Кто и почему потерял и теряет время по формированию Национального реестра специалистов?
Состоявшееся 7 апреля V Всероссийское совещание по развитию жилищного строительства в основном было посвящено проблемам «долёвки». По крайней мере, на это явно указывали объявленные после пленарного заседания круглые столы и практические семинары. Впрочем, была одна тема и чисто саморегуляторская: полтора часа в программе было заложено на обсуждение формирования Национальных реестров специалистов в строительной отрасли. Учитывая, сколько на этот счёт говорится в последнее время, повышенное внимание к этому событию было предсказуемым.
Неудивительно, что «держать ответ» были призваны лучшие силы. В том числе, директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, руководитель Аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин, член Советов НОСТРОЙ и НОПРИЗ Антон Мороз, вице-президент НОПРИЗ, председатель комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ Азарий Лапидус, координатор НОСТРОЙ по Москве Александр Ишин, директор департамента профессионального образования НОСТРОЙ Надежда Прокопьева и директор департамента по законодательному и правовому обеспечению НОПРИЗ Юлия Васильева. Модератором круглого стола выступила светоч саморегулируемой журналистики, главный редактор сайта АНСБ Лариса Поршнева.
Такой представительный состав спикеров, конечно, дал много толковых пояснений относительно того, «как и с чем едят» этот Национальный реестр специалистов. Докладчики уже делают это не впервой – тематика НРС постоянно поднималась по ходу проведения Окружных конференций Нацобъединений и специально организованных семинаров. Поэтому к содержанию выступлений особых претензий нет. Всё ясно и понятно. Другое дело, что вся кутерьма последних недель, связанных с НРС, да и этот конкретный круглый стол наводит на определённые размышления.
Во-первых. Возникает вопрос: что мешает НОСТРОЙ пойти по пути НОПРИЗ?
Ни для кого не секрет, что в дружественном негласном соревновании двух Нацобъединений НОПРИЗ находится на полшага впереди. Регламент по формированию НРС был утверждён 14 февраля, создано специальное структурное подразделение, и работа по реестру уже идёт в тестовом режиме. Кроме того, в НОПРИЗ решили не делить СРО на «первый» и «второй» сорт, и поэтому все саморегулируемые организации могут получить статус оператора НРС, написав соответствующее заявление.
Однако, самое главное, на что не преминули обратить внимание Антон Мороз и другие участники круглого стола, – это демократичность подхода НОПРИЗ к соискателям на статус специалиста. В отличие от НОСТРОЙ там отказались от требования нотариального заверения ряда документов, посчитав, что для этого вполне достаточно при необходимости заверить их в самой организации. Это значительно облегчает сбор документов.
Почему же в НОСТРОЙ не последовали примеру коллег из НОПРИЗ? Зачем надо было «изобретать велосипед», причём усложняя процесс? Надежда Прокопьева объяснила, что в НОСТРОЙ, мол, руководствуются принципом «полноты и достоверности» и требуют, чтобы документы были подлинными. Простите, а разве в НОПРИЗ какие-то другие принципы? Разве они не заинтересованы в достоверности?
Понятно, что у НОПРИЗ меньшее количество СРО и меньшее количество специалистов. Но тут вопрос именно в подходе, а не в численности. Получается, что искусственно вводя дополнительные административные барьеры, НОСТРОЙ просто не доверяет своим членам?
Второй момент. Становится всё более очевидно, что запустить НРС с 1 июля в полном объёме не получится
Конечно, делать официальные заявления по этому поводу никто не спешит, но на это уже откровенно намекают. Например, тот же Антон Мороз, напомнив о неизбежности 1 июля, выразил опасения, что включить в реестр от 120 до 200 тысяч специалистов до обозначенного срока «будет очень сложно сделать». Азарий Лапидус добавил до кучи нопризовских кадров и получил общую цифру специалистов в 330 тысяч. Он также не уверен в том, что удастся сформировать реестр до 1 июля. По его мнению, «это физически сложно».
Оптимистом на этом фоне выступил Александр Ишин, который заявил, «Москва с поставленной задачей справится», даже несмотря на то, что в столице на данный момент сосредоточено больше всего СРО и строительных компаний. По прогнозу Александра Васильевича, в связи с регионализацией их количество сократится примерно с 50 тысяч до 20 тысяч, и потому всё будет хорошо.
Между тем, большинство присутствующих представителей регионов продолжал волновать вопрос: что будет, если организации не успеют до 1 июля 2017 года подать документы о своих специалистах для внесения сведений в НРС? На самом деле ответа на этот вопрос никто не знает! Или, по крайней мере, не может дать.
Есть разные точки зрения. Одна из них такая, с 1 июля закон как бы вступает в силу, но у СРО остаётся определённый люфт до момента проведения контрольных процедур Ростехнадзором. Другая – прямо противоположная: реестр должен быть готов к 1 июля и точка. Естественно, Минстрою приходится «делать хорошую мину при плохой игре» и призывать всех «постараться исполнить закон в установленный срок».
Третье. Почему формирование НРС началось так поздно?
Как отметил, подводя итоги круглого стола, Виктор Прядеин, не на все вопросы по НРС можно ответить сегодня, поскольку проект масштабный и совершенно новый, подобный никто ранее не реализовывал. «Мы с вами только в начале пути. По многим вопросам ответы могут быть выработаны только в ходе дискуссии, совместного обсуждения, после какой-то практики, которую мы все вместе наработаем», – заявил Виктор Васильевич.
При всем уважении к господину Прядеину, хочется спросить, о каком «начале пути» может идти речь 7 апреля 2017 года, менее, чем за три месяца до «часа икс», когда общеизвестно, что Национальный реестр специалистов – это новелла, которая была введена Федеральным законом № 372-ФЗ от 3 июля 2016 года. Может быть, это дилетантское видение, но почему бы, зная, какой огромный объём работы по формированию НРС предстоит, не начать это делать летом – осенью прошлого года?! Тогда и надо было проводить все эти замечательные семинары и круглые столы!
А на сегодняшний день даже приказа Минстроя о порядке ведения НРС нет, только его проект. Да, он скоро должен быть зарегистрирован в Минюсте, но всё-таки почему так долго? Такими темпами как успеть к 1 июля? Никак!
НРС: Технический надзор в строительстве (НОСТРОЙ) и Авторский надзор за реализацией проекта (НОПРИЗ), согласно Главы №10 ССР (сводный сметный расчет), имеют разные формы по предмету и содержанию проверок - Членов СРО.
А почему до сих пор в НОСТРОЙ исполнительная дирекция, а в НОПРИЗ Аппарат? Они по разным законам работают?
Опять же отсутствие ответственности. НОСТРОЙ перед Минстроем, Минстроя перед Председателем Правительства и Президентом. В конечном счёте, виноваты во всём окажутся сами СРО, у которых контролёров хватает.
Строитель. Что же касается 1 июля: хотят отвечать или не хотят на вопрос "что будет если организации не успеют подать документы о своих специалистах для внесения сведений в НРС?" Могут/не могут. Но ответить придётся. Причём уже очень скоро...
главное всем ещё раз стало понятно, что вместо того, чтобы облегчать жизнь "бедным и несчастным" строителям, НОСТРОЙ строит новые барьеры... мда...