Как наше законодательство препятствует квалифицированным иностранным специалистам-строителям работать в России
Одной из проблем, которая была затронута на круглых столах, проходивших накануне XVI Всероссийского съезда строительных СРО, стало членство в Национальном реестре специалистов иностранных граждан. Проблема о которой упоминается не часто, однако актуальность свою она не теряет.
***
Как показала практика, проблемы интеграции западных компаний и специалистов в российское экономическое пространство, решаются далеко не тривиально. Многие памятны случаи, когда СРО, в состав которых входили заграничные предприятия, получали клеймо «иностранных агентов». Не так давно шёл разговор о том, что камнем преткновения могут стать даже различные наименования должностей в российских и западных компаниях.
Обсудить приключения иностранцев в российском саморегулировании предложил на круглом столе генеральный директор Саморегулируемой организаций Ассоциация специализированных организаций нефтехимической и нефтегазовой промышленности «НЕФТЕГАЗСЕРВИС» (СРО Ассоциация «НЕФТЕГАЗСЕРВИС», СРО-П-066-3-11209) Владимир Бас.
Владимир Васильевич отметил, что в настоящее время обозначился ряд проблем при реализации иностранными компаниями своего права на участие в саморегулируемых организациях строительного комплекса, а также включения ответственных работников таких организаций в Национальные реестры специалистов.
Так, согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ, части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, иностранные граждане и их объединения (юридические лица) пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. При этом и Конституцией РФ, и Гражданским кодексом РФ предусмотрено единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ и статья 1 Гражданского кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ, иностранное юридическое лицо вправе быть принятым в члены саморегулируемой организации, если требованиям, установленным действующим законодательством и внутренними документами такой СРО. При этом дополнительные требования к иностранным юридическим лицам могут быть установлены только на уровне федерального законодательства. Вместе с тем в процессе реализации законодательства о градостроительной деятельности обнаружились проблемы с членством иностранных компаний в СРО, устранить которые возможно только посредством внесения изменений в федеральное законодательство.
Господин Бас остановился на проблемах, которые возникают у иностранных граждан из-за барьеров в российском градостроительном законодательстве.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, не менее чем два специалиста по месту основной работы члена СРО (главный инженер и (или) главный архитектор) должны быть включены в Национальный реестр специалистов. Требование это распространяется в том числе и на иностранные компании. При этом, согласно пункту 5 части 6 статьи 55.5-1 Градкодекса РФ, у иностранного специалиста должно быть разрешение на работу.
И это первая серьёзная проблема. Согласно статье 327.2 Трудового кодекса РФ, при приёме на работу иностранный гражданин предоставляет в том числе разрешение на работу или патент. По мнению Владимира Баса, дословное и ограничительное толкование «разрешения на работу» приводит к незаконной дискриминации лиц, имеющих право на получение патента на трудовую деятельность, без каких-либо достаточных к тому оснований, и, как минимум, противоречит статьям 34, 37 и 62 Конституции Российской Федерации.
Вторая проблема возникает из-за специфических требований к образованию. Согласно пункту 1 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, у специалиста иностранной компании, претендующего на включение в НРС, должно быть высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства.
Во исполнение части 13 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр утверждён перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства.
В указанном перечне Минстрой России приводит российские коды специальностей, которые, на практике, не всегда возможно однозначно соотнести с образованием специалистов иностранных компаний, что также является основанием для отказа во внесении указанных специалистов в Национальный реестр.
Минстрой России признаёт данные проблемы, идёт активная переписка с представителями сообщества, однако, до реального решения далеко. А потому не слишком приятные приключения квалифицированных иностранных специалистов в российском саморегулировании продолжаются.
если квалификация иностранных превышает квалификацию наших, то вполне очевидно, что их и приглашают.
Количество высококвалифицированных иностранцев, которых могут пригласить работодатели, не ограничивается действующими квотами на привлечение зарубежной рабочей силы.
Для выдачи у разрешения на работу в России наниматель представляет в управление по вопросам миграции МВД ходатайство о привлечении специалиста на работу, его трудовой договор и письменное обязательство возместить государству расходы в случае административного выдворения иностранного гражданина за пределы страны.
Кроме того, работник может сам заявить о себе, обратившись в представительство МВД или консульское учреждение России за рубежом.
Разрешение на работу для высококвалифицированных сотрудников актуально в течение всего периода, обозначенного в трудовом договоре, но не более трёх лет. Впоследствии этот срок может быть неоднократно продлён.
Нерешённой пока остаётся проблема, как быть со специалистами, у которых иностранные дипломы. С одной стороны, возникает вопрос об их соответствии нашим специальностям, а с другой – должны ли мы этих специалистов действительно допускать по серьёзным работам к нашим строительным объектам, либо, как это делает ряд государств, использовать отечественного дублёра
А ещё лучше десять рабочих групп и несколько экспертных советов... Главное - это масштаб и движение
Надо создать рабочую группу, а лучше экспертный совет.
"Минстрой России признаёт данные проблемы, идёт активная переписка с представителями сообщества"
Вместо того, чтобы заниматься решением проблемы - занимаемся писаниной.
Интересно, а сколько иностранных специалистов уже внесено на основании "правильного" российских кодов специальностей с иностранным образованием?