Контроль договорных обязательств членов СРО: будет ли толк от задумок НОСТРОЙ? Валерий Карпов объясняет...
С 1 июля 2017 года саморегулируемые организации обязаны заниматься контролем договорных обязательств своих членов. С этой целью в НОСТРОЙ создали специальный программный продукт – систему, которая позволяет из открытых источников собрать и обобщить данные о договорных обязательствах всех компаний – членов СРО. Нововведению порядка двух месяцев, и уже около 50% СРО удалось ознакомиться с системой.
Добровольный эксперт из Москвы наблюдает за первой реакцией представителей СРО и рассуждает о том, станет ли предлагаемый контроль эффективным.
***
Надо признать, что уже начальный этап внедрения ностроевского детища дал определённые осязаемые результаты. Например, были выявлены миллиардные госконтракты, заключённые без проведения конкурсных процедур у двух компаний с Сахалина, созданных за 1 – 2 месяца до заключения контракта, со штатной численностью 2 человека, уставным капиталом 10 тысяч рублей, и где генеральный директор, и учредитель – одно и то же лицо. Очевидно, что подобные контракты несут для СРО большие риски. Конечно, представители таких компаний могут говорить, что они выступают как генподрядчики, а на объекте работают субподрядчики, но как быть с требованием закона о том, что компания, заключившая госконтракт, не менее 25% работ выполняет сама?
Кроме того, анализ налоговых отчислений позволяет вычислить зарплату этих «сотрудников»: 13 – 14 тысяч рублей на человека. Понятно, что за такие «белые» зарплаты никто работать не будет, значит, есть другие схемы.
И понятно также, что такие компании несут очень большие риски для СРО – это, скорее всего, компания-пустышка, созданная для того, чтобы получить контракт. А как она будет его выполнять? Соответственно, этот риск падает и на всех остальных членов СРО, которые в случае выплат из компфонда должны будут его восстанавливать.
В этой связи позиция НОСТРОЙ – однозначная: контроль своих членов за соблюдением требований законодательства, внутренних документов СРО и оценка рисков по заключённым контрактам – это обязанность СРО. «Собственно, для этого и был создан институт саморегулирования в строительстве, – подчёркивает один из инициаторов создания программы контроля, заместитель исполнительного директора – директор департамента информационных технологий и анализа данных НОСТРОЙ Валерий Карпов. – Мы только предоставляем инструмент, чтобы у всех СРО была единая база данных, полученная из различных источников, и эту задачу (по сбору такой базы) каждая СРО может уже не решать своими силами».
Дальше, по задумке Нацобъединения, с этой базой СРО должны работать самостоятельно. Именно работать, а не наблюдать и критиковать: «А почему НОСТРОЙ внёс туда такие данные?». Система создана для взаимодействия с экспертом СРО, который каждый контракт должен открыть, проверить, провести анализ рисков и сделать своё заключение – относится он к обязательствам по ОДО или нет. И надо ли принимать СРО в отношении этого члена и этого контракта какие-либо меры. Система помнит и фиксирует всю историю этих взаимоотношений. Поэтому у руководства СРО появляются, в том числе инструменты внутреннего контроля за действиями и решениями своих экспертов, которые они принимали в отношении тех или иных контрактов в прошлом.
«По сути дела, наша программа это тот же агрегатор, но основанный на других данных, – объясняет господин Карпов. – Сейчас многие подобные сервисы предоставляют СРО информацию о заключённых их членами контрактах, но не предоставляют сведения о дальнейшем ходе исполнения обязательств – они останавливаются на появлении контракта на торговой площадке или на публикации протокола результатов торгов. А СРО как раз интересует жизнь контракта с момента заключения до момента завершения исполнения: с кем в итоге этот контракт заключён, какие акты выполненных работ подписаны и прочие документы по исполнению или расторжению контракта».
Второй момент – заказчики очень часто не размещают сведения о контрактах, особенно заключённых в рамках закона 223-ФЗ. У них есть обязанность провести конкурсную процедуру, выявить победителя и разместить сведения о заключённом контракте, но они это не делают. Программа НОСТРОЙ уведомляет СРО о том, что такой контракт заключён, а СРО, имея эту информацию, может запросить у своего члена сведения об участии в тендере и понять, как этот контракт вписывается в заявленный уровень ответственности.
«И ещё одно наше очень сильное отличие от других агрегаторов – система может находить те контракты, где заказчик не указывает поставщика. Иногда эту информацию можно получить, скачав протокол торгов, но по 223-ФЗ заказчики имеют право не размещать информацию о поставщике. Наша система находит такие контракты. Мы в сентябре делали сверку с крупнейшими агрегаторами – и на тот момент у нас было на 26 тысяч строительных контрактов больше, чем у них. То есть через нашу систему СРО видят гораздо больше контрактов своих членов», – отмечает Валерий Александрович. При этом в НОСТРОЙ не собираются останавливаться на достигнутом, а будут совершенствовать эту программу, потому что именно в ходе массового использования, сбора замечаний пользователей такие продукты улучшаются и модернизируются.
Есть намерение отфильтровать договоры, которые заключены без конкурсных процедур, то есть у одного поставщика. Конечно, если договор заключается в рамках 223-ФЗ, эти обязательства не попадают под компфонд ОДО. Но для сведения СРО они могут быть интересны, поскольку стоит помнить о новой функции СРО – общественный контроль в сфере закупок. Для строительных генподрядных организаций любой контракт очень важен с точки зрения совокупности всех обязательств. И если компания не исполняет контракт, который не попадает под ОДО, а он очень большой, то это может поставить под угрозу исполнение и других контрактов уже из зоны ответственности СРО. Так что эксперт СРО должен контролировать обязательства члена по всей совокупности договоров.
«Конечно, ни одна программа в том беспорядке, который творится на сайте госзакупок, автоматически не разберётся. Поэтому у всех должно быть понимание, что эта программа не сделает за СРО всю работу, она лишь помогает экспертам СРО успешно и активно работать», – напоминает директор департамента информационных технологий и анализа данных НОСТРОЙ.
В общем и целом, новая разработка НОСТРОЙ в отношении контроля договорных обязательств членов СРО вызывает у саморегуляторов в основном положительные эмоции. Конечно, забавно видеть ситуацию, что СРО за пользование коммерческими агрегаторами платят деньги, а когда Нацобъединение что-то предлагает им бесплатно, они настораживаются и ищут подвох.
Существует и инертность, потому что новую систему нужно изучать, это другой вид подачи информации. С другой стороны, прошёл всего месяц со дня запуска данной системы, идёт этап узнавания и привыкания, эксперты общаются между собой, так что со временем в ней будет работать большинство СРО. По крайней мере, так надеются в НОСТРОЙ.
эта пра крепасть?
Хватит может уже? я написала именно то-что и написала, и ни слова больше. Все остальное - это уже ваши личные инсуциации
А я понять не могу - это вообще кто? Создается впечатление что этот Александр не Иркутский ... а блин, Питерский.
Стас ты пустой как барабан.
Создается уникальный продукт для саморегулируемых организаций. Но, кроме как впустую поливать грязью всё и всех, ничего более не происходит. Жаль.
Ольга. Это вы про дырамост или про дырстрой?
Интересно было бы почитать живые отзывы. То, что обещает НОСТРОЙ всем известно.
Некоторых больше заботит количество членов, а не их качество.
"были выявлены миллиардные госконтракты, заключённые без проведения конкурсных процедур у двух компаний с Сахалина, созданных за 1 – 2 месяца до заключения контракта, со штатной численностью 2 человека, уставным капиталом 10 тысяч рублей, и где генеральный директор, и учредитель – одно и то же лицо"
и Мозолевский об этом не знал? такого быть не может - у него и муха в СРО не проскочит