Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Главная задача строительной отрасли – не слететь с четвертого технологического уклада

27.06.2022
Оптимистичные заявления представителей органов власти о том, что российская стройка практически не зависит от импорта, на самом деле весьма далеки от реальности – такой вывод можно сделать после заседания  Комиссии РСПП по строительному комплексу на тему «Импортозависимость и возможности импортозамещения в строительной отрасли. Дорожная карта по реализации». Обсуждение показало, что до продекларированной ранее  чиновниками строительной импортонезависимости  - «дистанция огромного размера».

 

В заседании приняли под председательством президента РСС Владимира Яковлева участие вице-президент РСПП Александр Мурычев, и.о . директора ФАУ ФЦС Андрей Копытин, почетный президент НОСТРОЙ Ефим Басин, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России Олег Бетин, исполнительный директор НОПСМ, председатель Комитета РСС по развитию промышленности строительных материалов Антон Солон, генеральный директор НИЦ «Строительство» Виталий Крючков, исполнительный директор Аналитического центра СМ ПРО Евгений Высоцкий и другие представители органов власти и строительной отрасли.

Само заседание продолжалось несколько часов, и среди самых интересных моментов можно выделить несколько докладов, которые идут вразрез с государственным оптимизмом. Так, руководитель комитета РСС по науке и инновационному развитию строительной отрасли Андрей Пустовгар озабочен даже не столько импортозамещением, сколько возможностью  нарастания технологического отставания строительной отрасли России от всего мира. Сохранить темпы строительства – это важно, но не нужно забывать, что в строительную отрасль стекается огромное количество инноваций из других отраслей – от машиностроения до электроники и программного обеспечения. И если количество инноваций в результате наложенных за спецоперацию на Украине уменьшится – а все идет именно к этому, - то и строительство перестанет развиваться, и смежные отрасли – тоже.

Так что главная задача строительной отрасли – это даже не увеличение объемов и темпов строительства, а необходимость  удержаться в том технологическом укладе, в котором она находится. Строительство сейчас – одна из немногих отраслей, которая находится в четвертом технологическом укладе, здесь активно внедряется автоматизация, роботизация, внедряются суперсовременные технологии. Наши предприятия сухих смесей являются одними из самых современных в мире, как и самые новые цементные или стекольные заводы. И этот уровень необходимо удержать. Можно, конечно, перейти на 5-этажное жилье, потому что нет высокоскоростных лифтов, ездить по грунтовым дорогам, потому что асфальтобетонные заводы встанут, но это полная деградация и отрасли и страны, и этого допустить категорически нельзя!

Нужно сказать, что эта очень яркая и смелая идея, высказанная Андреем Пустовгаром, к сожалению, не нашла дальнейшего развития на многочисленных заседаниях в июне этого года, включая заседание Госсовета при президенте России: там только вскользь был упомянут некий риск старения технологического оборудования и техники – а на самом деле, отрасль может провалиться с точки зрения технологий на 20-30 лет назад. В России нет собственного машиностроения, нет предприятий, выпускающих необходимое технологическое оборудование – на их создание уйдет от 5 до 10 лет, и то далеко не всех, которые нужны для стройки. Потому что мировое разделение труда отменить невозможно. К сожалению, кроме РСС, такие вопросы больше никто не поднимает – а чиновники предпочитают вслух об этом не говорить.

 

Ученый, покорми себя сам!

Все разговоры  о том, что Россия должна сама себя всем обеспечивать, в том числе, и на стройке, упираются в тот факт, что отраслевая наука практически полностью утрачена. Ведь для появления новых или хотя бы аналогичных строительных материалов или технологий должны сначала появиться и поработать соответствующие ученые.

В России от строительной науки остались крохи, которые сосредоточены, по большей части в НИЦ «Строительство» и еще в нескольких университетах. Но и здесь ученые думают не о высоких научных материях, а о конкретных прикладных разработках, которые можно немедленно продать. Почему? Потому что вся российская строительная наука  обеспечивает себя сама – и об этом рассказал директор НИЦ «Строительство» Виталий Крючков. Он уверен, что импортозамещение на качественном уровне без строительной науки невозможно, но сложилась такая практика финансирования российской науки, которая предлагает ученым самим искать себе заработок.

В НИЦ «Строительство», которое объединяет три строительных НИИ,  полностью отсутствует бюджетное финансирование на проведение научных разработок. То есть, разработку новых товаров и технологий, которые затем должны прийти на стройки всей страны, сегодня никто не оплачивает. Финансирование 60 лабораторий НИЦ «Строительство», 1000 ученых, из которых 200 – это кандидаты и доктора наук, идет исключительно за счет хоздоговорной работы, то есть, за счет продажи имеющихся знаний и компетенций под конкретный заказ, а не на развитие. И здесь какие-то научные идеи или открытия  - скорее побочный результат хозяйственной деятельности.

Понимая, что дальше так жить нельзя, НИЦ «Строительство» сформировал внутренний фонд науки и профинансировал пять тематик, которые в дальнейшем могут иметь коммерческий интерес для рынка – например, исследование несущей способности многослойного стекла, из которого уже весь мир начинает активно строить, а в России мало кто знает, что это такое. Но 5 тематик  и 20 миллионов рублей на 60 лабораторий – это капля в море.

При этом органы власти, которые распределяют бюджетные средства на НИОКРы,  устанавливают такие сроки при получении грантов, в которые просто невозможно уложиться – на НИОКР дается 2-3 месяца при том, что на полноценные  исследования нужно не менее года-двух. Но и здесь доля НИОКРов за три года упала в 2,5 раза – с 22% до 9%. Выход – переходить с годового на трехлетний цикл планирования научных исследований, чтобы ученым можно было спокойно работать. Но этот вопрос пока только обсуждается  - с неизвестным результатом.

Так что ученым по-прежнему приходится искать деньги на свое существование – где уж тут думать об импортозамещении и прочих высоких материях. И пока ученые будут думать, что бы такое сделать, чтобы обязательно продать на рынке, отраслевая наука развиваться не будет и никаких отечественных открытий и прорывных разработок ждать не приходится. Вы что-нибудь слышали об инновационных, на мировом уровне, российских материалах и технологиях? Увы, их нет – и в ближайшее время не предвидится.

 

Сколько долларов в одном российском кирпиче?

Ключевыми с точки зрения возможностей импортозамещения  можно назвать выступления представителей НОПСМ  - Антона Солона и Евгения Высоцкого. Их выкладки и цифры показали: легенда о том, что строительство жилья в России возможно и без импортных материалов, а в дорожном и прочем строительстве большинство материалов отечественные или импортозамещаемые, так пока и остается легендой. Российская промышленность строительных материалов и российская стройка фатально зависят от зарубежных поставщиков, технологий и оборудования.

Антон Солон выступил с докладом на тему: «Потребности импортозамещения в промышленности строительных материалов», подготовленном экспертами Ассоциации НОПСМ совместно с Аналитическим центром CM ПРО. В своем выступлении он подвел итоги исследования уровня зависимости от импортных составляющих производства, основываясь на данных, полученных от ведущих предприятий отрасли, отраслевых ассоциаций и объединений в сфере промышленности строительных материалов.

Проблема импортозависимости ПСМ была разложена на три уровня, которые в содержательном плане от простого к сложному и временном плане по мере отдаления срока реагирования на вызовы представляют собой «импортозамещение продукции» сейчас, «импортозамещение компонентов/сырья/добавок» завтра (год-два) и «импортозамещение оборудования/деталей» послезавтра (3-5 лет), причем в разрезе по каждой из 25 групп строительной продукции. Основные выводы исследования следующие:

1. Импортозависимость в первом уровне является незначительной, за исключением премиального сегмента.

2. Импортозависимость второго уровня является существенной в ряде видов строительных материалов, в том числе в основном в области строительной химии, но не критической.

3. Импортозависимость третьего уровня (оборудование и запчасти) является чаще всего критической, причем практически по всем видам строительной продукции, и потребует экстраординарных усилий компаний и государства по решению данной проблемы.

Таким образом, основные проблемы реформирования отрасли ПСМ лежат за ее пределами, в частности в химической промышленности, станко- и машиностроении.

Исполнительный директор СМ ПРО Евгений Высоцкий конкретизировал выводы Антона Солона посредством подробной аналитики по всем группам строительной продукции.

Так, доля импортной фасадной клинкерной плитки на российском рынке составляет 97%, саморезов и фасадного крепежа – 85%, герметиков и клеев – 80%, монтажных пен – 45%, и возможность замещения этих продуктов отечественными аналогами весьма ограничена.

Если говорить об импортном сырье, из которого делается отечественные стройматериалы, то здесь ситуация еще более критическая: кровельные ПВХ-мембраны, полимерная теплоизоляция, лицевой клинкерный кирпич на 100% изготавливаются из импортного сырья. На 60-80%  от импортного сырья зависят производители герметиков, монтажных пен и сантехнической керамики, и только производители изделий из металла могут чувствовать себя спокойно.

А вот зависимость российской строительной индустрии от импортного оборудования можно считать фатальной: практически на всех заводах стоит импортное оборудование – от производства кирпича до теплоизоляции и цемента. Зависимость составляет 80-100%, и в России подобное оборудование не производится в принципе. И если запчасти к технологическим линиям еще пока есть в наличии, то по мере их износа производства начнут вставать. И это не говоря о том, что 100% всех подшипников для всех конвейеров и технологических линий производится в США.

«Через полгода-год при сохранении текущей ситуации, сначала будет сокращение производства и снижение качества выпускаемой продукции в силу невозможности заместить все детали начиная от машиностроения, заканчивая автоматикой. А через какое-то время, когда это оборудование начнет выходить из эксплуатации, заместить его будет нечем. Это относится ко всей цепочке производства практически в каждой подотрасли! Начиная от карьеры, карьерной техники, от самосвалов и заканчивая упаковкой продукции. Серьезная проблема начнется тогда, когда не будет цемента, щебня, кирпича, бетона, газобетона. И чтобы подготовиться к этой проблеме – уже сейчас необходимо об этом говорить и предпринимать шаги» - заявляют в НОПСМ.

На этом фоне нужны комплексные меры государственной поддержки не только на уровне снижения таможенных пошлин и параллельного импорта, но и для производителей современного технологического оборудования – при условии, что в России есть такие разработки. Нужно возрождать отечественное машиностроение, строительную науку, убирать барьеры на пути тех, кто может предложить рынку новые разработки.

А главное – перестать бросать лозунги «в массы» и заняться реальным развитием технологического уровня строительной отрасли.

http://ancb.ru

Комментарии

  1. Семакин Евгений

    Прилетит, вдруг, волшебник в голубом вертолете.

    Добавить сообщение
  2. Сурикова Анжела

    Не смешите, во времена относительного  спокойной жизни с профицитным бюджетом не сделано практически ничего, но за несколько лет мы, вдруг, все сделаем.

    Добавить сообщение
  3. Ворожитов Илья

    С проблемами могут справиться «системные решения от государства» — чтобы и собственное производство наладить, и людей научить работать с ним. На все про все у производителей есть два-три года.

    Добавить сообщение
  4. Платонов Алекс

    У нас все еще остались Белоруссия, Иран, Индия и Китай, где производители ищут пути замены западного оборудования.

    Добавить сообщение
  5. Селиверстов Антон Игоревич

    Если текущая ситуация сохранится, максимум через год из-за невозможности замены деталей производство начнет сокращаться, а качество выпускаемой продукции — снижаться.

    Добавить сообщение
  6. СЕРЕДКИН ИЛЬЯ

    Высокая зависимость от западных станков начнет ощущаться уже в этом году, а связанные с ней проблемы будут нарастать валом.

    Добавить сообщение
  7. Vlad63

    за последние 15–20 лет практически вся современная индустрия стройматериалов создана на западном оборудовании и западных комплектующих

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика