В тринадцати регионах страны нет региональной СРО, а в двух из них она даже не может быть создана
Принцип регионализации, который до сих пор воспринимался саморегулируемым сообществом как клич к тотальной борьбе всех против всех под лозунгом «выжить в регионе должен только один» имеет и обратную сторону. Как быть с тем, если на весь регион не удастся набрать требуемого количества строительных организаций? И более того – что делать в тех субъектах, где своей СРО вообще нет? А таких, согласно данным НОСТРОЙ, по стране оказалось не так уж мало – тринадцать регионов.
Это – Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Тыва, республика Алтай, Курганская, Магаданская,Пензенская и Ульяновская области, Севастополь, Еврейская автономная область и Чукотка – такие данные приводит портал «Всё о СРО» со ссылкой на Национальное объединение. Получается, что строителям из этих областей, городов и АО вступать попросту некуда – нет на их малой родине ни одной даже самой захудалой региональной саморегулируемой организации.
А между тем, вступивший в силу закон 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» требует, чтобы самоопределение членов саморегулируемой организации завершилось к 1 июля 2017 года. За это время каждый член СРО должен будет сообщить о своём решении остаться в составе данной саморегулируемой организации, либо её покинуть. В том числе для того, чтобы вступить в СРО по месту своей регистрации.
Одним из вариантов решения этой проблемы может стать смена строительной компанией юридического адреса, чтобы она оказалась зарегистрирована в одном регионе с саморегулируемой организацией, в которой сейчас состоит.Также возможно создание саморегулируемой организации в тех регионах, где их нет, правда, для этого ещё нужно наскрести минимально необходимое для регистрации количество членов.
Так, в Ульяновской области, согласно данным НОСТРОЙ, насчитывается 626 организации, в Пензенской – 605, в Бурятии – 446, в Курганской области – 330, в Севастополе – 267, в Магаданской области – 189, в Республике Алтай – 188, в Ингушетии – 187, в Карачаево-Черкесии – 170, в Тыве – 138 и в Калмыкии – 122 организации. Таким образом в этих регионах вполне достаточно строительных компаний для того, чтобы создать региональную саморегулируемую организацию, минимальная численность которой не должна быть меньше 100. Вполне возможно, что в эти регионы могут переехать и некоторые из ныне действующих СРО, которые могут оказаться под угрозой закрытия из-за оттока у них членов, обусловленного вступлением в силу нового законодательства.
Ну, а что делать строителям из той же Еврейской автономной области, где зарегистрировано только 73 строительной организации? Или сих коллегам с Чукотки, где таких компаний лишь 52?
Согласно части 3 статьи 55.6 Градкодекса в новой редакции: «3. Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:
... 2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 настоящего Кодекса.
В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приёме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации. При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную саморегулируемую организацию выписку из Государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Саморегулируемая организация, в которую обратились с заявлением о приёме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована такая саморегулируемая организация, не имеет права отказать такому лицу в приёме в члены саморегулируемой организации по основанию, указанному в абзаце первом настоящей части».
Таким образом чукотским строителям, для того чтобы выполнить требования нового закона, можно будет вступить в саморегулируемую организацию, зарегистрированную в Якутии или в Камчатском крае, с которыми граничит их автономный округ. А строителям из Еврейской автономной области можно стать членами саморегулируемых организаций, зарегистрированных в Амурской области (их там сейчас две) или в Хабаровском крае (действует три СРО). Правда, нужно будет ещё угадать, какая из действующих СРО выживет в результате реформы, чтобы не столкнуться с неприятной необходимостью снова и снова собирать денежки на компенсационный фонд. А точнее – сразу два компфонда, предусмотренных новым законом.
Риторический вопрос- как решить проблему с недостачей в компенсационном фонде? ..... Нет банка - нет проблемы! Изящно!
В последнее время, внимательно знакомлюсь с деятельностью различных СРО, и возникает убеждение - основная часть этих коммерческих СРО были порождены не без участия НОСТРОЯ.... а при активной и деятельной поддержке его аппарата.
После принятия ГосДумой судьбоносных для СРО поправок в Градостроительный кодекс РФ для всех стало очевидным, что рынок, если его можно назвать таковым, саморегулирования в сфере строительства скоро существенно сократится. Причинами тому служат два основных новых принципа, на которых будет возводиться новая система управления отраслью: региональность и монополизация. И сей факт не может не расстраивать «коммерсантов» от саморегулирования, большинству из которых, похоже, вскоре придется закрыть или продать осколки своих «империй».
при активной и деятельной поддержке его аппарата".
Антон." Знаете, что их всех объединяет? Что у них - общее?
Отвечаю - жажда наживы и отсутствие всякого желания работать по закону!
Олег Самуилович. Очевидно, что больше, чем любые СРО, пострадают в этой мясорубке усиленной торговли членством и перерегистрации юридических лиц реальные строительные компании, платить которым придется больше и чаще.
Аркадий Николаевич. Если правительство принимает закон, очевидно содержащий антиконституционные нормы, значит, политическая воля «отнять и поделить» уже неотвратима.
Игорь Петрович.Как ни крути, вся эта история выглядит как реванш лицензионщиков, а предложенная схема – как полный возврат к лицензионным центрам – и по количеству, и по качеству. Только называться они теперь будут несколько по-другому.
Аркадий Николаевич! Так и не поняла чего же Вы хотите? Назад в будущее?
Тысячам строительных компаний придется либо регистрироваться по новому адресу, «мигрируя» в регион своей СРО, либо вступать в местную СРО со всеми сопутствующими издержками, либо вовсе покидать рынок.
Аркадий Николаевич. В любом случае, скучно не будет.
Аркадий Николаевич.Злые языки и поговаривают о банальном усилении монополизации на региональных строительных рынках… Как бы то ни было, остается не освещенным один вопрос, каким образом все эти нововведения скажутся на качестве и безопасности строительства. И скажутся ли вообще?
Выход - снизить (именно для этих регионов) необходимую численность участников этой региональной СРО.
Сначала напринимают законов... а потом думают - а как-же их исполнять-то будут? Извечная беда России.
Елена Сергеевна. Когда же правительство воочию убедится, что паразиты выживают даже на руинах системы?
Мое личное мнение - предлагаемая система не жизнеспособна, и скоро -министр запоет старую песню о лицензировании
В случае отсутствия на территории субъекта РФ зарегистрированной СРО, предприниматель или юрлицо имеет право обратиться для вступления в СРО, зарегистрированную в субъекте имеющем общую границу с таким субъектом»… и т.д. — при чем предприниматель или юрлицо должен предоставлять выписку из госреестра, что на территории его субъекта РФ СРО соответствующего вида действительно нет ))
Вот о таком анти-рекорде вычитал: "...до 27 марта 2015 года в реестре СРО ДСТ ЦССР насчитывалось немногим больше 1 300 компаний, спустя некоторое время реестр пополнился до 4500 компаний..."
масштабы -впечатляют.... от такого "подарка судьбы", действительно, отказаться тяжело