Михаил Мень или Вячеслав Володин не верит в «новое» саморегулирование? А может быть, они оба не верят?
На состоявшихся 3 июля парламентских слушаниях, прошедших в Государственной Думе РФ, на тему «Формирование эффективных законодательных механизмов защиты прав и законных интересов участников долевого строительства» внимание всего саморегулируемого сообщества привлекли высказывания сильных мира сего, облечённых государственной властью относительно дальнейшей судьбы саморегулирования. Представители СМИ, освещавшие мероприятие, по-разному трактуют, кто именно: профильный министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень или председатель Госдумы Вячеслав Володин высказался относительно отмены саморегулирования и замены его лицензированием. Наш добровольный эксперт решил представить на суд читателей своё мнение по этому поводу. Передаём ему слово.
***
По мнению «Интерфакса», это был Михаил Мень усомнившийся в жизнеспособности «нового» саморегулирования. Мол, если и в этот раз не удастся, то надо переходить на лицензирование. «Независимая газета», в свою очередь приписывает это высказывание Вячеславу Володину. А может, они по очереди говорили, об одном и том же. Или Михаил Александрович сказал это на трибуне, а Вячеслав Викторович продолжил тему из президиума или в пресс-подходах – разобраться трудно. Хотя и не столь принципиально. Слово так или иначе было произнесено.
Так почему же и Вячеслав Володин и Михаил Мень, возможно даже, в один голос, имеют такое похоронное настроение относительно судьбы отечественного саморегулирования в строительной отрасли? Ведь, казалось бы, сами столько радели о нём, законы сочиняли хорошие, принимали их, и вдруг такой пессимизм!
Нынешняя система саморегулирования с принятием 372-ФЗ в июле 2016 года действует по-новому. Внесённые законом изменения настолько носят кардинальный характер, а то, в чём оказалось нынче саморегулирование, нельзя назвать иначе как «Системой Минстроя». И, похоже, что именно в её перспективах усомнился и (или) господин Мень, и (или) господин Володин (или они оба).
Ведь про старое саморегулирование, когда все продавали допуски, уже забыли. Поскольку с приходом «команды Андрей Молчанов – Михаил Мень» в апреле прошлого года считалось, что с торговлей допусками и «квази»-коммерсантами покончено. И вот теперь, спустя год, подводя итоги, оказывается, что после появления нового закона всё осталось по-прежнему. И членство в СРО (допуск) можно, как и прежде купить, даже если компания не соответствует требованиям саморегулируемой организации. И, вроде, входной чек (он же взнос в компенсационный фонд) снизили до 100 тысяч рублей, но система «купи-
продай» и сами «посредники» никуда не делись. Реклама, сулящая получение допуска «за-день-за-час» и при Молчанове – Мене, также, как и при прежних руководителях, не сходила со страниц интернета.
Впрочем, никто с этим и не боролся, пустив всё на самотёк, мол, сами основания для подобной торговли пропадут с вступлением в силу 372-ФЗ. Как выяснилось на практике, основания не пропали, а потому как торговали раньше, так и продолжили торговать с июля прошлого года.
Разумный человек спросит: это 372-ФЗ такой кривой-косой-сырой, что не работает, как должно? И Минстрой не справился: поторопился, переоценил собственные силы? Но так нет же – все делают хорошую мину при плохой игре.
Что изменилось, так это только то, о чём неоднократно писал ЗаНоСтрой.РФ в рубрике «Ужасы 372-ФЗ» (и во что так не хочет верить Минстрой), в этом бизнесе как раз проявили себя с особой резвостью региональные СРО, наперегонки заманивая именно в свою саморегулируемую организацию, чтобы отжать конкурентов, «намазать на борт», как говорят в хоккее, а себе заработать побольше денежек.
И с удивлением увидели Минстрой и Минэкономразвития, что при переходе на региональный принцип членства в СРО проблема торговли допусками только расцвела. Потому что на самом деле она зиждется не на каких-то якобы межрегиональных СРО, от которых как бы пытались уйти. Она зиждется на простой коммерческой смекалке обыкновенного русского мужика. И раз сделали ставку на региональность, значит, именно региональный простой коммерческий мужик понял, что здесь можно заработать мешок денег. И начали рекламу давать уже региональщики, делая заказы юридическим фирмам.
Торговля допусками продолжилась! И даже увеличилась в масштабе. Только теперь она ушла в регионы.
