Бункер «ВАЛЕНТИН»
В 1943 году немцы собирались возвести защищенное укрытием сборочное предприятие на берегах реки Везер в Фарге, под Бременом. Согласно специальному заказу, следовало создать производственный комплекс для сборки лодок XXI серии. По существу это была огромная сборочная линия: лодки проходили через несколько этапов сборки, и в конце этого цикла их перемещали в «мокрый» док, а затем выводили из бункера в реку Везер.
Основные цеха, предназначенные для сборки лодок XXI серии, находились на судоверфях Blohm & Voss в Гамбурге и AG Weser в Бремене; больше всего лодок выпускала Blohm & Voss. Эта судоверфь стала объектом постоянных налетов союзных бомбардировщиков, и в итоге ей был нанесен серьезный ущерб. В итоге основные работы по сборке новейших лодок планировались производиться на судоверфи AG Weser, для защиты которой было начато строительство бункера «Валентин».
Строительные работы закончились 7 апреля 1945 года, к этому моменту бункер был готов примерно на 90 процентов. Если бы его возведение удалось довести до конца, он имел бы важнейшее значение.
Для размещения сборочной линии ПЛ XXI серии было решено использовать одно из самых крупных и мощных укрытий «Valentin» вблизи Бремена. Это укрытие имело длину 450 м и ширину 100 м. Толщина его бетонных стен достигала 3-4,5 м, перекрытий — до 7,3 м, что позволяло выдерживать удары десятитонных авиабомб. Внутри укрытия, как на автозаводе, был организован сборочный конвейер с тринадцатью построечными позициями, каждая из которых предназначалась для выполнения определенных операций. Перемещаясь от одной позиции к другой, лодки собирались из блоков и последовательно доводились до спусковой готовности. В конце сборочная линия выходила в док-камеру, в которой ПЛ спускались на воду. На последней 13-й позиции у стенки достроечной набережной проводились завершающие строительные операции, выполнялись вывеска и кренование лодок.
Для проведения ходовых испытаний ПЛ выводились из укрытия через бронированные двери и по реке Везер выходили в Северное море. Согласно строительному графику, вывод готовых ПЛ XXI серии из укрытия «Valentin» должен был производиться через каждые 56 часов.
Однако полностью реализовать намеченные планы и организовать строительство ПЛ XXI серии в бункерах-укрытиях немцам не удалось. К тому же в конце марта 1945 г. английские летчики сумели поразить «ахиллесову пяту» укрытия «Valentin» — район 5-й и 8- й построечных позиций, где толщина перекрытия была минимальна и составляла 4,5 м. Две десятитонных авиабомбы окончательно остановили сборочный конвейер «электролодок».
В результате воздушного налета Королевских ВВС 30 марта 1945 года было сброшено 15 бомб «Толлбой», шесть из которых попали в бункер. Часть из них пробила недостроенное сооружение, но внутри повреждения оказались незначительными.
http://www.gradremstroy.ru/news/baza-bunker-nemeckix-podvodnyx-lodok-valentin-germaniya.html
Уютненько там.
Восстановительные работы на бункере завода прекратили просто потому что нашелся русский который утопил нахрен школу подводного состава вместе с кучей уже готовых экипажей. Делать лодки не имея экипажи не имело смысла.
Каждые 56 часов лодка - это круто!
Blohm & Voss у инженеров этой конторы довольно интересные концепции самолетов были. Асимметричные.
Германские города разрушили в основном британцы.