные инвестиции в развитие там промышленного производства.
— Правительство намерено сократить финансирование программы поддержки моногородов в связи с неэффективностью механизма помощи. То есть, выделяемые средства сокращают, потому что так, как делали раньше, не получается. А деньги расходятся.
«СП»: — А почему не получается-то?
— Потому что основой решения проблемы моногородов стало создание системы, в первую очередь, торговых предприятий. Малого бизнеса. Но поскольку моногород — это город-завод, то главная их проблема — зарплата людей, работающих на этом заводе. Если с зарплатой не решено, то и малый бизнес не будет развиваться. У него просто не будет покупателя. Не на что!
Я в свое время много спорил об этом с Минрегионом. Они не желали даже слышать. У них написано в учебнике, что малый бизнес — главный триггер развития экономики. И все. Никого не волнует: получится ли так сделать?
Между тем, малый бизнес действительно триггер экономики в Москве или в Нью-Йорке. Но если нет покупателя, как он будет развиваться?
Малый бизнес не сможет поглотить избыток трудовой силы, если единственный в округе завод прекратил работу. Нельзя же открыть магазин в каждой квартире!
Поэтому и не получилось в России ничего с моногородами.
Но теперь снова вывод сделан неверный. Решили не изменить механизмы помощи, а просто прекратить саму помощь.
«СП»: — Изменить механизмы помощи? На какие?
— Запуск производства! То самое пространственное развитие, которое, кстати, есть в указе президента. По этому указу разработана целая программа на 150 страниц. Там написано, что, мол, в этой области надо такие заводы построить, а в этой — такие. Там разброс чуть ли не по районам. Но нигде не написано: кто будет строить и за какие деньги?
«СП»: — Скоро, уже в текущем году, ФНБ в России достигнет 7% от ВВП. И можно будет его использовать на строительство инфраструктуры. В том числе — в моногородах.
— Вопрос не в том, что не хватает средств. У нас вообще-то -профицит бюджета. Даже ФНБ распечатывать не надо. У нас бюджетных средств — как у дурака махорки! У нас спорят: хватит ли четыре трлн рублей на нацпроекты? А дело в том, что нисколько не хватит тем, для кого инвестиции — это способ «распила».
Инвестиции многими чиновниками воспринимаются как манна небесная. Прилетели из Москвы деньги — надо что-то изобразить, чтобы отчитаться. А остальное рассовать куда-нибудь.
При таком подходе никаких денег не хватит. А если государственные или частные инвестиции пойдут на развитие производства, то и проблемы моногородов не будет. Как не было ее в СССР. Не потому, что Советский Союз был всем хорош — там тоже были проблемы. Но тогда главной формой экономики было реальное производство. А сейчас главная форма экономики — делать «бабки».
В свою очередь лидер петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев удивлен «смелостью» властей, не устающих «дергать за усы» российский народ своими социальными экспериментами.
— Помнится, в далеком 2011 году будущий полпред президента Игорь Холманскихговорил от лица уральских работяг, что они готовы приехать в Москву и навести в ней порядок, защитив «любимого нацлидера от белоленточников». Сегодня же складывается ощущение, что власть поставила себе целью наоборот — задружиться с «креаклами» и окончательно вывести из равновесия тот самый глубинный народ, о котором писал Владислав Сурков как о главной опоре режима.
Вот недавно опубликовали данные по расходам регионов за минувший год: Москва потратила только на свое благоустройство 257 млрд рублей. Это больше, чем весь бюджет не самых бедных Калужской, Тверской и Ярославской областей вместе взятых.
Теперь же столичных жителей, включая бунтующих «хипстеров», будут ублажать еще «круче». На одну программу «Моя улица» в 2020−22 годах планируется потратить более 100 млрд. рублей.
Получается: кому то остановки с подсветками и вайфаем и вылизанные с шампунем улицы. А кому — ну, скажем, московский мусор. И вот имеем протесты жителей Поморья против свалки на Шиесе. Когда совершенно обычных, спокойных, северных русских людей, которые раньше были вполне лояльны власти, довели до состояния кипения и негодования.
«СП»: — Рядом с Шиесом, в соседней Коми, есть моногород Емва, сложившийся вокруг хиреющего завода по производству ДВП. Так из него люди бегут.
— Остроумная идея правительства решить проблему моногородов путем сокращения их числа и соответствующего финансирования — из той же оперы. Нет многорода — нет проблемы. Очень удобно, можно сэкономить.
Хотя известно, что большинство из них и так влачит жалкое существование. А чтобы привлечь внимание к своим проблемам жителям приходится устраивать натуральные бунты. Как, скажем, было с рабочими в Пикалево Ленинградской области. Куда в свое время пришлось приезжать «разруливать» ситуацию лично Путину.
«СП»: — Да-а, бунт суровых работяг из глубинки посерьезней будет, чем визги столичного «креативного класса».
— Подобные протесты в корне отличаются от либеральных. Попытка штаба Алексея Навального «оседлать» «антимусорные» выступления в Поморье была немедленно пресечена самими участниками протестов. И в целом властям в таких случаях сложно будет говорить о кознях Госдепа и «майдана». То есть — говорить-то они могут. Но кто поверит?
Наоборот, Кремль рискует получить в итоге к выборам своего рода «внутренний Донбасс» — в лице рассерженного «глубинного народа» и примкнувших к нему лево-патриотических сил.
В той же туристической Черногории вполне можно микробизнесами жить, а как обеспечить работой жителей Ивановской области, которая по площади почти как две Черногории? Турбизнесу там не развернуться... Во что обойдется логистика товаров микробизнеса из конца в конец области - есть идеи?А по соседству с Ивановской есть еще Костромская область, чья площадь более чем вчетверо превышает Черногорию. Какова там будет транспортная составляющая микробизнеса?А рядом с Костромской - Вологодская, чья площадь как две Чехии
Проверка Счетной палаты показала, что меры по поддержке моногородов не привели к их диверсифицированному и стабильному развитию, а также не улучшила условия жизни людей
Как сократить ? Вместе с населением ? Или выселить всех принудительно в чистое поле ? Прежде чем сокращать, надо вопрос с переселением и обеспечением работой решить.
Вымирают моногорода.
А всего то надо сделать было как в США - в столице ( страны, штата) должно проживать не более 1 % населения.Вашингтон (США) - 0,4%Сакраменто (Калифорния) - 1%Лансинг (Мичиган - там где пресловутый Детройт) 1% населения. Детройт тоже 6% населения - а не все 90% , как бы это выглядело в России.
В 50-х годах XX века Детройт оставался автомобильной столицей США, в ту пору продвигавших на государственном уровне программу дешёвых и общедоступных автомобилей. В Детройте были сосредоточены крупнейшие автомобильные заводы страны (Ford, General Motors, Chrysler), и город переживал бум своего развития — он в буквальном смысле процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки. Ещё с середины 40-х годов с развитием автоиндустрии в городе появилось большое количество личных автомобилей. Постоянные пробки и нехватка мест для парковки становились всё более острой проблемой. Одновременно пропагандируется необходимость приобретения личного автомобиля, общественный транспорт представляется непрестижным — это «транспорт для бедных». С другой стороны, система общественного транспорта не развивается, ликвидируются трамвайные и троллейбусные линии. Это вынуждает жителей пересесть на дешевеющие автомобили. В результате число автомобилей в городе стремительно растёт, а старая градостроительная структура не удовлетворяет требованиям города автомобилистов. Власти пытаются решить проблему сносом исторических зданий в центре города для строительства стоянок.К началу XXI века в Детройте, бывшей автомобильной столице США, белое население составляет около 10 % и концентрированно проживает в южной части города и в пригородах.Детройт был признан самым неблагополучным городом США. Помимо высокой преступности, здесь плохая экология, а по уровню безработицы там этот город занимает второе место в США — 10 %. Как сообщает «Forbes», с 1950 года населения сократилось на треть, до 950 тысяч человек. По прогнозам, как минимум до 2030 года оно продолжит убывать.
а что с людьми будет? впрочем им и сейчас несладко, например, Березники медленно осыпаются под землю, а ведь там пол-города на руднике работает, наверное.
НУ а что ж, не вписались - сами виноваты.
Видимо они исходят из принципа - "нет города - нет проблемы".