Без малого в 30 миллиардов рублей обошлось строителям «новое» саморегулирование от Минстроя. За последний год качеством строительства, конечно, никто не занимался. И никаких сведений об этом в сводках Минстроя нет. Нет этих сведений и в сводках НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Все только собирали деньги. И надо было собрать побольше денег. Кроме того, перетасовывали строителей из межрегиональных СРО в якобы региональные.
За это время настоящего разгула коммерциализации в итоге 160 тысяч членов СРО заплатили каждый в среднем по 100 тысяч рублей одних только членских взносов. И в придачу к этим 1,6 миллиарда рублей ещё 5 миллиардов целковых собрали на пополнение якобы очень нужных «исторически-максимальных» компфондов, которые на самом деле так и оказались невостребованными и нынче просто лежат мёртвым грузом в уполномоченных банках.
За этот год 50 тысяч строителей сменили субъекты, переехав из московско-питерских в воронежско-новосибирские и другие СРО. При этом процедура перехода с компфондами, сформулированная в 372-ФЗ, оказалась насквозь сырой и недостаточно прописанной, к тому же, ограниченной во времени. Плюс ко всему, никто толком не проинформировал строителей о том, что надо написать заявления к 1 декабря. В итоге, как высказывались руководители НОСТРОЙ, только 15% членов СРО вообще направили уведомления в саморегулируемые организации. Это значит, что из 50 тысяч строителей, которые должны были сменить свои СРО, в соответствии с принципом регионального членства не больше 15% (максимум 20%) получили шанс на переход в другую СРО со своим взносом. А 80 – 85% строителей вынуждены были повторно внести взносы в компенсационный фонд. И получается, что как минимум 40 тысяч строительных компаний вынуждены были вновь платить кто по 100 тысяч, а кто и по 300 тысяч рублей в компфонд своей теперь уже региональной СРО. На круг выходит, что строители ещё 8 миллирадов рублей заплатили на ровном месте одних только взносов в компфонд при «переходе».
И вот теперь господа Володин и Мень заявляют, что саморегулирование, похоже, не состоится. Ничего себе! 29 миллиардов за год отдали строители за всю эту нервотрёпку с членством, повторными вступлениями, сборами, да поборами и, похоже, не состоится, и, похоже, это хотят бросить. Вот это неожиданно!
Выходит, полностью разуверились и в Минстрое в реализации своей системы?! Потеряли веру в собственную идею и в «новое» саморегулирование, хотя они сами же и являются авторами этой системы.
Искать логику в действиях чиновников сложно! Ещё сложнее её искать в институте Саморегулирования российского разлива. Строителям надо выживать, вот и рождаются такие варианты, здесь не до экономической целесообразности или о реальном секторе экономики. Вы ещё о мультипликативном эффекте вспомните. Одни только призывы для иностранных инвесторов чего стоят, у них ставка кредитная 3 - 5% у нас 25% и "свободная"конкуренция на рынке.
Ага..., лицензирование...
Что же имеется в итоге?
Неужели главная задача института СРО заключалась в откачивании денег из реального сектора экономики (строительства) в финансовый сектор? Ведь на оборотные деньги строительных компаний покупались бумажки страховых полисов и формировались мертвым грузом депозиты в банках, добрая половина которых стараниями ЦБ просто погорела... Сколько в итоге "погорело" зарплат рабочих и денег, которые могли быть пущены на переоснащение строителей, закупку оборудования для увеличения объемов строительства и снижения его себестоимости?
Для организации работы новых лицензионных центров снова надо бы взять из бюджета совсем нескромные суммы денег, а Резервный фонд закончится уже к январю 2018.
Может, попросить Набиуллину допечатать рублей на цели возрождения лицензий и по сути, опять потратить очередные миллиарды на выдачу новых бумажек уже в форме лицензий? Именно так последовательно убивается реальная экономика государства.
САМОрегулирование предполагает САМОсоздание, а не колодки с цепью на шее. Государство должно только сформулировать задачи и цели, разработать правовое регулирование процессом и порядок контроля. Верить или не верить, это функция участников процесса. Должны быть доступные варианты: лицензия или СРО, а строитель должен выбрать. Постоянно звучат категорические высказывания о СРО или лицензии, почему не то и другое?
Допрыгались аферисты! А вместе с собой и нормальные Сро потопили!
Всё предельно просто: была задача отчитаться о собранных средствах с саморегулируемых организаций. На сегодняшний день как никогда понятно, что сказанную сумму собрать не получится как не старайся. Выход один: признать, что саморегулирование не состоялось. Закрыть его и забыть
Мень изначально в него не верил и не скрывал этого.
Володин это произнёс. В новостях показывали.