Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Как рождался и умирал «первенец» алюминиевой промышленности СССР

4.02.2022

В середине 19 столетия алюминий считался элитным материалом — из него, в частности, изготавливали украшения и предметы искусства. В 1858-м во Франции начинается его промышленное производство химическим способом.

© Wikimedia Commons / CC BY 3.0 (Образец алюминия)

Следом идею подхватили англичане, а в 1885 году Россия стала третьей страной в мире, где аналогичным методом начали производить столь ценный в то время металл. Правда, завод, построенный в Сергиевом Посаде, просуществовал всего четыре года и был закрыт из-за невозможности на равных конкурировать с зарубежными поставщиками.

Стране нужен алюминий!

В следующие десятилетия технология получения чистого алюминия продолжала совершенствоваться: в Европе и Америке появлялись новые предприятия, наращивались объемы производства; завоевывала популярность посуда из алюминия. Последний стали применять при производстве автомобилей и железнодорожных вагонов, в судо- и позднее авиастроении, а также других областях. В 1909 году получен дюралюминий — высокопрочный сплав с добавлением меди, магния и марганца.

В СССР, которому приходилось закупать металл за границей, прекрасно понимали, что необходимо создавать собственные заводы, так как без больших объемов алюминия попросту невозможно полноценное развитие различных отраслей и экономики в целом; необходим он и военной промышленности. Основным же толчком в этом направлении послужила потребность его применения в авиастроении, что и подвигло власти искать пути решения к созданию современного промышленного комплекса по производству алюминия.

Промышленный эксперт, к.э.н. Леонид Хазанов:

— Использовать алюминий для нужд армии предлагал еще до Октябрьской революции купец Александр Кольчугин, построивший во Владимирской области носящее его фамилию предприятие по производству медного проката. Он считал, что из алюминия можно было бы делать посуду для солдат — фляжки, ложки, миски; но у царского правительства его идея отклика не нашла. Зато на возможности применения алюминия для изготовления посуды обратили внимание в СССР, хотя акцент был все-таки сделан на авиацию.

При этом уже в 1922 году на Кольчугинском заводе по обработке цветных металлов получили сплав под названием кольчугалюминий (он был разработан в ходе анализа фюзеляжа трофейного «Юнкерса», построенного в 1918 году), по свойствам и химическому составу близкому к классическому дюралюминию.

В 1923 году на предприятии выпускалась вся необходимая номенклатура плоского проката из кольчугалюминия, однако, непосредственно самого производства алюминия в СССР не было и «крылатый металл» приходилось покупать в Европе за валюту.

Лишь в конце 1920-х – начале 1930-х годов алюминий стал выпускаться в Ленинграде, сперва на «Красном Выборжце», потом на Опытном алюминиевом заводе. Их мощностей не хватало для удовлетворения спроса на металл, поэтому и было принято решение о строительстве Волховского алюминиевого завода. Его запуск дал мощный импульс как алюминиевой отрасли СССР, так и авиастроению.

Алюминиевый комбинат — первое в СССР промышленное предприятие по производству «крылатого металла» — запущен

Комбинат заложили в 1930-м рядом с гидроэлектростанцией на реке Волхов в Ленинградской области, три первых гидроагрегата которой запустили в декабре 1926-го. К моменту строительства алюминиевого завода мощность ГЭС составляла 58 МВт (сегодня — 86 МВт). В качестве сырьевой базы выступало расположенное неподалеку Тихвинское месторождение бокситов.

© Wikimedia Commons / public domain (Волховская ГЭС)

14 мая 1932-го Волховский алюминиевый комбинат (как его тогда называли) произвел первую продукцию. Этот день считается рождением алюминиевой промышленности в России. В те годы о новом заводе, благодаря многочисленным сообщениям в прессе, знали практически во всем Союзе.

Журнал «Наши достижения», 1932 год (июнь, №6. С. 81):

«Первая очередь Волховского алюминиевого комбината, находящегося в 120 километрах от Ленинграда, сдана в эксплуатацию. 14 мая, в 14 ч. 40 м. началась выемка алюминия, 28 мая московским заводом отправлен первый вагон металла. Запроектированная мощность комбината — 12 000 тонн металлического алюминия в год, вырабатываемого полностью из отечественного сырья. Мощность первой очереди — 6000 тонн».

© Волховская городская телерадиокомпания / pro-volhov.ru

Как подчеркнул в комментарии нашему каналу промышленный эксперт Леонид Хазанов, создание в СССР Волховского алюминиевого завода стало следствием курса властей на развитие собственной авиационной индустрии:

— Оно же в свою очередь определялось двумя причинами: во-первых, необходимостью надежной обороны страны в условиях враждебного окружения, для чего были нужны боевые самолеты, во-вторых, потребностью в доставке людей и грузов в удаленные районы, где не было железных дорог.

Как рождалась гордость советской промышленности

Для появления производства учеными, инженерами и рабочими была проделана колоссальная работа. Реализация проекта казне обошлась в 77 млн руб. Непосредственно на участке задействовали порядка 8 тыс. человек, которые не только возвели новый комбинат на площади 25 Га, но и необходимую сопутствующую инфраструктуру. Так, в 1933 году из рабочего поселка Званка образовался город Волховстрой, переименованный позднее в Волхов.

© Neu-Zwei / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Вокзал станции Волховстрой-1)

Причем, во время стройки ощущалась нехватка инструмента и техники. Котлованы под фундаменты рыли в основном ломами, да лопатами. Трудились в несколько смен практически при любой погоде, дабы в сжатые сроки реализовать намеченные планы. Проблем добавляла и заболоченность территории, на которой велись работы.

Первоначально запуск намечался на конец 1931-го, но к этому времени не успели. Тогда власти выделили дополнительные средства и силы, чтобы максимально ускорить процесс. В общей сложности было налажено четыре производства: искусственного криолита, анодов, глинозема, чистого алюминия. Как подчеркивалось в некоторых газетных статьях того времени, Союз доказал всему миру, что способен организовать на своей территории такое сложное производство, как алюминиевое, сделав еще один важный шаг на пути освобождения от импортной зависимости.

На лидирующих позициях

Следом за Волховским предприятием образовывались и новые, что позволило СССР со временем и вовсе выйти на лидирующие позиции в области производства алюминия.

© picryl.com

Журнал «Металлург», 1932 год (№8(38). С. 103):

«В настоящее время, когда заканчивается пусковой период первенца алюминиевой промышленности, Волховского алюминиевого комбината, когда заканчивается строительство крупнейшего в Европе Днепровского алюминиевого комбината и предстоит его пуск, проектируются и стоят на очереди к проектированию новые крупнейшие алюминиевые гиганты в Тихвине, в Закавказье, в Карелии, на Урале, в Кандалакше и других местах».

Годы развития и новых достижений

Во время Великой Отечественной войны предприятие в Волхве эвакуировали на Урал (здания во время ВОВ серьезно пострадали), а после окончания боевых действий вернули на прежнее место, и завод продолжал работать на благо страны, периодически появляясь на страницах газет и фигурируя в радиосообщениях не только в отношении объемов выпущенной продукции, но и других достижений. Так, в 1957-м на предприятии изобрели новую технологию переработки нефелинов.

© Wladimir1995 / Wikimedia Commons / CC BY 3.0 (Волховский алюминиевый завод, 2000-е гг.)

В то время алюминий начинают активно применять в аэрокосмической отрасли. Именно из этого металла был изготовлен корпус первого в истории искусственного спутника, запущенного на орбиту Земли усилиями отечественных ученых и конструкторов. Во второй половине столетия Советский Союз занял прочное первое место на мировом алюминиевом рынке и сохранял его вплоть до конца 1980-х.

Закат «первенца» алюминиевой промышленности

После распада СССР потребление алюминия на внутреннем рынке сократилось почти в девять раз, что сказалось и на судьбе ряда предприятий. Не миновали трудности и Волховский завод (ВАЗ), который переходит от одного владельца к другому; несколько раз меняет название, приватизируется. На какое-то время его возвращают к жизни — он становится частью РУСАЛа.

© Saneg13 / wikimapia.org / CC BY 3.0

Со временем выпускать алюминий в Ленинградской области на фоне заводов с миллионными объемами становится невыгодным — возрастает стоимость электроэнергии, устаревают мощности, себестоимость продукции резко возрастает. К тому же в конце 2000-х падают цены и спрос на мировом рынке.

Со временем происходит разделение ВАЗа на металлургическое и химическое производства — появляется завод «Метахим» (сегодня это Волховский филиал АО «Апатит»), который в 2012 году входит в состав холдинга «ФосАгро». Со временем он занимает место «первенца» советской алюминиевой промышленности. В 2019-м стартовал инвестиционный проект по развитию этого предприятия. В частности, в апреле 2021-го в эксплуатацию сдали первую очередь новой промышленной площадки по производству аммофоса.

Таким образом, некогда главный для Волхова и исторически важный для всей страны завод, подаривший первую промышленную партию алюминия 90 лет назад, ушел в прошлое. Теперь на этой территории растет новое крупное химическое производство. Стоит отдать должное «ФосАгро» за сохранение памяти о предыдущем легендарном заводе в виде экспозиции в местном музее.

Что касается алюминиевой промышленности, то сегодня Россия остается на лидирующих позициях. В стране продолжают работать одни из крупнейших в мире предприятий, включая Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ), на который от общего объема приходится примерно четверть производимого в стране алюминия. А в декабре 2021-го в Сибири появился еще один современный завод, о чем можно прочитать по ссылке ниже.

Строительный мир

 

Комментарии

  1. Борисов Александр

    Волховская ГЭС красива!

    Добавить сообщение
  2. Виктор Алексеев

    Вобщем...нельзя жить недалеко от таких предприятий.

    Добавить сообщение
  3. Ольга Ивановна

    Там в 87-м было что-то перелито из Чернобыля, и последствия были нехорошие. 

    Добавить сообщение
  4. Антон Сергеевич

    Местные глиноземы быстро истощились. Возить приходилось с Кольского п-ва. А потом и это стало невыгодным, не смотря на энергию с ГЭС.

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика