Что ждать строительным саморегуляторам от законопроекта № 584062-7?
Одним из сюрпризов нового 2019 года стало возобновление работы над поправками в 315-ФЗ. Напомним, что в плане законопроектной деятельности Правительства РФ на 2019 год в разделе VII «Формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности» упомянутонамерение подготовить законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Передаём слово нашему добровольному подмосковному эксперту, который и поднял данную тему.
***
Таким образом, будет продолжена бесконечная эпопея с попыткой создать единый закон для саморегулирования всех отраслей, включая риэлторов, оценщиков, аудиторов, психоаналитиков и уже давно познавших все радости СРО-системы строителей, проектировщиков и изыскателей. Насколько вообще возможно причесать под одну гребёнку столь разные отрасли экономики, имеющие каждая свою специфику и свой непростой режим нормативного регулирования?
Как известно, эту непростую задачу совместно взвалили на свои плечи «кружок любителей саморегулирования» при Торгово-промышленной палате РФ и Минэкономразвития России. Однако впрячь в одну повозку трепетную лань частной инициативы и административного планирования оказалось не так-то просто. По факту совместная работа свелась к перечислению общественниками своих «девичьих фантазий», вроде добровольного членства в СРО и свободы инвестировать средства компфондов в любые доступные инструменты. Однако фантазии эти раз за разом разбивались о МЭРскую реальность. Финальный вариант закона был основательно отредактирован профильным ведомством в сторону ужесточения предусмотренных в нём норм.
Проект федерального закона в числе прочих новелл предлагает законодательное закрепление специального статуса «Национальное объединение СРО», создание Единого государственного реестра Национальных объединений саморегулируемых организаций и определение уполномоченного органа ответственного за его ведение. Таким образом, Государственный надзор за деятельностью Национальных объединений СРО должен быть выведен из системы отраслевого регулирования. Однако, согласно статье 104 Конституции России и статье 105 Регламента Государственной Думы РФ, подобная инициатива может быть вынесена на рассмотрение только при наличии положительного заключения Правительства Российской Федерации.
Строительные саморегуляторы довольно быстро охладели к работе Совета ТПП по саморегулированию, обнаружив, что планирование, которым занимаются его представители, слишком далеко от тех реалий, в которых приходится работать строительным и проектно-изыскательским СРО.
В итоговой такой форме законопроект не нашёл одобрения на федеральном уровне. В декабре минувшего года комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям заблокировал проект поправок в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (законопроект № 584062-7) на этапе предварительного рассмотрения. Что, в общем-то и понятно, если учесть, что документ разрабатывался исключительно на основе «хотелок» и «благих пожеланий», без серьёзного учёта десятилетнего опыта саморегулирования в строительной отрасли.
Таким образом, с высокой степенью вероятности новый закон о СРО останется законотворческим долгостроем, который можно тянуть ещё долгие годы.Реальной заинтересованности в его реализации у властей на сегодняшний день нет. И даже если документ будет принят, не стоит рассчитывать, что он существенно повлияет на систему строительного саморегулирования, для которой всегда можно будет сделать приятное исключение.
Начните обсуждение первым!