Саморегуляторы СФО выступили с комплексной программой по реформе ценообразования в строительстве
Мы продолжаем знакомиться с инициативами СРО, выдвинутыми в ходе состоявшегося цикла предсъездовских Окружных конференций НОСТРОЙ. И сегодня пришла очередь конференции по Сибирскому федеральному округу, которая представила большой перечень предложений по такой острой теме, как вопросы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.
***
Как известно реформа системы ценообразования превратилась в один из нормотворческих долгостроев Министерства строительства и ЖКХ РФ. Переход на ресурсный метод, который в своё время широко декларировался, был признан преждевременным. Принятые главным строительным ведомством методики, по мнению экспертов, не учитывают региональных особенностей и многих рыночных факторов. Поэтому зачастую расценки на строительство и реконструкцию государственных объектов, рассчитанные по принятым нормам, оказываются заниженными. Как итог – закупки отменяются, а строительные компании всё с большей неохотой идут на сотрудничество с региональными и муниципальными властями.
Курирующий этот круг вопросов заместитель министра Дмитрий Волков тоже пока не смог порадовать строителей какими-то позитивными наработками. Поэтому предложения от сообщества могут оказаться как нельзя кстати.
Во-первых, по мнению сибирских саморегуляторов, существующую сегодня систему ценообразования необходимо в разумных пределах децентрализовать, отдав часть полномочий регионам. Оставив при этом вопросы единого методологического обеспечения реформы Минстрою России и ФАУ Главгосэкспертиза.
В частности, предлагается формирование номенклатуры ценообразующих ресурсов проводить с учётом региональных особенностей по видам строительства (жилищно-гражданское, транспортное строительство, коммунальная энергетика, водоснабжение и водоотведение) с учётом применяемых материалов, конструкций и изделий (региональная база строительной индустрии и промышленности строительных материалов, ввозные материалы).
При расчёте стоимости квадратного метра жилья для предоставления субсидий учитывать фактические затраты субъекта Федерации с учётом климатических особенностей регионов, в том числе сейсмики, транспортировки материалов, изменения стоимости строительных ресурсов (материалы, машины, механизмы, оплаты труда) в субъектах федерации и исполнения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
А также рассмотреть возможность финансирования региональных центров по ценообразованию в строительстве субъектов Российской Федерации из федерального бюджета нашей страны.
Кемеровской, Томской областей, Алтайского края (по согласованию с региональными органами власти) выступить в качестве пилотных регионов по применению ресурсного метода при расчёте сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог областного и муниципального значения. Это предложение связано с тем фактом, что уже сегодня субъекты Федерации получили по автомобильным дорогам индекс ниже, чем «Прочие объекты» в составе которых они были ранее.
Вторая группа предложений касается создания новых структур и ресурсов.
- Воссоздать при Минстрое России Институт типового проектирования с включением в его структуру научно-исследовательских подразделений в сфере технологии и экономики строительства (по типу ЦНИИОМТП и ЦНИИЭУС).
- Предусмотреть в составе ФГИС создание свободного информационного ресурса о выпускаемой на территории Российской Федерации продукции.
- Предусмотреть создание в России региональных центров мониторинга цен строительных ресурсов, в том числе цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и на эксплуатацию машин и механизмов, а также мониторинга среднемесячного размера оплаты труда рабочих, занятых в строительной отрасли.
Наконец, авторы указали и на вопросы финансирования, поскольку очевидно, что реализация их программы потребует немалых дополнительных расходов. Денежки предлагается найти за счёт финансирования региональных центров по ценообразованию в строительстве субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. А также за счёт возобновления отчислений на финансирование опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в строительной отрасли (в том числе и в области экономики строительства) со всех инвестиций, направленных на строительство и воспроизводство основных фондов страны.
Всегда радует, когда саморегулируемое сообщество не просто механически выполняет свои функции, но ещё и выступает с нужными и востребованными предложениями. Вопросы ценообразования в строительстве, безусловно относятся к таковым. К тому же, предлагаемая программа действий представляет собой достаточно подробный и комплексный документ, из которого указаны только основные положения. Между тем, федеральные структуры традиционно довольно неохотно принимают любые меры, которые ограничивают их полномочия в пользу регионов. А уж если эти предложения приводят не к экономии средств, а требуют дополнительных расходов, то мотивация с ними соглашаться и вовсе стремится к нулю.
Начните обсуждение первым!