Нацпроекты исполняются без целей, а жилищный – еще и без отчетности
7 мая исполнилось два года «майскому указу» Президента РФ, которым, в частности, были введены национальные проекты по развитию различных отраслей экономики и социальной сферы. Как же, по данным Счетной палаты России, реализуются важнейшие нацпроекты, в том числе «Жилье и городская среда»?
Счетная палата регулярно публикует мониторинг исполнения нацпроектов, а до 15 апреля все ответственные за их реализацию министерства должны были подать исчерпывающие сведения о выполнении поставленных задач в 2019 году. Должны, но не сделали, поскольку по ряду нацпроектов данные так и не обновлены. В том числе отсутствует информация о выполнении нацпроекта «Жилье и городская среда».
В целом расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за первый квартал текущего года составляют 357,434 млрд руб. или 15,69%.
Причем по трем нацпроектам исполнение расходов на 1 апреля превысило 20%. Лидером, как и по итогам первых двух месяцев, остается нацпроект «Здравоохранение» – 40,52%. Следом идут «Жилье и городская среда» - 32,73% и «Культура» - 20,81%.
Самый низкий показатель продемонстрировал проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 1,74% от установленных на год объемов.
При этом если ранее бюджетные ассигнования, установленные на все нацпроекты на весь год, фиксировались в объеме 1,998 трлн руб., то по итогам марта они определены в объеме 2,23 трлн руб. Это связано с тем, что в марте остатки денежных средств, выделенных на нацпроекты в 2019 г., были переведены и внесены в бюджетную роспись на 2020 г.
Напомним, бюджет национального проекта «Жилье и городская среда» на весь срок реализации – 1066,2 млрд руб. Что касается мониторинга достижения национальных целей, то по этому нацпроекту он отсутствует. По данным Минстроя, в 2018 г. свои жилищные условия улучшили 3,5 млн человек – и это последние официальные данные. При том, что отчетная дата обновления показателя за предыдущий год была 15 апреля.
Исполняй, не исполняя!
Еще в конце декабря прошлого года Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что национальные проекты в их нынешнем виде не приведут к прорывному развитию экономики и качественному преобразованию в сферах, которые они регулируют. И здесь есть пять ключевых проблем.
Во-первых, нет плана достижения наццелей. Во-вторых, существующая модель экономики не позволяет разогнать темпы увеличения ВВП, поэтому необходимо сформировать новую. В-третьих, запланированных в нацпроектах средств недостаточно для развития секторов – потенциальных драйверов экономики, таких как наука, образование и здравоохранение.
Четвертое – в нацпроекты включены показатели и индикаторы, не связанные с запланированными результатами их реализации. Так, по проекту «Жилье» видно, что 100% задач решены, а цели достигнуты только на 60%. Это может говорить, в том числе о недостаточности или неэффективности мер.
И последнее – ключевые показатели нацпроектов не учитывают специфику регионов, что создает риски невыполнения возложенных на субъекты задач. В частности, по данным мониторинга Счетной палаты, в декабре 15% регионов считали значения показателей по увеличению объемов жилищного строительства недостижимыми, 38% отмечали риск их недостижения. И вряд ли эти цифры изменились к настоящему времени. А 4 субъекта, самые смелые, не подписали соглашения по строительству жилья. Кроме того, на 1 декабря 64 региона не подтвердили установленные Минстроем показатели по вводу жилья.
Другая проблема на уровне регионов – растущие финансовые обязательства. Они получают дотации на основные мероприятия нацпроектов, а вспомогательные должны оплачивать сами. Это, например, строительство инфраструктуры по проекту «Жилье», а также последующее содержание всех объектов. При этом есть постановление Правительства, в котором утвержден предельный размер софинансирования для субъектов – больше 90%. Но сейчас фактическое софинансирование регионов – 50%. В результате субъектам приходится существенно стягивать ресурсы с других направлений, чтобы выходить на эти показатели.
А, по мнению заместителя Председателя Счетной палаты РФ Галины Изотовой, основная проблема при реализации нацпроектов – неэффективная система управления. Она слишком громоздкая, с дублированием функций. Плюс в паспортах нацпроектов и отчетах о ходе их реализации отсутствует полная и достоверная информация о рисках. А освоение средств на их реализацию происходит недостаточными темпами.
Ровно год назад, в мае 2019 г., Счетная палата также видела серьезные проблемы в реализации нацпроектов. Причем даже эффективная реализация всех запланированных мероприятий в рамках утвержденных паспортов содержит серьезные риски недостижения поставленных наццелей. А на их достижение прямое влияние оказывают не более четверти мероприятий нацпроектов. Остальные носят лишь организационный и обеспечивающий характер.
Пока мало что изменилось…
подготовка к чисткам идёт полным ходом
Вообще-то многие из перечисленных вещей тянут на серьезные сроки. Вы можете представить себе, чтобы в нормально функционирующем государстве такое заявление обошлось без последствий? Чтоб никого не наказали, и не отдали под суд?
Секретарь Совбеза Патрушев рассказал о многочисленных нарушениях, которые он обнаружил, разбираясь с нацпроектами. Здесь и завышение стоимости, и оплата невыполненных работ, и фальсификация отчётности, и так далее, и тому подобное. Короче, «хищения» и «коррупция».
Проблема не в том, что у нацпроектов нет контролируемого конечного результата, а в том, что конечный результат чиновники воспринимают в виде кассового исполнения проекта и именно за неисполнения "кассы" их наказывают ругают чиновники повыше.
Как это не назови, факт остается фактом – нацпроекты морально устарели и порядочно исчерпали терпение
Таким образом, нацпроекты в очередной раз оказались хорошей почвой для коррупционных схем, а не для социально-экономического развития.