Минфин России разработал новый механизм госгарантий для поддержки частных инвестиций в инфраструктуру
Минфин России разработал новый специальный механизм государственной гарантийной поддержки частных инвестиций в объекты базовой инфраструктуры. Его цель — ускорение экономического развития, а также развитие отечественных инфраструктурных проектов, поясняется в сообщении на сайте ведомства.
Госгарантии выдадут по кредитам и облигационным займам российских компаний, работающих в отраслях транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. Объем таких гарантий составит до 50% от непогашенного остатка основного долга. Минимальная сумма госгарантии — 5 млрд рублей, срок обеспечиваемого ею кредита (облигационного займа) — от трех до 30 лет. Важно, чтобы целью заимствования была реализация инфраструктурного проекта, подчеркивают в Минфине.
При этом компании за счет собственных средств, без использования каких-либо видов федеральной или региональной финансовой господдержки, должны профинансировать не менее 20% полной стоимости инфраструктурного проекта. Таким образом достигается разделение рисков между государством и бизнесом, поясняют разработчики механизма.
Разработка проекта постановления предусмотрена федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и ведомственным проектом «Гарантийная поддержка развития инфраструктуры», являющимся частью госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», указывают в Минфине. Разработанный министерством проект соответствующего постановления правительства размещен на regulation.gov.ru.
Сейчас в большинстве национальных проектов расходы идут через классический госзаказ.
Потребуются концептуальный пересмотр всей системы бюджетного планирования и переориентирование части национальных проектов на привлечение частных инвестиций на возвратной основе, т. е. изменение правил игры с учетом нынешних реалий.
В ответ на мировой кризис 2008 г. Китай выделил $586 млрд (или 12% ВВП) на развитие транспортной инфраструктуры и проекты в ЖКХ, экологии и энергетике. Это позволило уже в 2009 г. вернуться к росту ВВП почти в 9%.
Зарубежный опыт показывает, что есть более эффективные методы, чем сокращение расходов на инфраструктуру. Крупные страны и в прошлом, и сейчас в борьбе с кризисом делают ставку именно на ускоренное развитие общественной инфраструктуры – как за счет бюджета, так и за счет частных инвестиций.
Хорошая идея. Нужно переориентироваться на привлечение частных инвестиций.
Жилищное строительство в обязательном порядке должно быть обеспечено инфраструктурой и социальными объектами.
Если речь идет о бесплатной дороге, затраты и прибыль инвестора компенсируются только из бюджета. Если же проезд по объекту платный, инвестиции возвращаются из средств, собранных за проезд по автомобильной дороге.
В рамках механизма ГЧП частный партнер (инвестор) за свой счет создает или реконструирует объект и передает права собственности на него государству, а взамен получает компенсацию расходов и установленную в соглашении прибыль.
Полностью профинансировать инфраструктурное развитие только за счет государства практически невозможно. Поэтому власти активно привлекают бизнес к решению этой задачи, в том числе в рамках национальных проектов.
Расходы России на инфраструктуру в период до 2030 года могут превысить 90 трлн руб
Ага, строим дорогу за счет госбюджета, а потом эффективный частный бизнес взымает с нас еще и частные налоги за проезд по этой дороге (построенной за наши же деньги)