Пётр Котенков: Не все СРО должны размещать средства компфонда на депозитах к 1 ноября
Начало реформы строительного саморегулирования вызвало немало вопросов среди представителей сообщества. Национальное объединение строителей подталкивает партнёрства быстрее проводить общие собрания и приводить документы в соответствие с 372-ФЗ, о чём недвусмысленно свидетельствует начавшийся мониторинг. Однако можно понять и саморегуляторов, которым не очень хочется быть в числе первопроходцев. Поспешив в данном случае можно не только насмешить коллег, но ещё и понести приличные материальные и репутационные потери.
Помимо переоформления документов много вопросов возникает и относительно компфондов. И здесь стоит прислушаться к мнению экспертов. Так, член Общественного совета по развитию саморегулирования (ОСРС) Пётр Котенков разъяснил нормы закона в части размещения средств имеющегося компфонда СРО. По словам Петра Александровича, перевести средства компфондов СРО на спецсчета в уполномоченных кредитных организациях до 1 ноября должна лишь часть саморегулируемых организаций, принявшая решение заблаговременно исполнить норму закона о формировании двух компфондов.
Нормами части 9 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона) установлено, что саморегулируемые организации не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с требованиями статей 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
То есть не позднее этого срока, согласно Федеральному закону № 372-ФЗ, саморегулируемая организация должна провести работу по получению от своих членов заявлений об их намерениях остаться в СРО или выйти из неё (до 1 декабря 2016 года), принятию по таким заявлениям решений, подготовке и принятию в срок до 1 июля 2017 года соответствующих решений органами управления саморегулируемой организации о внесении изменений во внутренние документы СРО, в соответствии с действующим законодательством, провести работу по разделению имеющихся средств компенсационного фонда ранее сформированного за счёт взносов членов на два компенсационных фонда – компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Согласно части 2 статьи 3.3. Закона, саморегулируемая организация обязана в срок до 1 ноября 2016 года разместить средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ, определивших формирование компенсационных фондов саморегулируемой организации по-новому с 4 июля 2016 года (со дня официального опубликования федерального закона № 372-ФЗ), на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Следует учесть, что редакции статей 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ, действовавшие до вступления в законную силу 4 июля 2016 года федерального закона, в соответствии с которыми ранее был сформирован компенсационный фонд той или иной саморегулируемой организации, с 4 июля 2016 года потеряли законную силу.
Вместе с тем, закон не обязывает СРО сформировать компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в более ранние, нежели 1 июля 2017 года, сроки, но и не содержит запрета для саморегулируемой организации сформировать такие компенсационные фонды и ранее 1 июля 2017 года.
Таким образом, из приведённых норм закона следует, что саморегулируемая организация обязана в срок не позднее 1 ноября 2016 года разместить средства компенсационного фонда возмещения вреда и средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальных банковских счетах в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, лишь в том случае, если СРО к 1 ноября 2016 года уже собрала соответствующие заявления со своих членов, сформировала компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Если же саморегулируемая организация в срок не позднее 1 ноября 2016 года не сформировала компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и не разместила средства таких компенсационных фондов на специальных банковских счетах в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, то это обстоятельство нарушением со стороны саморегулируемой организации не является, поскольку частью 9 статьи 3.3 закона установлено, что такие компенсационные фонды саморегулируемая организация обязана сформировать не позднее 1 июля 2017 года.
Очевидно, что при таких обстоятельствах саморегулируемая организация может сформировать компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств и позднее 1 ноября 2016 года разместить их на двух специальных счетах в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Конкретные сроки в законе не указаны, но не позднее 1 июля 2017 года.
Вот же молодцы авторы закона. Так всем мозг вскипятить.
Вот Ростехнадзор совсем другое написал:
Вопрос. В какие сроки и в каком размере саморегулируемая организация обязана разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации?
Ответ. Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 1 ноября 2016 года разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а также в течение семи календарных дней с даты размещения таких средств уведомить об этом орган надзора за саморегулируемыми организациями, и Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация, с приложением документа (выписки) о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, выданного такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России.
Размер компенсационного фонда должен рассчитываться на дату размещения средств в кредитной организации, исходя из общего количества членов саморегулируемой организации, включая исключенных, и суммы взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, уплаченным каждым юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, являющимся или являвшимся членом этой саморегулируемой организации, начиная с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Нет ответственности за несвоевременное размещение. Тогда кто пойдёт в суд? И зачем?
Я считаю, что КФ СРО (по старому) и КФ ВВ (по новому) - это одно и то же. Т.е. из КФ СРО просто выделяют КФ ОДО, а то, что осталось - это, как и было, КФ ВВ.
Похоже, что до 1 июля без бутылки точно с этими фондами не разобраться.
Рюмки и закуски не забудьте приготовить только для многочисленных проверяющих...).
Как там в пословице? У двух людей - три мнения.
Ещё разбирать и разбирать, а некоторые сроки всё ближе и ближе.
"Паниковский уже давно понял, что в гирях
золота нет, и продолжал пилить, оттягивая расплату".
В тему. Переходя к существу дела - Вы всё дальше от него отдаляетесь.
"Более того, на последнем заседании Совета группа по борьбе с недобросовестными СРО и вовсе была распущена за своей неуместностью".
Вот и вся видимость "борьбы" с недобросовестными СРО....
Спектакль продолжается. Впереди перевод компфондов (у кого они остались) в уполномоченные Правительством РФ банки и великое переселение СРО и строительных компаний в связи с регионализацией.
Олег Самуилович. Вот еще одна сцена из спектакля - "на Федеральном портале проектов нормативных актов завершилось обсуждение проекта приказа об отмене свидетельств о допусках к работам.
Официальное название документа звучит следующим образом: «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 года № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Так, что, с нетерпением, ждем продолжения.
А 30 СРО, которые внесли изменения, это, наверное, СРО членов Совета НОСТРОЙ? Так сказать, на личном примере решили показать.
Поспешишь — не только людей насмешишь, но и опоздать можешь…
Кто бездумно спешит, тот часто опаздывает, так как приходится возвращаться в исходную точку и всё переделывать
Альберт Алексеевич. Народ ещё толком не знает, что и как менять надо, а они мониторинг проводят.
Олег Самуилович. Кстати, уверен, что и в самом НОСТРОЙ этого не знают.
Похоже на то, что они просто собирают для себя "рыбу", что бы потом выдать как результат своих трудов.
Я так понимаю, что существуют планы еще больше углубить и развить систему саморегулирования - создав его жёсткую вертикаль.
Согласен Роман. Не всем СРО, кстати, такая перспектива понравится.
ВНациональном объединении проектировщиков и изыскателей, призывали не спешить с утверждением новых редакций внутренних документов, а дождаться типовых шаблонов, разработанных специалистами НОПРИЗ и утвержденных Ростехнадзором.