Алексей Старицын: Требование РТН о размещении на спецсчетах СРО неденежных активов противоречит Градкодексу и 315-ФЗ, а потому является незаконным!
Известно, что Ростехнадзор, невзирая на многочисленные решения судов всех уровней, упорно продолжает требовать от СРО разместить на спецсчетах неденежные активы, то есть, кредитные требования к банкротным банкам, управляющим компаниям и тому подобные обязательства. Ни соображения здравого смысла, ни колоссальная судебная практика на юристов надзорного ведомства не действуют. А как насчёт прямых указаний российского законодательства?
На основе проведённого анализа нормативных актов в сфере саморегулирования в целом и в строительной отрасли, в частности, можно легко прийти к выводу – в качестве «средств компфонда» законодатель имел в виду исключительно денежные средства.
Итак, согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – 315-ФЗ), компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счёт взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее, чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.
Слово «средства» в 315-ФЗ указаны 20 раз, в том числе 2 раза со словом «денежные»:
- денежные средства, полученные саморегулируемой организацией в результате наложения на члена саморегулируемой организации штрафа, в соответствии с настоящей статьёй, подлежат зачислению в компенсационный фонд саморегулируемой организации (часть 9 статьи 10);
- доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах (подпункт 6 части 1 статьи 12).
Итак, восемнадцать раз слово «средства» указаны в 315-ФЗ без слова «денежные», однако, по смыслу закона и законодательства, подразумеваются именно «денежные средства», так как размещение на расчётном счёте или депозите (банковском вкладе), в соответствии с частью 1 статьи 834 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» подлежат только денежные средства, а именно:
- Саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте: копии в электронной форме стандартов и правил саморегулируемой организации, а также внутренних документов саморегулируемой организации. К внутренним документам саморегулируемой организации относятся:
- порядок размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, направления их размещения (инвестиционная декларация) в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) (подпункт «в» пункта 2 части 2 статьи 7);
- информацию об управляющей компании, с которой саморегулируемой организацией заключён договор (её наименование, место нахождения, информацию об имеющейся лицензии, номера контактных телефонов), о специализированном депозитарии, с которым саморегулируемой организацией заключён договор (его наименование, место нахождения, информацию об имеющейся лицензии, номера контактных телефонов), в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) и размещение средств компенсационного фонда осуществляется через управляющую компанию (пункта 7 части 2 статьи 7).
2. Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:
- средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе (пункт 3 части 1 статьи 12);
- средства, полученные от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации (пункта 4 части 1 статьи 12);
- средства, полученные от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации (пункта 5 части 1 статьи 12);
Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов саморегулируемой организации (часть 4 статьи 13).
Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом (часть 5 статьи 13).
Контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также за инвестированием средств компенсационного фонда, которые установлены настоящим Федеральным законом и принятой саморегулируемой организацией инвестиционной декларацией, осуществляется специализированным депозитарием на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария (часть 6 статьи 13).
Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда (часть 7 статьи 13).
В объекты недвижимости может быть инвестировано не более десяти процентов средств компенсационного фонда (часть 9 статьи 13).
В государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда (часть 10 статьи 13).
Дополнительные требования к составу и структуре средств компенсационного фонда определяются инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией (часть 11 статьи 13).
Саморегулируемая организация в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несёт ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков, произведённых членом саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) (часть 12 статьи 13).
Уставом Ассоциации (Союза) саморегулируемых организаций может быть предусмотрена дополнительная имущественная ответственность Ассоциации (Союза) перед потребителями товаров (работ, услуг), произведённых членами саморегулируемых организаций, участвующих в деятельности Ассоциации (Союза) саморегулируемых организаций, за счёт средств компенсационного фонда, формируемого такими саморегулируемыми организациями (часть 6 статьи 24).
На основании анализа этих данных можно сделать только один вывод.
В Федеральном законе № 315-ФЗ и ином законодательстве, в том числе Градостроительном кодексе РФ под «средствами» компенсационных фондов подразумеваются только «денежные средства» компенсационных фондов, следовательно, требование Ростехнадзора о размещении Ассоциацией или Союзом на специальных банковских счетах в кредитных организациях неденежных активов (требований к банку-банкроту и тому подобное) не является законным, так как противоречит действующему законодательству.
Никто не разбирается в ситуации и разбираться не хочет.
Ранее, в соответствии с законодательством, СРО должны были размещать КФ на депозитах, но напрямую или через посредника (УК) нигде не уточнялось. Вот оттуда и пошла коллизия.
Согласна. Надо сотрудникам Ростехнадзора распечатать, в рамочку и на видное место.
Не совсем так. Не надо брать откуда-то деньги. На спец счету должен быть объём, соответствующий количеству действующих членов по реестру саморегулируемой организации.
Если по простому , то на СС должны быть размещены денежные средства КФ в полном объёме и где их СРО возьмёт , с какой УК или сдувшимся банком расторгнет договор , наверное это не тема РТН. Всё остальное словоблудие с попыткой заболтать проблемы СРО- потеряешек!