Китай страдает от жажды. Катастрофическая нехватка водных ресурсов в засушливых северо-восточных районах страны стала тормозить их экономическое развитие, вынудив власти начать реализацию крупнейшего инженерного проекта в современной истории человечества. До 2050 года часть стока реки Янцзы с помощью системы гидротехнических сооружений будет переброшена на север КНР. Каналы и акведуки длиной в тысячи километров, десятки миллиардов долларов и кубометров воды…
В Китае проживает около 20% всего населения планеты, при этом запасы пресной воды составляют всего лишь 7% от мировых. Ко всему прочему распределены они по огромной стране неравномерно. Если жители южных регионов КНР с полноводной Янцзы более-менее водой обеспечены, то население Северо-Китайской равнины, междуречья Хуайхэ и Хуанхэ, а это до трети от общекитайских 1,3 млрд человек, на регулярной основе страдают от засушливого климата.
Река Хуанхэ, крупнейший источник воды на севере КНР, в 1990-е годы вовсе постоянно пересыхала в нижнем течении. Меры, принятые китайским правительством, позволили более-менее нормализовать гидрорежим Хуанхэ, однако и сейчас ее низовья отличаются маловодностью, оказывающей негативное влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности страны.
Это далеко не новая проблема для Китая. Еще в 1952 году Мао Цзэдун заявил: «На севере воды мало, на юге ее предостаточно, поэтому, если такое возможно, почему бы эту воду не перераспределить?» Как и в случае с иными крупными китайскими проектами, реализация концептуальной мысли председателя растянулась на десятилетия, пережив автора. Только в 1979 году в министерстве водных ресурсов страны было образовано специальное управление, главной задачей которого стала разработка плана по «повороту китайских рек» с юга на север.
Покойный председатель Мао Цзэдун во время визита в комиссию по реке Хуайхэ у модели коллектора Хэфэй в 1954 году. Работа над проектом началась спустя почти пятьдесят лет после того, как Мао впервые предложил эту идею.
Через 50 лет, 23 августа 2002 года, после всестороннего исследования, проектных работ и обсуждения, проект был одобрен Государственным советом, что послужило сигналом к началу строительства. И уже в декабре начались работы над Восточным Каналом, а через год запущено строительство Центрального канала.
Фактически правительство КНР выбирало из двух зол. Чтобы спасти густонаселенный сельскохозяйственный север от жажды и засух, необходимо было или запустить программу массового переселения местного населения в более благополучные в климатическом и гидрологическом отношении южные районы, или, наоборот, каким-то образом доставить с юга воду страдающим от ее нехватки северянам.
И тот, и другой проекты требовали огромных финансовых затрат и длительных сроков реализации. Возможно, на окончательный выбор определенное влияние оказали технократы, пришедшие к власти в Китае в конце 1980-х годов. Ли Пэн, премьер Госсовета КНР в 1988—1998 годах, получил образование гидроэнергетика, гидротехнический факультет окончил и председатель КНР в 2003—2013 годах Ху Цзиньтао.
В 1990-е решение осуществить «поворот рек» было официально утверждено, а в 2002 году, спустя полвека после того, как председатель Мао впервые эту концептуальную идею озвучил, масштабные работы, рассчитанные на десятилетия, наконец-то начали осуществляться.
Строго говоря, никакого буквального «поворота рек» не предполагалось. План подразумевал переброску части стока южнокитайской реки Янцзы и ее притоков в северные провинции страны с помощью системы гидротехнических сооружений. В среднем годовой расход воды Янцзы в ее устье составляет около 950 млрд кубометров и даже в самые засушливые годы ниже 600 млрд кубометров не падает.
Из этого колоссального объема всего лишь около 5% (в среднем до 45 млрд кубометров в год) должны в финале проекта (к 2050 году) уходить на север.
В течение 48 лет (с 2002-го по 2050-й) бассейны четырех крупнейших китайских рек (Янцзы, Хуанхэ, Хуайхэ и Хайхэ) будут объединены тремя грандиозными каналами: Восточным, Центральным и Западным. Это позволит существенно увеличить полноводность северокитайских рек, ликвидировать риск их пересыхания и обеспечить ресурсами водохранилища вблизи крупнейших городов севера страны — Пекина и Тяньцзиня.
Проект существует уже 50 лет – с момента зарождения идеи до начала строительства. И понадобится ещё почти столько же лет, чтобы закончить его. Завершить грандиозное строительство планируется к 2050 году. В конечном счёте проект позволит обеспечить население Северного Китая 44,8 млрд. куб.м воды в год.
После окончания строительства четыре основные реки Китая – Янцзы, Хуанхэ, Хуайхэ и Хайхэ – будут связаны между собой. Для этого должны быть построены три огромных канала, которые протянутся с юга на север по восточной, центральной и западной части страны. Ориентировочная стоимость проекта $ 62 млрд. Это вдвое больше, чем стоимость известной ГЭС «Санься» (Три Ущелья).
Работы над первой очередью суперпроекта начались уже в декабре 2002 года. Восточный канал в значительной степени предполагал использование инфраструктуры Великого канала Пекин — Ханчжоу, уникального гидротехнического сооружения, строившегося две тысячи лет (VI век до н. э. — XIII век н. э.) и впервые соединившего Янцзы с Хуанхэ.
В целях контроля строительства, дальнейшей эксплуатации и технического обслуживания каналов была создана специальная компания с ограниченной ответственностью, а в каждой провинции созданы компании по водоснабжению для координации работы с местной администрацией и элементами инфраструктуры.
Восточный Канал
Восточный канал должен был снабжать провинцию Шаньдун и северную часть провинции Цзянсу в 2007 году – на год раньше запланированного срока – связав реку Янзцы с провинцией Шаньдун и принести живительную влагу на равнины «Хуан-хуай-хай», используя для этого Великий Канал Пекин – Ханьчжоу, но строительство было отложено.
Ответвляясь от основного русла реки Янцзы, неподалёку от города Янчжоу, вода пройдёт по существующим каналам в горах Уишань, затем под рекой Хуанхэ через туннель и попадёт в водохранилище города Тяньцзинь.
Длина завершённого канала составит немногим более 1155 км; строительство предполагает сооружение 23-х насосных станций мощностью 453.7 МВт в дополнение к 7 существующим, которые будут модернизированы.
В эту часть проекта входят и почти 9 км штолен, начинающихся у озера Донгпинг секцией сифона длиной 634 м и заканчивающихся у канала Вейлин, два горизонтальных тоннеля длиной 9.3 м и диаметром 70 м под руслом реки Хуанхэ.
В 2007 году были завершены несколько ключевых участков канала. Тем не менее, запуск канала был отложен из-за сельскохозяйственного и промышленного загрязнения, которое ухудшило качество воды.
Центральный Канал
Строительство Центрального канала началось в декабре 2003 года. Его постройку планировалось закончить до начала Олимпийских игр в Пекине в августе 2008 года, чтобы обеспечить Пекине питьевой водой. Однако к сентябрю 2008 года было проложено только 307 км канала.
Соседний город Тяньцзинь будет также получать воду из магистрали, проходящей вблизи г.Сюйшуй в провинции Хэбэй. На раннем этапе канал будет давать 9.5 млдр. кубических метров воды, но уже к 2030 году по этой системе будет течь 13-14 миллиардов кубических метров воды.
Канал также включает в себя два тоннеля внутренним диаметром 8,5 м длинной 7 км пропускной способностью 500 м ³ /с.
Из-за снижения объёмов воды в водохранилище Даньцзянкоу предложено осуществлять забор воды из водохранилища ГЭС «Три ущелья». Это позволит поддержать спрос и удовлетворить потребности этой части Китая.
Воде из реки Ханьшуй ещё только предстоит пройти завершённый канал, а пока она подаётся из различных водохранилищ провинции Хэбэй. Центральный канал планировалось завершить к 2010 году, однако запуск был отложен до 2014 года из-за экологических проблем и расширения водохранилища Даньцзянкоу.
Западный канал
Строительство западного канала на Цинхай-Тибетском нагорье — на высоте 3 000-5 000 м над уровнем моря — начато в 2010 году и сопровождается решением крупных инженерных задач и сезонных проблем. После завершения в 2050 году, проект будет доставлять 4 млрд. кубических метров воды из трёх притоков Янцзы — Тунтянь, Ялунвань и Даду на расстояние 500 км через горы Баян-Хара-Ула и далее на северо-запад Китая.
В 2006 году на симпозиуме в Пекине чиновники из Комитета по водным ресурсам Хуанхе озвучили подготовительный этап работ, который необходимо предпринять в целях ускорения строительства этой части проекта. Согласно прогнозам, к 2030 году для поддержания экономического роста региона с быстрорастущим населением для развития крупных инфраструктурных проектов дополнительно понадобится ещё 4,5 млрд. кубометров воды.
Финансирование проекта
Затраты на строительство восточного и центрального каналов оцениваются в 254.6 млрд. юаней ($ 37.44 млрд.). Китай уже выделил на этот проект 53.87млрд. юаней ($ 7,9 млрд.). Из 53.87 мдрд. юаней центральное правительство выделило 15.42 млрд. средств в казначейских облигациях со счетов центрального правительства на сумму 10.65 млрд. юаней, а местные органы власти вложат 7.99 млрд. юаней. Также дополнительно привлечены займы на сумму 19.81млрд. юаней.
Стоимость проекта резко изменилась в связи с ростом цен на сырьё, изменений в национальной политике и инвестиционной структуре проекта. Около 30.48 млрд. юаней из целевой суммы было потрачено на строительство Восточного канала (5.66 млрд. юаней) и Центрального каналов (24.82 млрд. юаней).
Экологические проблемы
Как и другие крупные китайские проекты (например, плотина «Трёх ущелий») проект переброски рек привел к ряду экологических проблем, в основном связанных с потерей древних исторических сооружений, переселением людей и разрушением пастбищ.
Кроме того, планы по дальнейшей индустриализации вдоль каналов представляют серьезный риск загрязнения воды.
В целях борьбы с загрязнением воды китайское правительство выделило чуть более $ 80 млн. для строительства очистных сооружений в Цзянду (г. Янчжо́у), Хуайане, Суцяне и Сюйчжоу и в восточной части провинции Цзянсу, хотя расчёты показывают, что фактическая сумма затрат более чем вдвое превышает эту цифру.
В общей сложности около 260 проектов были призваны уменьшить загрязнение и способствовать тому, чтоб вода в каналах соответствовала минимальным стандартам.
Компания «The South-to-North Water Transfer Project» является владельцем проекта, предпроектные строительные работы проводятся «Hanjiang Water Resourcesand Hydropower». Управление проектами в настоящее время осуществляют Государственная комиссия по развитию и планированию, Министерство водного хозяйства, Министерство строительства, Управление по охране окружающей среды и «China International Engineering Consultant Corporation» (GCW Consulting).
GCW Consulting предоставляет планы развития инфраструктуры. «Haihe Water Resources Commission» и «Tianjin Hydroelectric Investigationand DesignInstitute» ответственны за разработку и проектирование Восточного канала; «Changjiang Water Resources Commission» – Центрального канала, и «Yellow River Conservancy Commission» – Западного канала. Строительство Восточного канала ведёт «Hanjiang Water Resourcesand Hydropower», а «Danjiangkou Water Resourcesand Hydroelectric» сооружает Центральный канал.
Уникальным новым гидротехническим объектом здесь стал подземный комплекс, созданный в месте пересечения Великого канала с Хуанхэ. Воды Янцзы будут форсировать Желтую реку с помощью двух подземных тоннелей-водоводов диаметром 9,3 метра каждый и длиной 585 метров.
Далее самотеком миллионы ценных кубометров по Северо-Китайской равнине в конце концов окажутся в водохранилище у Тяньцзиня. Собственно, снабжение именно этого мегаполиса, его агломерации, а также густонаселенной провинции Шаньдун, одного из главных сельскохозяйственных регионов страны, — основная цель «поворота рек» на востоке.
Работы над Восточным каналом продолжались 11 лет. В конце прошлого года комплекс был сдан в эксплуатацию. Его общая протяженность составила 1150 километров, на север Китая дополнительно будет перебрасываться до миллиарда кубометров пресной воды в год.
В отличие от Восточного канала, опиравшегося в основе на уже существовавшую гидротехническую инфраструктуру, Центральный канал представлял собой строительство с нуля. Работы над ним начались в конце 2003 года и конечной целью имели организацию водоснабжения Пекина и центральных китайских провинций Хубэй, Хэнань и Хэбэй.
Начинается Центральный канал в водохранилище Даньцзянкоу, расположившемся на реке Ханьшуй, крупном притоке Янцзы. Авторы проекта рассчитали, что с этой точки вода может быть доставлена на Северо-Китайскую равнину, в окрестности Пекина, самотеком, что позволит избежать строительства дорогостоящих инженерных сооружений, таких как, например, насосные станции.
Тем не менее, центральный участок «поворота китайских рек» столкнулся с двумя сложными проблемами. Первой из них стала необходимость пересечения Хуанхэ, которую решили ровно так же, как и на востоке, — строительством подземного тоннеля-водовода.
Вторая проблема была куда более масштабной и требовала значительных финансовых вложений. Для того чтобы обеспечить естественный самотек из водохранилища Даньцзянкоу в направлении Пекина, требовалось повысить уровень воды в нем со 157 до 170 метров. Эти дополнительные 13 метров, разумеется, существенно увеличивали площадь зеркала водохранилища и тем самым вынудили руководство страны начать программу массового переселения жителей с затопляемых искусственным водоемом территорий. Красная линия на табличке показывает уровень воды после окончания затопления.
По разным оценкам, на новое место жительства в ходе возведения Центрального канала было переселено от 250 тыс. до 330 тыс. человек — цифра, конечно, значительно более скромная, чем 1,23 млн вынужденных переселенцев из зоны затопления ГЭС «Три ущелья», но, тем не менее, потребовавшая от властей миллиардных вложений. Кроме того, из зоны строительства были вынесены десятки крупных и сотни мелких предприятий: ликвидировались потенциальные источники загрязнения воды в канале и водохранилищах.
Ввод в эксплуатацию Центрального канала планируется к концу текущего, 2014 года, хотя отдельные его участки уже успешно функционируют. Общая протяженность этого гидротехнического комплекса составит 1264 километра. На начальном этапе к Пекину будут перебрасываться дополнительно 9,5 млрд кубометров пресной воды, к 2030 году эта цифра вырастет до 12—13 млрд в средние (не засушливые) годы.
Такой объем забираемого у реки Ханьшуй стока в перспективе может вызвать ее пересыхание на участках ниже водохранилища Даньцзянкоу. В связи с этим китайские инженеры разработали проект дополнительного канала, который связал бы Даньцзянкоу с аналогичным и очень полноводным водохранилищем ГЭС «Три ущелья» на Янцзы. Строительство этого сооружения в будущем позволит резко снизить нагрузку на реку Ханьшуй и избежать потенциальной экологической катастрофы на землях вдоль ее нижнего течения.
Самым амбициозным элементом всего проекта переброски воды с юга Китая на север станет Западный канал. Напомним, «поворот рек» рассчитан на несколько десятилетий — завершиться грандиозная работа должна только в 2050 году. При этом восточный и центральный участки комплекса в значительной степени уже завершены. Именно на возведении Западного канала в предстоящие три с лишним десятилетия будет сосредоточено основное внимание китайского руководства.
Главной целью работ на западе станет соединение верховьев реки Янцзы с Хуанхэ. Такое перераспределение воды позволит вновь сделать Желтую реку полноводной и восстановить нормальное водоснабжение промышленности и сельского хозяйства густонаселенных провинций вдоль ее берегов.
Около трети всех водных ресурсов Китая сконцентрированы на Цинхай-Тибетском нагорье, где находятся истоки трех главных притоков Янцзы в ее верхнем течении: Ялунцзян, Тоцзян и Дадухэ. Именно воды этих рек планируется частично перенаправить в Западный канал. Его предполагаемая длина составит «всего» 500 километров, однако сооружение комплекса будет происходить в сложнейших горных условиях на высотах в 3000—5000 метров над уровнем моря.
Кроме того, Западному каналу предстоит преодолеть естественный водораздел между бассейнами Янцзы и Хуанхэ — хребет Баян-Хара-Ула, 750-километровую горную гряду высотой до 5500 метров. Здесь инженеры и строители столкнутся с необходимостью создания целой системы водохранилищ, дамб с гидроэлектростанциями, а также колоссальной длины тоннелей-водоводов, с помощью которых Западный канал прямо сквозь толщу Куньлуня и выйдет в верховья Хуанхэ.
В качестве перспективной второй очереди канала рассматривается и включение в его систему рек Меконг и Салуин, в бассейн Янцзы уже не входящих, а текущих с Тибетского нагорья в направлении стран Юго-Восточной Азии. Впрочем, как раз с учетом сопротивления этих государств перспектива реализации идеи с Меконгом и Салуином, выглядит пока призрачной.
Западный канал находится пока на проектной стадии, и конкретные сроки начала работ по его возведению не определены. Скорее всего, прежде чем ввязаться в эту высокогорную гидротехническую эпопею, китайское руководство в течение ближайших лет проанализирует успех (или отсутствие такового) уже построенных восточного и центрального участков комплекса. В конце концов, все теоретические прогнозы о перспективном влиянии «поворота рек» на экологию и климат как южных регионов страны, откуда вода забирается, так и северных провинций, ее в изобилии получающих, нуждаются в проверке на практике.
За первые 11 лет реализации проекта «поворота китайских рек» на него было потрачено, по разным оценкам, $28—35 млрд. Масштаб строительных работ поражает: во время возведения Восточного и Центрального каналов было перемещено около 11 млрд кубометров грунта и уложено 22 млрд кубометров бетона.
Photo by Guang Niu/Getty Images
Самый сложный, по крайней мере в инженерном отношении, этап работ еще впереди. В Тибете, на западном участке комплекса, планируется до 2050 года потратить еще $25—35 млрд. В конечном итоге в стране должно появиться крупнейшее инженерное сооружение современности, не имеющее аналогов на планете. Весь предыдущий опыт реализации Китаем своих суперпроектов подсказывает, что сейчас только ему под силу проведение работ таких колоссальных масштабов, с подобным уровнем расходов и сопровождающим это риском.
Но есть проблема, которая непосредственно касается нашей страны – это проекты переброски стока трансграничных рек Китаем
С Китаем Россия делит два речных бассейна – Оби и Амура, и в обеих случаях Китаем реализуются проекты переброски стока, затрагивающие интересы России.
В бассейне Оби на Китай приходятся лишь верховья Иртыша. Эта река является крупнейшим притоком Оби, начинается в Китае под названием Черный Иртыш, затем протекает по территории Казахстана (где на ней расположены три крупных города и каскад из 3 ГЭС), и наконец попадает на территорию России. Учитывая, что на Иртыше расположен миллионный Омск, водные ресурсы этой реки имеют для нашей страны большое значение.
Шлюз на водораспределительных каналах, орошающих Бэйтуньский оазис
Годовой сток Черного Иртыша на границе Китая и Казахстана составляет 5 км3, из которых Китай с помощью канала Черный Иртыш – Карамай шириной 22 метра и длиной 300 километров отбирает уже отбирает 1,8 км3. Есть серьезные опасения, что в перспективе отбор воды будет производиться в еще больших объемах. Надо отметить, что на территории Казахстана еще с советских времен действует канал Иртыш-Караганда, рассчитанный на примерно такие же объемы переброски.
В итоге уже сейчас (на 2012 год) в районе Омска возникают проблемы как с водоснабжением, так и с водным транспортом. Для их решения с прошлого года ниже Омска строится Красногорский гидроузел – низконапорная плотина без ГЭС, главная задача которой – обеспечивать постоянный уровень воды в районе города. В Казахстане в планах строительство на Иртыше еще одного водохранилища с ГЭС, в районе Семипалатинска.
В бассейне Амура на Китай приходится практически вся его правобережная часть, в том числе истоки Амура (верховья Аргуни) и крупнейший приток – Сунгари. И там Китаем уже реализован проект по переброске стока – из Аргуни в район озера Далай. Объем переброски стока – до 1 км3 при среднегодовом стоке реки 3,5 км3. Из Сунгари сток перебрасывать пока не собираются, зато эта река очень активно загрязняется, в том числе и аварийными залповыми сбросами, что не раз приводило к серьезным проблемам с водоснабжением в районе Хабаровске.
При этом, попытки договориться с Китаем по этим вопросам фактически провалились. Многие годы идут переговоры, на которых стороны обмениваются малозначащими заявлениями, а китайцы тем временем спокойно строят все новые каналы – в лучшем случае, несколько умериваются масштабы переброски. Похоже, единственный способ если не решить эти проблемы, то хотя-бы смягчить их – строительство новых водохранилищ в российской части бассейна этих рек.
Шедеврально... и масштабно.
дух захватывают масштабы
и по тв у нас это не освещают вовсе, а затраты - колоссальные!
хорошим это обычно не заканчивается
есть опасение, что это только начало
круто развернулись
ну главное, чтобы эти молодцы всех соседей без воды не оставили
Молодцы!