НОСТРОЙ против реформы СРО, но деликатно, а проектировщики Москвы и Урала – категорически
Напомним, что поправки к законопроекту № 938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования» были ранее размещены в виде самостоятельного проекта федерального закона на портале regulation.gov.ru для публичного обсуждения. Однако теперь 150 страниц поправок решено присоединить к законопроекту, уже прошедшему первое чтение. Тем самым отсекается возможность обсуждения документа на допарламентской стадии.
Как сообщает официальный сайт НОСТРОЙ, подписанию заключения Экспертного Совета предшествовала длительная аналитическая работа, в ходе которой эксперты рассмотрели поступившие от саморегулируемых организаций замечания и предложения к представленному проекту федерального закона. Предварительное обсуждение таблицы поправок состоялось в Аппарате НОСТРОЙ 23 мая 2016 года, а окончательное обсуждение – в Минстрое России 24 мая 2016 года с привлечением широкого круга представителей профессионального сообщества. На заседании 26 мая 2016 года Экспертный Совет НОСТРОЙ во исполнение поручения Совета НОСТРОЙ утвердил заключение, подготовленное с учетом таблицы поправок.
Нужно сказать, что экспертное заключение НОСТРОя в достаточно деликатной форме выражает то, что в последний месяц говорится с различных трибун и со страниц газет – предлагаемые поправки разрушают сложившуюся за 8 лет систему саморегулирования, грозят хаосом, банкротством строительных компаний и переделом строительного рынка.
Так, завершающие абзацы заключения НОСТРОя звучат следующим образом: «… Экспертный совет считает возможным рассмотрение Государственной Думой проекта поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту №938845-6….. при условии его доработки, устранения имеющихся коллизий, в том числе, с учетом изложенных замечаний и предложений».
«Подписанное Президентом НОСТРОЙ экспертное заключение и прилагаемая к нему таблица поправок направлены в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству. Таким образом, официальная позиция НОСТРОЙ по важнейшему для отрасли законопроекту направлена в государственные органы Российской Федерации для учета мнения профессионального сообщества при рассмотрении законопроекта. Напомним, проект федерального закона № 938845-6 принят Государственной Думой в первом чтении в 2015 году. Поправки Правительства Российской Федерации в настоящий момент в Государственную Думу еще не внесены» - говорится на официальном сайте НОСТРОя. Экспертное заключение и прилагаемую к нему таблицу поправок можно найти по ссылке: http://www.nostroy.ru/nostroy/ekspertniy_sovet/ekspertnye_zaclucheniya/2016_1/ez_na_pfz_938845-6.pdf
Куда более резки в своих оценках разработанного Минстроем России и вносимого от имени Правительства законопроекта представители СРО, входящих в Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). В распоряжении Агентства новостей «Строительный бизнес» оказался ряд писем от руководителей СРО, которые требуют остановить данный законопроект и отклонить его в полном объеме.
Так, координатор НОПРИЗ по Москве Виктор Новоселов направил руководству НОПРИЗ заключение Экспертного совета при координаторе по Москве, в котором, в частности, говорится: «…Проект в целом противоречит Конституции Российской Федерации, единым принципам саморегулирования… и нарушает Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 30.12.3015. На основании изложенного считаем, что проект федерального закона должен быть отклонен в полном объеме».
К экспертному заключению прилагается таблица с анализом проекта, из которой видно, что данный документ имеет чрезвычайно высокую степень регулирующего воздействия и кардинально изменяет действующее законодательство.
Замечания к законопроекту от СРО Союз «Проектные организации Урала» начинаются с констатации факта, что закон подлежит отклонению в полном объеме, поскольку сосредоточен на финансовых аспектах и не направлен на обеспечение качества и безопасности объектов капитального строительства. Кроме того, законопроект нарушает весь процесс создания строительной продукции, резко усиливает роль генерального подрядчика в ущерб остальным субъектам строительного рынка.
«Вносимые изменения в нормативно-правовые акты без поддержки профессионального мнения строительного сообщества, его здравых оценок, комплексного внесения предложений по совершенствованию системы управления в строительном комплексе приведут к снижению доверия строителей к реформаторам и чиновникам, действия которых спонтанны и часто лишены здравого смысла» - говорится в заключении уральцев. При этом указывается, что законопроект не прошел антикоррупционную экспертизу, не просчитаны экономические, финансовые и организационные последствия и для участников строительного рынка, и для граждан России. Эти изменения наверняка нанесут огромный ущерб экономике страны.
Таким образом, подготовленный Минстроем законопроект реформы СРО не нашел поддержки нигде, кроме Минэкономразвития, которое давно хочет загнать строителей под общую крышу саморегулирования без учета особенностей работы строительного комплекса.
Служба информации АНСБ
Мень и Минстрой за два года не смог даже приступить к созданию службы Единого техзаказчика…зато по новой отжать денег с оставшихся участников строительного рынка он хочет!
Прохожий. Идеология законопроекта во многом верная — и саморегулирование пришло бы к этому за пять-семь, ну может быть десять лет — но сейчас он написан в полном отрыве от реальной ситуации или учитывает только отдельные выхваченные из общей картины моменты…
Саморегулирование могло прийти (и пришло бы) к принципам регионализации и специализации по специфическим видам строительства самостоятельно и эволюционным путем сразу после того, как Заказчиков наконец заставили бы работать, а не воровать… Сейчас все перевернуто с ног на голову — какие-то непонятные люди с трибун во всем винят «недобросовестных предпринимателей», но ведь в действительности условия работы на рынке диктует Заказчик и Принципы ценообразования, поэтому сначала надо разобраться с недобросовестностью Заказчика и системой сметного нормирования, а уже потом что-то спрашивать с СРО и участников рынка…
Почитал законопроект. …не верится, что это реально происходит. И ведь с большой долей вероятности его так и примут…чудеса…
Правдорубы с калькулятором в руках отправляются считать, сколько строительных СРО, в случае принятия поправок в данной редакции, заявят о своей ликвидации к 1 июля 2017 года.
Есть в законопроекте еще один интересный посыл - по формированию единого реестра специалистов в сфере проектирования, инженерных изысканий и строительства (с предоставлением пакета документов по каждому специалисту, который должен включать справки об отсутствии судимости и случаев привлечения к административной ответственности, а также данные о регистрации специалиста по месту проживания/пребывания…). Любопытно, что Минстрой фактически предлагает вернуть для специалистов крепостное право, т.к. войти в реестр специалистов сможет только лицо, постоянно проживающее на территории РФ.
— По поводу Госсовета могу сказать, что поскольку его готовил Минстрой, его главной задачей было оптимальным образом обойти все острые вопросы, а весь имеющийся «мусор» замести под ковер и сделать вид, что его нет.
+100