Адаптация российской транспортной отрасли к современным экономическим реалиям затянется, считают специалисты.
***
Из-за антироссийских санкций отечественный дорожный сектор столкнулся с рядом проблем, среди них: логистические ограничения, дефицит автомобильной техники, нехватка кадров, нестабильность в международных контактах и другие. Но бизнес не может долгое время бездействовать, рано или поздно он начнет искать способы и возможность перестроить отлаженную годами работу. Действительно ли рынок нуждается в стимулировании импортозамещения, какие технологии и оборудование уже есть в России, и стоит ли искать новых поставщиков?
Главные факторы влияния на отрасль
По мнению президента «Национальной ассоциации перевозчиков» Андрея Белова, разрыв логистических цепочек произошел еще в 2021 году по всем видам транспорта, и он все еще не восстановлен. «Еще в пандемию образовался дефицит железнодорожного, водного и автомобильного транспорта. Как следствие произошло удорожание логистических услуг как в мире, так и в России. Изменения не коснулись только авиатранспорта, из-за его дороговизны», - сказал он в ходе вебинара «Импортозамещение в дорожном секторе».
Андрей Белов отметил, что самая большая проблема отрасли в том, что период дешевых денежных средств позади. Произошел разгон инфляции и инфляционных ожиданий в мире и ужесточение денежно-кредитной политики Центрального банка и регуляторов стран. «Так, уровень инфляции в США в 2022 году составил 8,2% - это максимальный показатель за 41 год, в Европе - 4,9%, а в России - 8,4%. Безусловно все это будет влиять на стоимость услуг, запасных частей и самих автомобилей», - уверен президент НАП.
В 2022 году спрос на отечественную технику составил примерно 80-90%. Это связано с ростом стоимости лизинга, запасных частей и комплектующих. «Особенно остро мы ощущаем дефицит автомобильной техники, запчастей и комплектующих. Конечно через некоторое время ситуация стабилизируется, и мы адаптируемся. Запчасти будут поставляться из дружественных нам стран, либо будут реплики, аналоги или б/у. Первое время, чтобы не срывать свои обязательства перед заказчиками, компании готовы разбирать автомобили на запчасти. Это не очень хорошо, но все-таки выход», - отметил Андрей Белов.
Он напомнил, что еще до санкций объем производства автомобилей во всем мире сократился. Тогда резкое подорожание металла, дефицит полупроводников, вызванный аварией на китайском заводе, пандемия и другие причины спровоцировали проблемы в отрасли, а санкции их только усугубили. «Произошло увеличение сроков поставки техники с 2–3 месяцев до 6 месяцев и даже года. Цены на авто у производителей за год выросли на 30–45%. Считаю, что стабилизация рынка автомобилей произойдет не ранее середины 2023 года», - подытожил президент НАП.
Упор на кадры
По мнению директора ООО «ЭмБиКа Техно» (г. Минск) Геннадия Есмана, сегодня необходимо на государственном уровне заняться подготовкой отраслевых высококвалифицированных кадров. «Отрасли необходимы грамотные конструкторы в машиностроении, работающие с передовыми программными продуктами и операторы станков ЧПУ», - подчеркнул он.
Решение этих двух важнейших проблем позволит обеспечить необходимым объемом техники и комплектующих не только дорожную сферу, но и другие отрасли. «Без решения этих задач двигаться вперед самостоятельно невозможно, а закупать необходимое оборудование становится сложно», - отметил Геннадий Есманов.
Будущее за отечественными разработками
В свою очередь, директор по развитию композитных инвестиционных сервисов ЭТП Газпромбанка Сергей Калинин рассказал, что в 14 марта в России был запущен «Сервис импортозамещения». Он позволяет проводить закупки импортозамещающих товаров отечественного производства, аналогов секционной продукции и оригинальных товаров. «Платформа существует уже 7 лет. За все это время мы накопили знания и собрали внушительную базу данных. В ней зарегистрировано более 1,5 млн юридических лиц в качестве заказчиков, более 700 тыс. поставщиков и более 500 тыс. уникальных позиций», - отметил он.
Создатели сервиса считают, что он сможет упростить и ускорить процесс импортозамещения в России. «С помощью нового сервиса заказчики смогут публиковать запросы на приобретение промышленной продукции, запасных частей и комплектующих, а поставщики — направлять свои ценовые предложения и предлагать аналоги без дополнительных затрат, согласований и посредников», - пояснил он.
По данным Совкомбанка, за 8 лет санкций в России реализовано более 1,5 тыс. проектов по созданию аналогов продукции, которая ранее поставлялась из-за рубежа. Среди них можно отметить: разработку литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающих автономную работу устройств при температурах от -50 до +50 °C, открытие Саратовского завода полимерных материалов и многие другие.
Начните обсуждение первым!