Итоги года жизни при 372-ФЗ для саморегулирования
Делегация Национального объединения строителей представила на VIII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» презентацию, посвящённую промежуточным итогам реформы строительного саморегулирования. Это небольшой документ, всего на 10-ти страницах, которым сопроводил свой доклад исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин. Для саморегулируемого сообщества он интересен, прежде всего, тем, что показывает, какие результаты Нацобъединение считает приоритетными, а о каких предпочитает промолчать. А это, в свою очередь позволяет судить и о дальнейшей политике НОСТРОЙ.
***
Презентация, которую Нацобъединение предъявило граду и миру представлена на официальном сайте. Выполнена она в жанре инфографики, содержит сжатый анализ текущей ситуации и динамики, поэтому очень удобна для обзора.
Первый лист, на котором объясняется ход реализации во времени Федерального закона 372-ФЗ и показаны основные цели реформы, в общем, никакой новой информации для большинства саморегуляторов не несёт. Однако стоит отметить приоритет, в котором расставлены цели – на первом месте указана регионализация саморегулирования, и в самом хвосте значатся: «Наделение СРО доп. правами по контролю в сфере закупок», а также «Наделение СРО доп. правами по контролю в части исполнения стандартов на процессы выполнения работ и квал. стандартов». Как показывает дальнейший анализ, эта деталь очень важна и отнюдь не случайна. В середину списка занесены наделавшие столько хлопот задачи по размещению средств компфондов на спецсчетах и формированию НРС.
Затем, на 2-й и 3-й страницах речь заходит о реальных результатах реформы, выраженных в количественных показателях. С июля 2016 по сентябрь 2017 года количество СРО по стране сократилось с 269 до 254. Однако при этом численность членов уменьшилась ещё сильнее – с 126.194 до 87.324 компаний и ИП. То, есть ряды российской системы саморегулирования покинули почти 39.000 членов или 30 процентов от общего количества.
Так что не случайно кадром раньше ностроевцы дали понять, что регионализацию они ставят во главу угла всех процессов. Дальше речь пошла про итоговое перераспределение членов. Если на момент начала реформы 70,3 тысячи строителей или 55 процентов от общего числа предпочитали состоять в межрегиональных партнёрствах, то теперь они волей-неволей вынуждены вступить в партнёрство по месту своей прописки. Ну, или сменить место регистрации, кому такое решение показалось более удобным. В итоге сейчас практически вся масса строителей состоит в региональных СРО, за исключением 3.000 компаний, избавление от которых – дело ближайших месяцев, а то и недель.
На странице 4 составители презентации употребляют такой термин, как «СРО-гиганты». И видно, что введён он не для красного словца, на нём стоит остановиться подробнее. Так, до начала реформ существовало 28 СРО, в которые суммарно входило почти 60 тысяч членов (47 процентов от общей численности строителей). Сегодня можно выделить 12 «гигантов», которые объединяют 15,5 тысячи членов (18 процентов), что, конечно, означает уже гораздо меньшую концентрацию. Сократился и средний размер реестра СРО – с 469 до 343 членов.
Что означают эти цифры? Только то, что 372-ФЗ выступил как фактор «феодальной раздробленности». Крупные СРО (те самые гиганты) упрекали во всех смертных грехах практически все 7 лет существования строительного саморегулирования. Однако при многих своих недостатках они имели один несомненный плюс – концентрация строителей позволяла сокращать удельные затраты на аппарат и высвобождать средства на иную деятельность. В том числе и на ту, что ожидалась от системы строительного саморегулирования, а именно – техрегулирование, совершенствование законодательства, донесение позиции строительного сообщества до власти и наоборот. Словом, те самые меры, направленные на безопасность и качество, которые были прописаны в Градкодексе. Да, никто не утверждает, что крупные СРО во всём всегда оказывались на высоте и защищали интересы строителей. Но у них, по крайней мере, были для этого в наличии необходимые ресурсы. И если бы реформа пошла другим путём, ресурсы эти можно было бы активнее использовать во благо отрасли.
Однако всё получилось так, как получилось. Сократился членских состав большинства партнёрств, увеличились расходы в силу новых функций, предусмотренных законодательством – участие в ведение НРС, контроль за обеспечением договорных обязательств и так далее. А это значит, что уцелевшим саморегуляторам пришлось сокращаться, безжалостно ужимать расходы и экономить на всём. У одних пошли под нож «лишние» сотрудники, другим пришлось сменить офисы в центре города на скромные помещения на окраине. Очевидно, что в таких условиях становится не до спецпроектов. Какое тут техрегулирование, повышение престижа профессии или предложения в сфере законодательства, если бюджета едва-едва хватает на обязательный минимум?!
Очевидно, что работу в этом направлении может и будет вести только одна структура. А именно – сам НОСТРОЙ, который по факту уже стал за прошлый год неким суперрегулятором в сфере строительного саморегулирования. Отсюда и та политика, которую мы отметили уже на первой странице – среди целей реформы такие задачи, как дополнительные права по контролю в сфере закупок, а также дополнительные права по контролю в части исполнения стандартов на процессы выполнения работ и квалификационных стандартов отнесены в хвост списка. Да и в презентации о них говориться на страницах 8-й и 9-й, дальше только адреса для обратной связи.
По факту эти задачи становятся прерогативой не партнёрств, а НОСТРОЙ, которому предстоит разработать необходимые механизмы и довести свои решения до СРО. Такая схема работы, вынужденная для всей системы в пору феодальной региональной раздробленности. Просто потому, что необходимых организационных ресурсов для решения сложных задач у самих СРО уже не осталось. Вместе с тем в сложившейся ситуации есть свои риски. Ведь позиция суперрегулятора не всегда может учитывать весь спектр мнений, имеющийся в саморегулировании на конкретный момент времени.
При том, что и само Национальное объединение находится в непростой ситуации, вынужденное решать головоломные загадки, подкидываемые нынешним законодательством. Работы стало больше. Например, нужно довести до финала заполнение НРС, обеспечить проверку сведений и поддерживать ресурсов в актуальном состоянии. Нужно разрабатывать стандарты СТО. Нужно решать целый комплекс вопросов, связанных с контролем за обеспечением договорных обязательств. А средства уменьшились. Сокращение количество членов СРО на 30 процентов сократило бюджет НОСТРОЙ, сыграла свою роль и инфляция, с учётом того факта, что взносы уже который год остаются на одном уровне.
Получается, что в итоге с принятием 372-ФЗ страдают не только строители, которые получили новые админбарьеры, проблему со средствами, утерянными в компфондах и перспективу роста членских взносов. Страдает и вся реформа строительной отрасли. Ведь приходится решать новые сложные задачи, дробя при этом и без того скудные ресурсы.
Согласен! Из окна теперь не Центр города виден, а спальный район или завод? Так нечего в окна смотреть - надо работать! Спустя 10 лет давайте начнём работать!
Олег! А что где-то есть какие-то волшебные окошки через которые заводы видно?
А фабрики через них случайно не видать?
Или вы про окна из кабинета премьер-министра страны пишете?
Почитайте сами, ещё раз, что написано: уцелевшим саморегуляторам пришлось сокращаться, безжалостно ужимать расходы и экономить на всём. У одних пошли под нож «лишние» сотрудники, другим пришлось сменить офисы в центре города на скромные помещения на окраине. Где минусы? Я не вижу! Лишние сотрудники, которые сидят целыми днями в соцсетях теперь вынуждены искать себе работу?
НРС это надолго. В отличии от саморегулирования, которое в таком виде реализовано только у нас в России, реестры специалистов – это общемировая практика, зарекомендовавшая свою эффективность
Сталкиваемся с ситуацией, когда специалисты НОСТРОЙ добросовестно (насколько это возможно) выполняют свою работу, и тут же начинаем намекать на то, что за деньги всех включают...
все вам надо черной краской измазать!
Господин Привалов! НРС это всё же не очередь в кассу гипермаркета, где можно горлом своё место перед кассиром выкружить. И формально отказывая, специалисты НОСТРОЙ просто не могли поступить по-другому. Иначе если вскроется их такая задушевность, то их накажут и будут правы. Понятно же было, что будут на калькуляторе стаж считать, а единственный способ его сосчитать – только через выписку ЕГРЮЛ (в которой ОКВЭДы), поскольку больше никак... К слову сказать, в выписке ЕГРЮЛ сведений о работающих сотрудниках нет, а через ПФР не проверяют...
Если дать денег сотрудникам НОСТРОЙ, то и ОКВЭДы сразу станут теми и все специалисты зачисляться в стройные ряды НРС
Идея для бизнеса: создаём обязательный реестр кого-то там, придумываем сверх-условия для попадания в него, заворачиваем бесплатных заявителей, пропускаем платных. Профит! А для супер спросу на услуги, тянем с запуском реестра до последнего