Как строилась главная дорога страны
Транссиб — это Россия. Проехав по нему, понимаешь, на что ушли полтора миллиарда золотом...
Транссиб, Транссибирская магистраль (современные названия) или Великий Сибирский Путь (историческое название) — это прекрасно оснащенный рельсовый путь через весь континент, соединяющий Европейскую Россию, ее крупнейшие промышленные районы и столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) районами.
Это дорога, скрепляющая Россию — страну, протянувшуюся на 11 часовых поясов, в единый экономический организм, а главное, в единое военно-стратегическое пространство.
Если бы его не построили в свое время, то с очень большой вероятностью Россия вряд ли удержала бы за собой Дальний Восток и побережье Тихого океана.
Сейчас по Транссибу в плацкартных вагонах через всю страну едут иностранцы. Зачем им это надо? А затем, что Транссиб – это и есть Россия. Проехав по нему, понимаешь, на что ушли полтора миллиарда золотом, 34 года борьбы с вечной мерзлотой, непроходимыми горами и лесами, и что это такое — 9 тысяч километров до Тихого океана.
Транссибирская магистраль поставила множество рекордов, не превзойдённых до сих пор.
Дорога беспрерывно строилась 25 лет – с 1891-го по 1916 год, и обошлась российской казне в 1,5 млрд. рублей золотом. Ещё около 300 млн. рублей золотом было потрачено на её восстановление после Гражданской войны (реконструкция почти всех мостов, множества насыпей, перекладка путей). За время строительства Транссиба на ней погибли до 30 тыс. рабочих (из которых около 20 тыс. – гастарбайтеры того времени, корейцы и китайцы).
А вот ещё несколько фактов и рекордов Транссиба:
— Две крайние точки Транссиба – Москва и Владивосток, путь между ними занимает 6 дней и 2 часа. Несмотря на то, что официально конечной станцией Транссиба является Владивосток, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции – Восточный порт и мыс Астафьева. Таким образом, Транссиб на самом деле доходит прямо до Тихого океана.
— До мая 2010 года самым дальним поездом в мире был поезд №53/54 Харьков-Владивосток (время в пути составляло 7 дней и 11 часов). Теперь он ходит только до Уфы. Но рекорд самого дальнего маршрута в мире всё равно устоял: это Киев-Владивосток (время в пути 7 дней и 10 часов).
— На Транссибе расположены 87 городов. По пути из Москвы во Владивосток скорый поезд «Россия» делает 64 остановки.
— Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов.
— На Транссибирской магистрали расположен единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора. Это станция Слюдянка-1. Находится этот вокзал недалеко от берега Байкала (5311-й км Транссиба).
— При строительстве Кругобайкальской железной дороги на каждый километр пути тратили 2 вагона взрывчатки- прорывались через скалы. Впоследствии дорогу прозвали «Золотой пряжкой стального пояса России».
— По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.
— Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог).
— Самый длинный мост на Транссибе перекинут через Амур. Его построили в 1913-1916 годах. Тогда он стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире. В 1992 году старый мост через Амур был демонтирован, рядом возвели совмещенный автомобильно-железнодорожный мост. Длина увеличилась с 2568 до 2616 метров.
Мост через Амур, Хабаровск
— Строительство такой длинной железной дороги было поистине важным событием в жизни Российской Империи. Свидетельством тому является тот факт, что на молебне по случаю закладки железной дороги по поручению Александра III присутствовал сам цесаревич Николай Александрович.
— Особо сложным стал участок вокруг озера Байкал, где нужно было взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в Байкал.
— Самый протяженный пологий участок на магистрали, без какого-либо присутствия гор и холмов, зафиксирован между реками Обь и Иртыш. Его длина составляет около 600 км и почти на всей его длине железная дорога практически прямая, за исключением иногда попадающихся плавных изгибов железной дороги в несколько градусов.
— На участке 3336 км. в 1940 году, перед Великой Отечественной войной был построен самый большой вокзал в довоенном СССР. Находился он на станции Новосибирск-Главный. Он выполнен в характерном «сталинском» стиле с более высоким центральным фронтоном, причем его фасад, обращенный к железной дороге, значительно выше, чем противоположный — обращенный на привокзальную площадь.
Самый большой вокзал Новосибирск
Кто, как и чем строил
Наиболее острой и трудноразрешимой была проблема обеспечения строительства Транссибирской магистрали рабочей силой. Потребность в квалифицированных рабочих удовлетворялась вербовкой и переброской в Сибирь строителей из центра страны.
Значительную часть строителей составили ссыльные арестанты и солдаты. Пополнение рабочей силы также шло за счет привлечения сибирских крестьян и горожан и притока крестьян и мещан из европейской России.
Всего на сооружении Транссиба в 1891 году, в начале стройки, было 9,6 тысячи человек, в а 1895‑1896 годы, в разгар строительных работ, – 84‑89 тысяч человек, в 1904 году, на завершающем этапе – только 5,3 тысячи человек. На строительстве Амурской железной дороги в 1910 году работали 20 тысяч человек.
Многие работы производились вручную, орудия труда были самые примитивные – топор, пила, лопата, кайло и тачка. Несмотря на это, ежегодно прокладывалось около 500‑600 километров железнодорожного пути.
арестанты строят транссиб
— Первые поезда начали доставлять пассажиров из Москвы во Владивосток в 1903 году, еще до завершения строительства Транссибирской магистрали. Современный поезд «Россия» отправился в свой первый путь 30 сентября 1966 года. Вагоны неоднократно ремонтировались. Менялась и окраска. Изначально она была вишнёвой с большими металлическими буквами, затем красной, малиновой, зелёной, а начиная с 2000 года вагоны поезда «Россия» окрашиваются в цвет российского флага с обязательным трафаретом Государственного Герба Российской Федерации.
— Днём рождения магистрали считается 30 марта (11 апреля) 1891 года, когда был издан императорский указ о закладке «Великого сибирского пути».
Элегантный выход. Самой трудноразрешимой и острой являлась проблема обеспечения рабочими строительства. Выходом стало направление "армии постоянного трудового резерва" на обязательные работы. Солдаты и арестанты составляли большую часть строителей.
Из двух конечных пунктов одновременно началось строительство трассы. Западная ветка в 1898 году достигла Иркутска. В то время пассажирам здесь нужно было пересаживаться на паром, преодолевая на нем 65 километров по озеру Байкал. Когда оно было сковано льдами, ледокол пробивал дорогу для парома. Эта весившая 4267 тонн махина была сделана в Англии на заказ. Постепенно рельсы пролегли по южному берегу Байкала, и необходимость в нем отпала.
Кстати на станции Мозгон в 1907 сооружено было на вечной мерзлоте первое в мире здание, которое существует и сейчас. В Гренландии, Канаде и на Аляске переняли новый метод строительства объектов на вечной мерзлоте
На несколько участков делится Транссибирская магистраль:
- Амурская дорога;
- Кругобайкальская;
- Маньчжурская;
- Забайкальская;
- Средне-Сибирская;
- Западно-Сибирская;
- Уссурийская.
Катастрофическое наводнение произошло в 1897 году. Более 200 лет не было равного ему. Мощный поток высотой более 3 метров сносил построенные насыпи. Разрушило наводнение город Дородинск, который был основан в начале 18 века. Из-за этого пришлось значительно скорректировать первоначальный проект, по которому велось строительство Транссибирской магистрали: трассу потребовалось переносить на новые места, строить защитные сооружения, поднимать насыпи, укреплять откосы. Строители впервые здесь встретились с вечной мерзлотой.