Каждый участник инженерной и строительной отрасли может предпринять позитивные шаги по снижению коррупции
Продолжение статьи зарубежных экспертов – Маартена де Йонга из Нидерландов, Нила Стэнсбери из Великобритании и Уильяма П. Генри из Соединённых Штатов Америки.
1. Текущие действия
Многие представители инженерной и строительной индустрии решили действовать. Большой шаг предстоит предпринять в том, чтобы стало возможным повышение открытости и прозрачности всех процессов принятия решений от закупок до выполнения работ всеми сторонами, участвующими в проекте (собственник; инженеры, как ведущие, так и субподрядчики; строители, как основные, так и субподрядчики; материалы и оборудование), поставщики; спонсоры; кредиторы и регулирующие органы).
Ключевыми участниками инженерной и строительной отрасли, имеющими текущие программы действий, являются правительства (которые могут быть собственниками или регулирующими органами), инженеры, строители, кредиторы, оценщики и профессиональные организации.
Правительства
Правительства всего мира ужесточают своё законодательство по борьбе с коррупцией. Примеры включают Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции; Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о борьбе со взяточничеством; Межамериканскую конвенцию против коррупции; две конвенции Совета Европы о коррупции; две конвенции Европейского союза; Конвенцию Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней; и План действий Азиатского банка развития (АБР) ОЭСР по борьбе с коррупцией для Азиатско-Тихоокеанского региона.
Наиболее важной конвенцией, как по своему масштабу, так и по географическому охвату, является Конвенция Организации Объединённых Наций, которую подписали 140 стран. Она вступила в силу в декабре 2005 года и требует осуществить:
- разработку, внедрение или поддержание эффективных, скоординированных антикоррупционных политик;
- создание прозрачных, конкурентоспособных и объективных систем закупок и процедур государственного финансирования;
- криминализацию взяточничества, торговли влиянием, хищений, злоупотреблений властью, незаконного обогащения, отмывания денег и ложной отчётности (применимо как к государственному, так и к частному сектору);
- создание независимых и обладающих достаточными ресурсами организаций для борьбы с коррупцией;
- международное сотрудничество и экстрадицию.
Чтобы выполнить обязательства, налагаемые этими конвенциями, многим странам пришлось изменить свои законы о борьбе со взяточничеством. В частности, Конвенция ОЭСР требует от всех стран ОЭСР обеспечить, чтобы их законы признали преступлением, подлежащим судебному преследованию в родной стране, дачу взяток их компаниями и гражданами за границей.
Все страны ОЭСР изменили своё законодательство по этому поводу. Раньше человек, дававший взятку за границей, мог быть уверен, что его никогда не будут преследовать. В стране, в которой была дана взятка, могла существовать неэффективная система уголовного преследования, а страна происхождения человека могла не иметь юрисдикции в отношении действий, имевших место за границей. Теперь всё изменилось. Лицо может быть привлечено к ответственности как в стране получения взятки, так и в своей стране.
Ужесточены международные нормы по борьбе с отмыванием денег и смягчены законы о банковской тайне. В результате повышается вероятность выявления плательщиков и получателей коррупционных платежей. Кроме того, обязательства по конвенции требуют от стран сотрудничества в выявлении и возвращении активов, полученных коррупционным путем.
Многие правительства также осознают, что для эффективных действий по борьбе с коррупцией необходимо нечто большее, чем просто подписание конвенции или изменение закона. В июле 2005 года восемь крупнейших экономик мира опубликовали коммюнике «Большой восьмёрки» (тогда в неё входила и Россия), в котором страны «большой восьмёрки» обязались «сократить взяточничество в частном секторе за счёт строгого соблюдения законов против подкупа иностранных публичных должностных лиц, включая судебное преследование лиц, причастных к взяточничеству; усиление требований по борьбе с взяточничеством для тех, кто подаёт заявку на экспортные кредиты и кредитные гарантии; побуждение компаний к принятию программ соблюдения антикоррупционных требований и сообщению о вымогательстве взяточничества; и взяв на себя обязательство сотрудничать с африканскими правительствами для обеспечения судебного преследования лиц, причастных к взяточничеству и вымогательству взятки».
Органы прокуратуры в странах ОЭСР в настоящее время проводят значительное количество расследований в соответствии с новыми законами в отношении предполагаемого коррупционного поведения. Хотя это привело к небольшому количеству судебных преследований, ожидается, что их число увеличится в результате улучшения отчётности и расширения международного сотрудничества.
Отстранение от должности становится всё более широко используемым государственным инструментом. Это система, при которой компании или частные лица, признанные виновными в коррупции, лишены возможности участвовать в будущих проектах, принадлежащих или финансируемых отстраняющей организацией. Многие правительства используют систему отстранения. Например, в результате Директив Европейского Союза о закупках 2004 года, все государства-члены Европейского Союза были обязаны к 31 января 2006 года обеспечить, чтобы их законы предусматривали обязательное исключение компании из государственного сектора и контрактов на коммунальные услуги, если компания, либо её директора, либо любое другое лицо, обладающее полномочиями представительства, принятия решений или контроля над компанией, были осуждены за коррупцию, взяточничество, мошенничество, отмывание денег, картельный сговор и другие указанные преступления.
В мае 2006 года рабочая группа ОЭСР по борьбе с взяточничеством, в которую входят экспортные кредитные агентства всех стран ОЭСР, опубликовала «Заявление о действиях в отношении взяточничества и официально поддерживаемых экспортных кредитов». Это требует от всех экспортных кредитных агентств ОЭСР активизировать свои антикоррупционные действия. Среди действий – требования к экспортным кредитным агентствам:
- поощрять соискателей экспортных кредитов к разработке, применению и документированию соответствующих систем управления противодействием взяточничеству;
- требовать от заявителей предоставить обязательства, что ни они, ни кто-либо, действующий от их имени, не участвовали и не будут участвовать во взяточничестве;
- проверить, фигурируют ли кандидаты в списке отстранённых от участия в многостороннем банке развития, находятся ли они в процессе расследования или были осуждены за взяточничество;
- требовать раскрытия информации об агентах и их комиссиях;
- получить регресс от заявителя в случае дачи взятки.
Организации
Сообщество инженеров-консультантов также активно участвовало в разработке и реализации антикоррупционных программ. Международная федерация инженеров-консультантов (FIDIC) разработала «Рекомендации по управлению деловой этикой в сфере консалтинга». Эти рекомендации показывают, как разработать систему управления добросовестностью, основанную на единообразных, прозрачных и подотчетных практиках в фирме.
Строители также предприняли смелые шаги против коррупции. Всемирный экономический форум (ВЭФ) «Партнёрская инициатива против коррупции» (PACI) был учреждён строительной секцией ВЭФ и расширился за счёт компаний, занимающихся разработкой природных ресурсов. Более 130 крупных международных компаний из строительной и инженерной, нефтегазовой, горнодобывающей отраслей с совокупным годовым доходом более 500 миллиардов долларов США из более, чем 35-ти стран обязались не допускать взяточничества и принимать эффективные меры по борьбе с коррупцией.
Крупные международные кредиторы также активно участвовали в разработке и реализации антикоррупционных программ. В феврале 2006 года Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и Всемирный банк договорились стандартизировать своё определение коррупции, чтобы оптимизировать последовательность их следственных правил и процедур, улучшить обмен информацией и гарантировать, что действия по соблюдению и правоприменению, предпринимаемые одним учреждением, поддерживаются всеми остальными. Они также договорились действовать совместно над разработкой конкретных предложений по оказанию помощи странам в укреплении их потенциала по борьбе с коррупцией и по улучшению сотрудничества с гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами и учреждениями с целью повышения прозрачности и подотчётности.
Кроме того, все многосторонние банки развития используют системы лишения прав. Самый известный из них – это Всемирный банк, у которого есть большой отдел по расследованию коррупции, и который публикует список отстраненных лиц и организаций на своем веб-сайте.
Всемирный банк также разработал свою программу добровольного раскрытия информации. Это программа, которая позволяет фирмам, которые были замешаны в коррупционной деятельности, конфиденциально и подробно описывать свою деятельность в обмен на не применение лишения права доступа. Программа находится в зачаточном состоянии, но обещает стать инструментом борьбы с коррупцией.
Наша инженерная и строительная отрасль привлекла внимание организаций, которые оценивают, как принимаются решения в странах. Transparency International (TI) является ведущим специалистом по оценке нашей отрасли и разработала «Принципы ведения бизнеса по противодействию взяточничеству» и прилагаемые к ним руководящие принципы, план реализации и модуль проверки.
Transparency International также публикует Индекс восприятия коррупции и Индекс плательщиков взяток и вместе с другими работает над улучшением общих усилий по борьбе с коррупцией. Например, TI, 10-й принцип Глобального договора Организации Объединенных Наций, Комиссия Международной торговой палаты по борьбе с коррупцией и Инициатива Всемирного экономического форума «Партнёрство против коррупции» договорились координировать свои усилия по распространению передовой практики и руководящих материалов, а также поддерживать инструменты внедрения и соответствия друг друга.
Центр по борьбе с коррупцией в глобальной инфраструктуре (GIACC) был запущен в мае 2008 года. Он публикует Центр ресурсов GIACC, который представляет собой веб-ресурс, предоставляющий бесплатный доступ к информации, советам и инструментам, предназначенным для помощи заинтересованным сторонам в понимании, предотвращении и выявлении коррупции в инфраструктуре, строительном и инженерном секторах. С момента запуска Ресурсный центр посетили организации из более, чем 125 стран мира.
GIACC также опубликовал «Систему противодействия коррупции» (PACS), которая представляет собой модульную систему, разработанную специально для строительных проектов. Эти модули включают обязательства по борьбе с коррупцией, независимый мониторинг, комплексную проверку, прозрачность и обучение.
Физические лица
Мы обсудили, что делают компании и учреждения для борьбы с коррупцией в машиностроительной и строительной отрасли. Признавая, что люди, принимающие неверные решения, являются первопричиной проблемы, инженерные сообщества по всему миру, членами которых являются отдельные лица, а не фирмы, также борются с коррупцией.
Несколько организаций разработали типовые кодексы поведения и руководства, чтобы помочь отдельным инженерам улучшить своё понимание этических норм, ущерба и рисков коррупции, а также улучшить свои дисциплинарные процедуры.
Институт инженеров-строителей Соединённого Королевства опубликовал пересмотренный Кодекс профессионального поведения и сопровождающие его рекомендации по этическому поведению, которые прямо касаются проблемы коррупции.
Американское общество инженеров-строителей функционировало в качестве секретариата для более, чем 100 инженерных обществ по всему миру с целью разработки и распространения документа «Борьба с коррупцией в проектировании и строительстве – Устав инженера». Этот документ запрещает коррупцию со стороны инженеров, и подписавшие его организации обещают, что они будут работать с другими международными организациями для искоренения коррупции.
ASCE также внесла поправки в свой Кодекс этики, в частности, в Cannon 6, в котором говорится, что: «Инженеры должны действовать таким образом, чтобы защищать и повышать честь, добросовестность и достоинство инженерной профессии, и должны действовать с абсолютной нетерпимостью к взяточничеству, мошенничеству и коррупции».
Cannon 6 также призывает инженеров:
- избегать неумышленного участия в деловой или профессиональной деятельности мошеннического, нечестного или неэтичного характера;
- скрупулезно честно контролировать свои денежные средства и расходовать их, а также способствовать эффективному использованию ресурсов посредством открытого, честного и беспристрастного обслуживания, верного обществу, работодателям, партнерам и клиентам;
- действовать с абсолютной нетерпимостью к взяточничеству, мошенничеству и коррупции во всех инженерных или строительных работах, в которых они участвуют;
- проявлять особую бдительность в поддержании надлежащего этического поведения в тех случаях, когда выплаты чаевых являются институциональной практикой;
- стремиться к прозрачности закупок и исполнения проектов, включая раскрытие имен, адресов, целей, а также сборов или комиссионных, выплачиваемых всем агентам, содействующим проектам;
- поощрять использование сертификатов, определяющих недопустимость взяточничества, мошенничества и коррупции во всех контрактах.
Этот язык гораздо более конкретно описывает роль отдельного инженера, когда он сталкивается со взяточничеством, мошенничеством и коррупцией в нашей инженерной и строительной отрасли.
Сейчас признано, что для предотвращения коррупции необходимы совместные действия. Борьба с коррупцией – это не вопрос конкуренции. Все (кроме коррумпированных) выиграют, если коррупция будет искоренена. Будет достигнуто равное игровое поле, и компании смогут конкурировать и работать без рисков, несправедливости и неопределённости, порождаемых коррупцией.
Было создано несколько совместных инициатив. Всемирная федерация инженерных организаций объединяет национальные инженерные организации из более, чем 90 стран и представляет около 15.000.000 инженеров со всего мира. Она учредила международный Постоянный комитет по борьбе с коррупцией, в состав которого входят представители с каждого континента, для согласования соответствующих антикоррупционных мер.
Антикоррупционный форум Соединённого Королевства – это альянс бизнес-ассоциаций, профессиональных учреждений и организаций Соединённого Королевства, интересы которых связаны с внутренней и международной инфраструктурой, строительством и инжинирингом. Он был основан в октябре 2004 года. В его состав входят Ассоциация консультантов и инженеров, Британская экспертиза, Сертифицированный институт строительства, Сертифицированный институт закупок и поставок, Инженеры в борьбе с бедностью, Институт инженеров-строителей, Институт инженеров-механиков, Институт инженеров-строителей, Королевский институт дипломированных оценщиков и Transparency International (Великобритания). Эти ассоциации представляют более 1.000 компаний и 350.000 профессионалов отрасли.
Форум также включает в себя множество крупных, средних и малых компаний в качестве активных участников. Цель Форума – продвижение инициативных действий отрасли, которые могут помочь искоренить коррупцию. В сентябре 2005 года Форум опубликовал «Заявление о мерах по борьбе с коррупцией», в котором содержится призыв ко всем, кто интересуется инфраструктурой, строительством и машиностроением, принять эффективные и скоординированные действия по сокращению коррупции как на внутренней, так и на международной основе, как со стороны предложения, так и со стороны спроса.
2. Текущий статус
Каждый участник инженерной и строительной отрасли может предпринять позитивные шаги по снижению коррупции. Мы все должны признать, что игнорирование коррупции - это то же самое, что потворство ей.
Простая программа из пяти частей запустит позитивное действие:
1. Объяснить всем, кто работает в этой профессии, истинную цену коррупции в их стране.
2. Освещать коррупционные действия везде, где вы их видите.
3. Сделать участие в коррупции социально неприемлемым.
4. Поощрять организации к внедрению антикоррупционных управленческих мер в своих структурах и на своих проектах.
5. Обучать новое поколение инженеров, строителей, владельцев, руководителей правительства, поставщиков материалов и оборудования и кредиторов истинной цене коррупции.
Несмотря на происходящие позитивные и существенные изменения, во многих странах по-прежнему наблюдается серьёзная коррупция. Основная проблема в том, что многие политики и правительственные чиновники (как в развитых, так и в развивающихся странах) сами коррумпированы. Они контролируют процесс принятия решений, а зачастую и органы прокуратуры и суды. Они предоставляют себе иммунитет от судебного преследования. Поэтому они могут безнаказанно обогащаться.
Многие другие лидеры, не являющиеся коррумпированными, не принимают достаточных мер для предотвращения коррупции. Трудно добиться изменений на рабочем уровне, когда лидеры коррумпированы, а для судебного преследования или возврата украденных активов не предпринимается никаких действий. Младшие должностные лица, которым часто недоплачивают, дополняют свой доход небольшими выплатами за упрощение формальностей и не видят особых причин для изменений, когда их руководители крадут доход, который мог бы увеличить их заработную плату.
Однако в сфере проектирования и строительства происходят реальные изменения, и пути назад нет. Очень важно, чтобы все в отрасли продолжали руководить изменениями и оказывать давление на правительства, банки и других участников, чтобы они сыграли свою роль.
Цель двоякая. Первая – достичь равных условий, на которых бизнес может вестись честно, прозрачно и справедливо. И вторая – гарантировать, что в инженерной и строительной отрасли коррупция не убивает.
Загнать в резервации в Сибирь, на Дальний Восток и Магадан лет на сорок... может что и выйдет.
Иначе никак.
Коррупционеры к нам не с Марса прилетели. Наши все, доморощенные. Наверное, чтобы это искоренить, надо совершить невозможное: воспитать наш народ так, чтобы главной ценностью считались честный труд и знания. Фантастика?
у нас борцы с коррупцией почему-то богаче самих коррупционеров
Что мешает борьбе с коррупцией в России ?ответ простойКОРРУПЦИЯ
При арестах чиновников поражают перечени изъятого и суммы в разных валютах, но еще больше удивляет то, что многочисленные квартиры, счета и земельные участки ранее «не замечались».
Мы уже привыкли к тому, что следственные органы и суды обвиняют и даже сажают экономических преступников без сколько-нибудь серьезных для них финансовых последствий.
По масштабам коррупции РФ уже много лет в одной корзине с банановыми республиками - 131-е место в рейтинге стран, относительно свободных от этого явления.
Сегодня берут, завтра выступают против коррупции.
"многие политики и правительственные чиновники (как в развитых, так и в развивающихся странах) сами коррумпированы"
Вот в этом главная загвоздка. Верить в то что строители будут отличаться от остальных неразумно
Волшебной таблетки нет.
ОСВЕДОМЛЕН, ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН!
Насколько эффективно применять на наш бизнес зарубежный опыт?