Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Импортозамещение в строительстве. Есть ли проблемы?

4.05.2022

Насколько критической (или нет) является ситуация с импортными составляющими в строительстве. Тезисно: ситуация с импортозамещением выглядит следующим образом - зависимость российских строек от импорта существует, но степень её разная.

Болевой точкой является техника, управляемая компьютерным оборудованием, которое, в свою очередь, зависит от обновлений программного обеспечения. Как сообщал  президент НОСТРОЙ Антон Глушков, в последний месяц зарегистрированы случаи, когда иностранные подъёмные краны остановились из-за соответствующих команд вследствие отсутствия планового обновления облачного софта.

Возвращаемся к господину Пустовгару. Что ещё проблемного он отметил? Вот что. Имеется существенная зависимость от импортных поставок инженерного оборудование (для различных классов зданий, разная). В жилье эконом-класса такого рода импортная составляющая достигает 25%, в бизнес-классе уже 60%.

Есть проблемы со строительными материалами. Если при строительстве массового сегмента, в основном, можно обойтись поставками отечественных производителей, то в жилье бизнес-класса и выше, доля импортных материалов более 60%, которые, в основном, поставлялись из Европы, США и Японии. Оттуда же поступала и строительная химия. Сейчас поставки приостановлены.

Говоря о местном производстве, не нужно забывать (ирония судьбы), что стройматериалы в России производятся на оборудовании, которое на 95 - 100% является импортным. Производители имеют ремкомплекты, которые позволят поддерживать технику в рабочем состоянии от полутора месяцев до года, затем проблема ремонта встанет в полный рост. Много говорится о Китае, но далеко не всегда китайские компании делают нужные запчасти. Кроме того, существует проблема качества деталей, поставляемых из этой страны. Ну и, самое главное, пока даже неизвестно, будут ли китайские производители поставлять нам необходимые запчасти и оборудование, а если будут, в достаточном ли количестве. Работа по замене только началась и ответов пока нет. И, да, на то, что уже начали поставлять нам наши восточные соседи, они резко взвинтили цены. В некоторых случаях речь идёт о двукратном подорожании.

Ещё одна публикация на эту тему в РБК. Разговор уже о лифтах. Тема, согласитесь, важная. Трудно себе представить, как можно обходиться в современных многоэтажных домах без лифтов. Даже временное их отключение вызывает массу неудобств.

Что мы видим на сегодняшний день.

Почти 30% лифтов, установленных в России в 2021 году, привезли из-за границы (13% — из Европы, США и других западных стран, еще 15% — из Беларуси). Остальные 70% были произведены в России.

Но и здесь наблюдается описанная выше проблема - 30% комплектующих в наших лифтах имеют импортное происхождение. Что именно? Практически полностью лебёдки, поставляемые из Италии, Южной Кореи, Китая и Турции, и, конечно, микроэлектроника, в первую очередь, из Тайваня, затем из Китая. Дефицит по этим двум позициям вполне возможен. Тайвань – главный поставщик чипов, отказался от поставок в Россию. Масштабы потерь таковы, что даже китайские фирмы быстро не смогут заместить тайваньских гигантов TSMC, ASE Technology Holding и других.

Если же говорить не про комплектующие, а про самих производителей лифтов, то ситуация на сегодняшний день следующая.

От нас ушли финский KONE, немецкий TK Elevator, но пока ещё работают греческий Kleemann и французский Sodimas (надолго ли, неизвестно). Кроме того, есть швейцарский Schindler, который пока не принимает новые заказы, но и не заявляет об уходе с рынка.

У нас есть собственные заводы. Их много. В первую очередь, Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ), который занимал 20% рынка, но собирается увеличить эту долю до 30-35%. Он производит, как совместные лифты с Otis, так и собственные, где доля импортных деталей не превышает 10%. Есть завод «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ), входящий в структуру ПИК, где доля импортных компонентов ещё меньше – 5%. И есть ещё около 20 других заводов.

Решив проблему лебёдок и микроэлектроники, эти предприятия обеспечат потребности подавляющего большинства строек массового сегмента в лифтовом оборудовании.

Сложнее с жильём бизнес-класса и выше, а также с высотками. Дело в том, что лифты, выпускаемые нашими заводами не высотные. Максимальная возможность по подъёму у нас не превышает 100 метров (это щербинские лифты, остальные не могут и этого). Между тем, в Москве сегодня уже 87 зданий с большей высотой, и ещё около 100 строятся, либо планируются к строительству. Эту проблему предстоит как-то решать.

Кроме того, наши лифты, медленные. Например, для лифтов ЩЛЗ скорость движения составляет 2 м/с, а у Otis 12 м/с. Придётся и к этому как-то адаптироваться.

Что получается в итоге.

В массовом сегменте проблем с импортозамещением нет. Есть сложности у строителей с механизмами, используемыми при производстве работ. На какое-то время их хватит, а затем будут налажены поставки запчастей из Азии (на это рассчитывают сами строители). Строящиеся же объекты (материалы и инженерия) зависят от импорта в меньшей степени. Так что жители новых бюджетных многоквартирных домов и даже домов среднего класса каких-то перемен не почувствуют.

Сложнее дело обстоит с недешёвым жильём. Там используются не только механизмы, но и отделочные материалы не местного производства. Здесь проблему ещё только как-то предстоит решать.

Она и будет решена - со временем. Просто материалы будут попроще, инженерия подешевле, а лифты помедленнее.

 

Комментарии

  1. Лукьянов Павел

    Надуманные проблемы, тут и обсуждать-то нечего, всё решается в рабочем порядке. Очень похоже на заявление Матвиенко о гвоздях, на того, кто гвоздильный станок -автомат не видел производит впечатление и начинается бурное обсуждение, вместо решения важных вопросов.

    Добавить сообщение
  2. Ворожитов Илья

    По стройматериалам в основном все у нас производится. А все остальное добьем Китаем, как впрочем и было.
    Тем кто хотел итальянскую плитку, придется довольствоваться чем-то другим.

    Добавить сообщение
  3. Дарья Мурашова

    В инженерии сейчас действительно большая проблема.

    Добавить сообщение
  4. Платонов Алекс

    Многое можно было заменить на отечественное, но будет не красиво, не качественно и убого, если честно.

    Добавить сообщение
  5. Рабочий

    Ремонт, прошедший в 21 году показывает следующую пропорцию в деньгах:
    1. Отечественные стройматериалы - 20% (цемент, гипсовая штукатурка, плиточный клей и т.д.)
    2. Работы и услуги (отечественные работники) - 25%
    3. Импортные стройматериалы - 55%

    Добавить сообщение
  6. Виктор Алексеев

    советским людям к низкому качеству не привыкать

    Добавить сообщение
  7. Vlad63

    Чаще всего проблемы возникают из-за криворукого монтажа/ремонта. Но тут и до санкций всегда проблемы были.

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика