Губернаторы не смогли одновременно выполнить два задания Путина
В результате предприниматели не получали обещанной Путиным помощи, а из-за ограничений не могли даже официально обанкротиться. Расплата будет тяжелой: один день карантина в ресторанном бизнесе компенсируется только 15 днями напряженной работы.
Владимир Путин поручил правительству России «разработать совместно с высшими должностными лицами субъектов и с участием представителей общероссийских объединений предпринимателей и представить общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике».
Впервые о проработке такого плана глава государства заявил в конце апреля, когда продлил вынужденные каникулы в стране до 11 мая. В тот же день было обнародовано, что премьер Михаил Мишустин заболел коронавирусом, и на время лечения его обязанности стал исполнять бывший экономический советник Путина, первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он известен своей позицией, что власти могут сами определять условия для бизнеса, исходя из интересов страны.
Источник в правительстве одного из уральских регионов рассказал, что Белоусов с самого начала пандемии коронавируса отвечал за разработку мер по стабилизации экономики: «[Мэр Москвы Сергей] Собянин и Мишустин каждый по своему графику проводили видеоконференции о борьбе с коронавирусом, а Белоусов — требовал отчетов по антикризисным мерам».
Штабы губернаторы создали еще в начале апреля. «Принцип создания отработан давно — с кризиса 2008 года мы умеем быстро формировать правительственные комиссии по обеспечению устойчивости работы предприятий. На них руководитель уровня первого вице-губернатора отвечает за координацию всех подразделений, директор предприятия докладывает, чем мог бы быть полезен для государства или межрегиональной кооперации, и мы в ручном режиме настаиваем, чтобы именно у этого завода покупалась какая-то техника в рамках муниципального заказа, пишем письма другим губернаторам или в федеральные министерства обращаемся за поддержкой», — рассказал сотрудник свердловского министерства экономики.
По его словам, отличием нынешнего кризиса стало резкое — обвальное — падение сбора налогов. Руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров ранее говорил о значительном сокращении доходов от трех основных налогов — на прибыль, имущество и НДФЛ. Налог на прибыль упал на 41%, НДФЛ — на 14%. При том, что НДФЛ сразу в 17 регионах России (из 85) обеспечивает половину бюджета (данные Счетной палаты РФ).
Из-за того, что губернаторам пришлось управлять одновременно двумя кризисами — коронавирусным и экономическим — они вынужденно определились с приоритетами, и все внимание уделили проблеме, о которой чаще говорил президент — пандемии COVID-19. К 28 апреля каждый губернатор должен был обеспечить дополнительный коечный фонд на случай резкого роста числа больных. При такой повестке экономические проблемы оказались на периферии внимания.
Ранее URA.RU рассказывало, что вице-губернаторы, курирующие не медицинские сферы (промышленность, торговлю, культуру и спорт, молодежную политику, ЖКХ, природные ресурсы) вместо разработки планов по выводу предприятий из самоизоляции занимаются распределением санитайзеров.
В Пермском крае штаб по поддержанию экономической стабильности был создан 9 апреля и собирался только два раза (данные пресс-службы администрации губернатора). Тогда как источники в краевом правительстве для сравнения отмечают, что пермский штаб по борьбе с коронавирусом до майских праздников собирался «почти ежедневно»: «Очевиден существенный крен в сторону борьбы с инфекцией. Экономика важна, но за вспышки вируса пока спрашивают больше».
Собеседники в правительстве Свердловской области рассказывают о недисциплинированности многих участников рабочей группы, которая была создана 31 марта. Структура хоть и собирается чаще, чем пермская (раз в неделю), но из ее 33 членов на заседаниях бывает едва ли не половина, сообщил URA.RU инсайдер. Беззаботность коллектива он объяснил поведением ключевых фигур рабочей группы: «По слухам [замгубернатора] Олег Чемезов, являющийся зампредседателя группы, и [министр экономики региона] Денис Мамонтов находятся в отпуске. Для остальных участников группы — это явный сигнал, что экономические вопросы пока не в приоритете».
Свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх, состоящая в рабочей группе, уверяет, что группой ведется значительная работа, в том числе вне рамок заседаний: «Профильные министерства ежедневно мониторят ситуацию на системообразующих предприятиях». Но Артюх сама отмечает, что этого недостаточно: «Хотелось бы, чтобы были бы предложены меры поддержки тем, кто в них нуждается. Нуждаемость справедливо было бы определять по объему падения выручки за сопоставимый период 2019 года».
В Курганской области региональный штаб по экономическому развитию не играет существенной роли в борьбе с кризисом, поделился с URA.RU источник в местном правительстве, потому что важнейшие решения принимаются в штабе по борьбе с коронавирусом: «Так как коронавирус кажется чиновникам более серьезной угрозой для их карьер, экономика, конечно, уходит на задний план».
В пресс-службе курганского губернатора не смогли оперативно рассказать URA.RU о работе экономического штаба. А сразу несколько знакомых агентства в бизнес-среде региона и в курганской власти признались, что вообще не знают о существовании такого органа.
В Башкирии антикризисный штаб по устойчивости экономики начал работать с 27 марта. Член местного отделения «Опоры России», основатель местной сети пекарен «Горячий хлеб» Ксения Валеева рассказала URA.RU, что компаниям общественного питания сложно даже получить в банках беспроцентный кредит на зарплаты сотрудникам.
«Что касается оплаты налогов, то наше предприятие получило отсрочку меньше чем на месяц. При этом мы продолжаем платить аренду за наши объекты. Некоторые арендодатели лояльно настроены и идут к нам на встречу, другие нет. Органы власти могли бы хоть как-то регулировать эту ситуацию, стать посредниками в переговорах, но мы и здесь остались одни, — сказала URA.RU Валеева. — Уже в апреле многие предприятия рухнули, но даже не смогли оперативно закрыть свой бизнес по причине ограничений в связи с режимом изоляции».
Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, член Общественной палаты РФ Андрей Разбродин в беседе с URA.RU подтвердил, что бизнес страдает от зацикленности региональных чиновников на коронавирусе: «Такая проблема есть, так как [к губернаторам] было требование прежде всего решать вопросы конкретно с вирусом. Но они уже под контролем, теперь пора заниматься и экономикой».
Он добавил, что каждый новый день режима самоизоляции наносит экономике кратный ущерб, так как у предприятий кончаются средства, но растут долги, с которыми нужно будет как-то справляться: «Эффект от карантина можно сравнить с гангреной. Один месяц еще можно вылечить с помощью антибиотиков, но дальнейшее затягивание ситуации ведет к ампутации». О кратном ущербе от каждого дня изоляции говорит и президент «Союза деловых людей» Илья Тимошин: «Для разных отраслей потери разные, но, например, для сферы услуг один день карантина обходится в 10-15 дней работы в нормальных условиях».
Экономист, президент «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич объясняет нерешительные меры региональных чиновников тем, что у них отсутствуют ресурсы: «Для помощи тем, кто пострадал, нужны деньги, но значительная часть региональных бюджетов у нас дефицитные, и главам непонятно, как они дыры в своих-то бюджетах будут затыкать». По мнению Бунича, региональные чиновники слышат о проблемах, с которыми столкнулся бизнес, но не могут ему помочь, поэтому единственным выходом остается скорейшее снятие карантинных мер.
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что с дефицитом бюджета теперь рискуют столкнуться абсолютно все регионы. «Из-за дефицита бюджета регионы не смогут поддерживать предприятия в период их восстановления, и им не на чем будет зарабатывать. От функционирования бизнеса зависят рабочие места, а значит состояние доходов населения», — рассказал URA.RU Масленников.
Экономист также отметил, что качество жизни россиян пострадает и по другим причинам. — В период падения доходов региональные финансисты ищут возможность для бюджета сэкономить. Очевидно, федеральному центру придется ввести жесткий контроль за финансированием бюджетных структур. […] Регионы будут отказываться от инфраструктурных проектов, например, строительства дорог», — заключил эксперт.
"без окрика из Кремля они оказались неспособны одновременно бороться с коронавирусом и помогать землякам"- не это ли результат целенаправленной деятельности центра в последние лет 10? Все регионы давным-давно ориентируются только на Москву, опасаясь личных инициатив.
Неужели до сих пор Кремль не сознает что с 2004г. у регионов нет денег? И ЭКОНОМИКА РФ из-за этой же причины не имела развития в РЕГИОНАХ. Выстроенная вертикаль НЕ ЭФФЕКТИВНА в мирное время.
Вертикаль власти называется: один винт раскрутится и все под откос.
ВСе все понимают, но каждый из власти на местах боится что то сделать не так .
Если зам.министра афиширует довольно спорное высказывание, что государство будет определять условия для бизнеса исходя из интересов государства......ну тогда .......чему удивляться!!!!! Весь мир исходит из позиции, что хорошо бизнесу то хорошо государству, а у нас , видимо, свой особенный бизнес! И что спасать то собрались? То чего нет! Может стоит подумать как создать экономику?
Майские праздники показали, что режим самоизоляции не действенен: все люди выходили на улицу, встречались за городом или гостили друг у друга.