Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Муниципалитеты недосчитались 6,7 миллиарда рублей

Рубрики:
19.09.2017

Состоялось заседание президиума Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, на котором была изложена реальная ситуация, сложившаяся в регионе. В то время как губернатор рапортует о росте экономики, зарплат, бюджета Иркутской области, муниципалитетам не хватает 6,7 миллиарда рублей, чтобы закончить год без катастрофы. Под угрозой выплата зарплат, расчеты за электроэнергию, коммунальные услуги и другие расходы.
Ассоциация муниципальных образований Иркутской области провела собственный анализ финансового состояния области.

Руководитель бюджетной секции АМО Петр Темников заявил, что в муниципалитетах первого уровня (поселениях) Иркутской области разрыв между доходами и расходами составляет 1,7 миллиарда рублей, второго уровня (городах и муниципальных районах) – 5 миллиардов рублей.

Картина такая: поселения Жигаловского района до конца года смогут собрать доходов на 18,8 миллиона рублей, а только зарплата с начислениями составляет 19,9 миллиона. Усть-Удинский район: доходы 30,7 миллиона, зарплата – 38 миллионов. Осинский район – 42,8 миллиона и 49 миллионов соответственно.

Данные для анализа предоставили 39 городов и районов, а также поселения 26 муниципальных районов Иркутской области. То есть почти все, за малым исключением. Не стали раскрывать карты Саянск (возможно, из-за того, что мэр Олег Боровский недавно громко вышел из ассоциации), Баяндаевский и Нукутский районы. Если о Саянске можно практически не волноваться, всё же в городе есть крупный налогоплательщик – Саянскхимпласт, то о сельхозрайонах стоит: ситуация там сложная, но насколько – пока покрыто завесой тайны.

Из всего огромного перечня муниципалитетов Иркутской области об отсутствии проблем сообщили только два: Усть-Кутский район (там доходы равны расходам, за что спасибо крупнейшему налогоплательщику Иркутской области – ИНК) и Бодайбинский (мэр Евгений Юмашев вообще заявил о профиците бюджета). У остальных – катастрофа разной степени тяжести.

Усольский район. Фото пресс-службы правительства Иркутской области

Усольский район. Фото пресс-службы правительства Иркутской области

Дело в том, что в этом году на муниципальные бюджеты легли дополнительные затраты: проведение выборов в органы местного самоуправления; повышение зарплаты работникам дополнительного образования и культуры (как выразился Темников, «мэры теперь завидуют директорам домов культуры») – это требование Указа президента; увеличение тарифов на коммунальное хозяйство; увеличение объема софинансирования по областным программам; рост расходов на социальные объекты, сданные под конец 2016 года. «Эти пять причин дали 1,7 миллиарда рублей дополнительных расходов, — говорит Темников. — Следует отметить и рост доходов, но он, к сожалению, не такой значительный».

В сухом остатке – рост закредитованности, муниципального долга. И параллельно с этим – все большая зависимость местного самоуправления от региональной власти. Возложенные полномочия и средства на их исполнение между собой никак не бьются. Губернатор отчитывается о вводе новых объектов, а муниципалитетам потом негде взять деньги на содержание этих объектов, коммунальные платежи, выплату зарплаты сотрудникам.

Раз бюджет Иркутской области такой хороший, и с каждым днем все лучше и лучше, не пора бы поделиться с муниципалитетами? Все же люди живут не в абстрактной Иркутской области, а в конкретном Братске, Кутулике или Михайловке. Поэтому мэры предложили еще раз пересмотреть межбюджетные отношения, как это было в прошлом году, когда область отдала городам и районам 30% «упрощенки» (УСН). Правда, прежде чем пойти на такой аттракцион беспрецедентной щедрости, инициативных мэров силами пресс-службы областного правительства выставили полными врагами человечества: в СМИ пошли релизы и тексты «разоблачительного» свойства, в которых инициатива мэров подавалась как попытка отнять у самых слабых и отдать самым сильным. Но в итоге губернатор просто внес от себя такую же законодательную инициативу, и конфликт был исчерпан.

Теперь со стороны местного самоуправления звучат предложения в развитие прошлогодней темы: делить УСН с областью поровну и дать муниципалитетам еще немного подоходного налога (НДФЛ). В этом есть некая высшая финансовая справедливость, ведь люди платят налог со своих доходов и хотят, чтобы на эти деньги благоустраивалось то место, где непосредственно они живут – в городе, селе или поселке, а не сваливались все доходы в одну кучу и оттуда делились по непонятному принципу продвинутыми чиновниками областного правительства.

Фото пресс-службы правительства Иркутской области

Фото пресс-службы правительства Иркутской области

Мэры заявили, что не возражают, если губернатор вновь воспользуется их инициативами. В Законодательном собрании готовы работать с любыми предложениями, если они будут устанавливать баланс интересов между областью и муниципалитетами.

— Наверное, не возникло бы столько вопросов по финансам, если бы мы постоянно с экранов телевизоров не слышали, что бюджет Иркутской области резко растет, что он бездефицитный. На этом фоне бюджеты муниципальных образований остро дефицитные, многие расходы не закрыты, многие пожелания не выполнены, — отмечает Наталья Дикусарова, председатель бюджетного комитета Заксобрания.

Наталья Дикусарова. Фото пресс-службы ЗС

Наталья Дикусарова. Фото пресс-службы ЗС

Депутаты уже начали готовиться к рассмотрению бюджета области на 2017 год: каждый парламентарий в своем округе собирает информацию о потребностях в финансировании. Ряд предложений «медбюджетного» свойства уже оформляется в виде законопроектов. Например, депутаты Заксобрания хотят предложить продлить мораторий на взимание налога на имущество для бюджетных учреждений – детских садиков, ФОКов, учреждений культуры. Еще одна инициатива – ввести льготу по налогу на имущество для спортивных объектов.

— Мы строим достаточно качественные, дорогостоящие спортивные сооружения, а потом муниципалитеты должны принять решение – то ли зарабатывать на этих объектах, чтобы иметь средства, в том числе, на уплату налогов, то ли привлекать детишек и с ними заниматься, — говорит Наталья Дикусарова.

Бассейн "Солнечный". Фото Ильи Татарникова

Бассейн "Солнечный". Фото Ильи Татарникова

Будет ли адекватный ответ на эти предложения, или же опять принятие решения пойдет трудным, тернистым путем скандалов и «разоблачений»? Сказать сложно, но председатель Заксобрания Сергей Брилка уже сейчас готов к любому развитию событий:

— Меня держат в напряжении эти цифры – 5 и 1,7 миллиарда рублей. В октябре нам нужно садиться всем вместе – с правительством, с мэрами, и внимательно смотреть, что мы можем сделать для сбалансированности местных бюджетов. Кроме того, предстоит долгий процесс принятия бюджета на 2018 год. Меня сегодня беспокоит третий контрагент: помимо Законодательного собрания и минфина в вопросе формирования бюджета принимает участие председатель правительства. И если с минфином у нас есть понимание, то, скажите пожалуйста, Руслан Николаевич (Болотов – новый председатель правительства Иркутской области, - прим. ред.) погружается в процесс?

Представители минфина оптимистично заявляют: «Мы его погружаем»! Теперь осталось дождаться, что скажет новый председатель правительства после этого погружения. Не захочет ли, как прежний, сигануть с этого корабля на какой-нибудь бал?

http://www.irk.ru/

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика