Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Каким образом государство может повысить качество и эффективность госзаказа в строительной отрасли?

19.03.2021

За три года в строительной отрасли были расторгнуты госконтракты на 750 миллиардов рублей. Таким образом, общий объём к концу 2021 года может превысить фантастическую цифру в 1 триллион рублей! Для понимания масштабов, вся доходная часть федерального бюджета составляет 18,3 триллиона, а, например, такая гигантская корпорация, как Северсталь, со всеми её металлургическими заводам, прокатными станами и дата-центрами оценивается в 1,2 триллиона. Словом, есть над чем задуматься.

Не случайно одной из ключевых проблем госконтрактов (в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ) в строительной сфере специалисты называют их неполное исполнение из-за расторжений. В частности, такую точку зрения высказал нашим коллегам из газеты «Известия» глава Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Николай Алексеенко. Всего в 2020 году было полностью или частично расторгнуто более 33 тысяч соглашений, или 23% от их общего числа за минувший год. Каждый четвёртый строительный госконтракт не исполняется в первоначальном виде, сообщил он.

В денежном выражении цифры тоже солидные. Речь идёт об объёмах порядка 312-ти миллиардов рублей за прошлый год или 750-ти миллиардов за три года. Сейчас в стадии исполнения находятся госконтракты на общую сумму 5,3 триллионов рублей – фактически это портфель текущего бюджетного строительства, отметил он. А расторгнуто около 14% от него, сказал эксперт. Это происходит как по инициативе заказчика или исполнителя, так и по соглашению сторон.

А значит, приходится ставить вопрос уже об эффективности расходования бюджетных средств. Любой срыв контакта, даже по согласию сторон, несёт риск для бюджета – затягивается реализация проектов. Значительное число неисполненных контрактов говорит о недостаточной эффективности госзакупок, ограниченной конкуренции, а также о проблемах в ценообразовании, которые снижают интерес компаний участвовать в конкурсах, полагают в отрасли.

Любое расторжение, даже по согласию сторон, несёт в себе существенный риск для бюджетных средств – в первую очередь из-за срывов сроков реализации проектов. Убыток несёт и заказчик, и подрядчик, и конечные пользователи.

Всего по итогам 2020-го из более 144,9 тысячи госконтрактов, 76,3 тысячи (53%) были заключены практически без снижения начальной максимальной стоимости. Как правило, в торгах побеждают подрядчики, которые предлагают наименьшую цену. Это свидетельствует о недостаточной эффективности госзакупок, ограниченной конкуренции, а также о наличии проблем в ценообразовании. Всё это снижает заинтересованность компаний в участии в конкурсах.

При этом, как утверждает господин Алексеенко, по госконтрактам строят все объекты, для которых используются бюджетные средства, а также проекты государственно-частного партнёрства. Более трети случаев – это контракты, связанные со строительством, ремонтом и реконструкцией автомобильных дорог. Аналогичная доля приходится на стройку зданий (школы, детские сады, поликлиники и так далее), 10% – на объекты энергетики и нефтегазовый сектор. Строительство жилья по госконтрактам ведётся только в рамках работ по реновации, а также закупок квартир для реализации государственных социальных программ.

Глобальная проблема всех текущих госконтрактов заключается в том, что цена фиксирована и не учитывает рост стоимости материалов и затрат на рабочую силу. А они далеко не константа. За последний год стройматериалы подорожали на 20-40%, ползут вверх и цены на металлопрокат. Можно как угодно относиться к НОСТРОЙ, с его инициативами по защите прав застройщиков, которым выкручивают руки металлургические гиганты, но проблема эта объективная и имеет место быть. При том, что серьёзных механизмов хеджирования, которые позволили бы зафиксировать цены, пока в отрасли не существует. А те, что робко реализуются, имеют явно недостаточные объёмы.

Ещё одной причиной расторжения госзаказов становятся демпингующие строительные подрядчики. Зачастую такие компании собирают портфель контрактов, но не могут выполнить работы в полном объёме. Таким образом, манипуляторы рынка и сами ничего не делают, и отбирают работу у своих добросовестных коллег. Либо ещё лучше – берутся за работу, надеясь найти субподрядчика, готового работать за копейки, срывают заказ и попадают на штрафные санкции. Постоянная война между ФКР и подрядными организациями, в которую уже полностью включены СРО и НОСТРОЙ – красноречивое тому подтверждение.

Многочисленные предложения о проведении предквалификаций, чтобы изначально ограничить круг участников и отсечь манипуляторов и любителей демпинга, так и не получили одобрения от федеральной власти. По-видимому, в российском Правительстве полагают, что сужение доступа к госзаказам будет означать резкий рост стоимости. И готовы терпеть нынешнее положение дел, даже с учётом расторжений, срывов и потерь в качестве.

Одним из самых радикальных «целебных средств» в сфере госзакупок должно было стать создание публично-правовой компании «Единый государственный заказчик в сфере строительства». По мнению авторов идеи, эта компания должна выступать в качестве госзаказчика по всем контрактам, за исключением транспортных, энергетических и иных объектов, определённых законом о Едином госзаказчике. И хотя с января 2021 года компания начала свою работу, пока особых изменений ни строители, ни саморегуляторы не почувствовали…

Вторым вариантом решения проблемы станет пресловутая цифровизация, на которую наши чиновники с некоторых пор привыкли смотреть как на своего рода палочку-выручалочку. Так, к декабрю 2021-го подготовят закон о внедрении цифровых паспортов объектов капстроительства (вся информация об объекте будет объединена). Это может повысить эффективность расходования бюджетных средств.

https://zsrf.ru

Комментарии

  1. VSP-69

    Иногда компании получали совершенно фантастические суммы за какие-нибудь типовые работы на объекте. Сейчас заказчик не может взять и заплатить миллион за работу, которая, согласно новым нормативам, стоит тысячу рублей.

    Добавить сообщение
  2. Мурашев Олег

    Вариантов немного: или стройка будет убыточной, или компания постарается уложиться в установленную цену любыми способами, в том числе сэкономив на материалах, благоустройстве, коммуникациях, отделке.

    Добавить сообщение
  3. Коваленко Олег

    Если в целом по стране застройщики продают квартиры в многоэтажках из расчета 57 тысяч рублей за квадратный метр, то социальные объекты, например, общежития или социальные дома застройщики должны сдавать из расчета 39 тысяч рублей за "квадрат". За счет чего застройщик может получить такую цену?

    Добавить сообщение
  4. Виктор Алексеев

    Учитывая, что цены меняются год от года и в регионах они очень сильно варьируются, то один из ключевых вопросов в государственных стройках - это как посчитать актуальную смету.

    Добавить сообщение
  5. Борисов Александр

    В России начала действовать методика, по которой должны составляться сметы по строительству зданий, а также капремонту. Это очередной этап перехода на так называемый ресурсно-индексный метод ценообразования, когда сметы составляются исходя из текущих цен и позволяют определить реальную стоимость всех работ.

    Добавить сообщение
  6. Селиверстов Антон Игоревич

    Нечего о них сказать

    Добавить сообщение
  7. Vlad63

    А я не понял почему не упомянули департамент НОСТРОЙ по ценообразованию?

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика